Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.
Введение…………………………….......................................................3
Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5
1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5
1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8
1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15
1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18
Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20
2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20
2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22
Заключение……………………………………………………………27
Список литературы…………………………………….…………....29
Заметим,
что в зависимости от конкретной
специфики деятельности центра по реабилитационной
работе с детьми, проявляющими отклонения
в поведении, роль и значимость различных
критериев оценки эффективности
может меняться, но только их комплексное
использование может дать более или менее
полную картину результатов работы центра.
[2]
Заключение.
Сегодня в России открыто более 500 учреждений социального обслуживания, социально педагогическая помощь интенсивно развивается.
Социально-педагогические службы призваны оказывать помощь в обучении семейной жизни, воспитанию детей, семейной терапии, разрешению конфликтов, развитию социальных инициатив.
Службы социальной реабилитации оказывают материальную помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительства, помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают психологическую помощь людям, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.
В медико-социальных центрах оказывается поддержка всем слоям населения: патронаж семей с малолетними детьми, пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика.
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками стали центры социальной реабилитации детей и подростков.
Здесь занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организацией их труда, отдыха и учебы, содействием выходу из кризисного состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям, контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления, помогают трудоустроиться вышедшим из заключения.
Особое внимание уделяется «семьям риска», которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном производстве, многодетным, нетрудоспособным, воспитывающим детей-инвалидов. Для несовершеннолетних матерей создаются приюты, в которых они могут жить, работать или продолжать учебу.
Деятельность социального педагога и других специалистов очень важна в таких центрах.
В «группу риска» входит довольно обширная категория детей и подростков с проблемами в развитии (но без патологий), из неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке.
Часто целые семьи оказываются в «группе риска». Стрессовое состояние таких детей связано с драками и пьянками в семье, избиениями, гибелью близких, нападением животных, катастрофой или войной, насилием или жестоким обращением. В тяжелейшем положении находятся дети, лишившиеся родителей или ушедшие из семьи в результате жестокого обращения, а также те, кто, переменив место жительства, конфликтует со сверстниками. Это дети педагогически запущенные, слабоуспевающие в школе, часто бросающие учебу. В результате плохого ухода, отсутствия материнской заботы и ласки у них наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии. Пережив психологический кризис и стресс, чаще всего они поступают в социальные приюты. В результате у таких детей утверждается чувство беззащитности, они отличаются дезадаптированным поведением, их поступки не соответствуют нормам общества.
Социальный педагог должен помочь детