Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:53, статья
Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ. Автор статьи делает вывод, что основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских и немецких вузов и школ прежде всего связаны с недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов; с определенной инертностью руководства учебных учреждений; с традиционной подходами министерских структур, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования
Федоров
А.В. Современное медиаобразование
в Германии и России (2000—2010): сравнительный
анализ // Alma Mater. Вестник высшей школы.
2011. № 2.
Современное
медиаобразование в
Германии и России (2000-2010):
сравнительный анализ
А.В.Федоров
Таганрогский
государственный педагогический институт, tgpi@mail.ru
Аннотация.
Современное
медиаобразование в
Германии и России (2000-2010):
сравнительный анализ.
Автор статьи делает вывод, что основные
трудности более широкого внедрения медиаобразования
в учебный процесс российских и немецких
вузов и школ прежде всего связаны с недостатком
целенаправленно подготовленных медиапедагогов;
с определенной инертностью руководства
учебных учреждений; с традиционной подходами
министерских структур, концентрирующих
свое внимание на поддержке учебных курсов
по информатике и информационным технологиям
образования при значительно меньшем
внимании к актуальным проблемам медиаобразования.
Для того, чтобы дать движению медиаобразования
новый импульс необходима консолидация
всех образовательных и медиапедагогических
организаций, медийного сообщества. В
целом сравнительный анализ современной
медиаобразовательной политики в Германии
и России (2000-2010) показал, что, несмотря
на определенные различия, у нее есть общий
вектор — стремление к развитию критического
и демократического мышления, творческих
способностей на медийном материале -
на всех уровнях обучения.
Abstract.
Modern Media Education in Germany and Russia (2000-2010): Comparative Analysis. The author of this article thinks, that the basic difficulties of wider introduction of media education in the Russian and German universities & schools first of all are connected with patent defect purposefully prepared of media educators; with the certain inertness of many educational establishments; with traditional approaches of the education ministry structures concentrating the attention on support of training computers’ courses and information technologies and much smaller attention to actual media education problems.
The target
to give media education movement a new pulse is connects with the consolidation
of all educational and media educational organizations and media communities.
As a whole the comparative analysis modern media education in Germany
and Russia (2000-2010) has shown that, despite of the certain
distinctions, it has common vector - aspiration to development of critical
and democratic thinking, creative abilities on media material - at all
levels of training.
Ключевые слова:
медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, сравнительный анализ, школы, вузы, педагоги, Германия, Россия.
Media education,
media literacy, media competence, comparative analysis, schools, universities,
educators, Germany, Russia.
Федоров
А.В. Современное медиаобразование
в Германии и России (2000—2010): сравнительный
анализ // Alma Mater. Вестник высшей школы.
2011. № 2.
Современное
медиаобразование в
Германии и России (2000-2010):
сравнительный анализ*
А.В.Федоров
Таганрогский
государственный педагогический институт, tgpi@mail.ru
*статья
написана при поддержке гранта
DAAD (Германия), исследования были
проведены автором в
Вовлеченность аудитории в процесс медиаобразования
Германия.
Как и в предыдущие два десятилетия конца
XX века, медиаобразование в Германии развивалось
достаточно интенсивно и в начале века
нынешнего. При этом сохранялось лидерство
нескольких медиаобразовательных центров
- Ассоциации медиапедагогики
и коммуникационной
культуры (Gesellschaft fьr Medienpдdagogik und Kommunikationskultur
– GMK, http://www.gmk.medienpaed.de), Института
исследования и практики
медиапедагогики (Institut fьr Medienpдdagogik in
Forschung und Praxis - http://www.jff.de), Института
прикладных исследований
медиа для детей (IFAK: Institut fьr angewandte Kindermedienforschung
- http://www.hdm-stuttgart.de/
Медиаобразование в Германии не носит пока обязательного характера (кроме медийных факультетов вузов) и осуществляется как в интегрированной форме на школьных уроках, так и в процессе дополнительного образования. Медиаобразование вошло в курсы немецкого языка, общественных наук, географии, искусства и т.д. По мысли многих современных педагогов Германии, курсы медиакультуры должны помочь развитию гражданского самосознания и критического мышления учащихся. Сегодня около 72% немецких учителей в той или иной степени регулярно используют элементы медиаобразования на своих уроках.
Медиакультура
изучается в большинстве
Центр медиапедагогики и медиакомпетентности Университета Майнца – (Johannes Gutenberg Universitat Mainz, AG Mediaenpadagogic) под руководством одного из лидеров медиаобразования в Германии, профессора С.Ауфенангера вот уже не первый год осуществляет медиаобразовательную подготовку будущих педагогов.
Еще
один исследовательский центр по
медиаобразованию работает в Мюнхене.
Заметное место на карте очагов медиакомпетентности
/ медиаграмотности в Германии занимает
Кассельский университет. Здесь
работает центр медиапедагогики, связанный
с рядом высших учебных учреждений
во Франции, Италии и Испании, осуществляющий
научно-исследовательские
Другой видный немецкий
В целом интегрированное
- изображений (фотографии, слайды, рисунки, комиксы и т.д.);
- аудиовизуальных медиа (фильмы, видеозаписи, телепередачи);
- прессы (газеты, журналы);
-мультимедиа (CD-ROM, Интернет, электронная почта).
В ходе эксперимента С.Блюмеке опросила 173 немецких старшеклассников [Blцmeke, 2003b]. В итоге выяснилось, что наиболее часто на уроках используются такие медиа как видеопроектор, видеомагнитофон (или DVD-плеер), пресса и книги. В меньшей степени - компьютеры и радио. В основном данные виды медиа применяются на занятиях по социальным и гуманитарным дисциплинам. При этом более 90% опрошенных школьников оценили использование медиа положительно.
Однако 2/3 опрошенных немецких школьников объясняли свою положительную оценку только тем, что это позволяет более наглядно представлять материалы уроков. Учащиеся, отметившие важность развития способностей критического анализа медиатекстов или умений, необходимых для создания собственных медиатекстов, оказались в меньшинстве. Это позволяет нам сделать вывод, что медиа в немецких школах в большинстве случаев используются в качестве технических средств обучения, иллюстрирующих содержание уроков.
Выводы немецких учащихся о целях и функциях применения средств массовой коммуникации в школах аналогичны: большая часть ответов сводится к улучшению иллюстративного фактора подачи учебного материала.
Исследование С.Блюмеке [
По мнению студентов немецких
вузов медиаобразование
-использования
медиа для собственного
-использования новых видов медиа (48%);
-понимания механизма медиавоздействий (48%);
-распознания
медийных манипуляций
-защиты от опасностей, связанных с использованием медиа (46%);
-возможности
аргументированного объяснения
своей точки зрения по вопросу
о средствах массовой
-умений
анализировать медиатексты и
процессы функционирования
- понимания языков медиа (42,5%);
- выбора медиатекстов высокого качества (42,5%);
-овладения
техническими навыками
-выбора медиа, исходя из собственных потребностей (38,5%);
-создания собственных медиатекстов (36,5%);
-выражения своих интересов с помощью медиатекстов (33%);
-оценки
художественных ценностей
Большой
популярностью в Германии пользуется
метод портфолио
[Blцmeke, 2003с].
Например, с 2002 года этот метод был введен
во всех университетах федеральной земле
Северный Рейн - Вестфалия. В частности
речь идет о своего рода медиаобразовательной
«автобиографии» ученика, уровне его медиакомпетентности.
Россия. В начале XXI века группа медиапедагогов Таганрогского государственного педагогического института разработала пакет документов для открытия новой вузовской медиаобразовательной специализации. В 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации была официально утверждена и зарегистрирована новая специализация для педагогических вузов страны под номером 03.13.30. - «Медиаобразование», которая теперь может осуществляться в любом университете или педагогическом институте России. С сентября 2002 году Таганрогский государственный педагогический институт начал подготовку педагогов по данной специализации. В 2007 году состоялся первый выпуск специалистов -социальных педагогов, прошедших полный курс обучения по данной специализации. С 2008 года вслед за Таганрогским государственным педагогическим институтом новую специализацию «Медиаобразование» открыл Дальневосточный государственный университет (кафедра социальной педагогики и управления образованием).
С
1993 года при Таганрогском государственном
педагогическом институте работает научно-образовательный
центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»
(поддержанный Федеральной Целевой программой
«Кадры» Министерства образования и науки
России, 2010-2012 и грантом Президента
РФ «Ведущие научные школы России», 2003-2005),
осуществляющий тесную координацию своей
деятельности с Ассоциацией медиапедагогики
России (http://edu.of.ru/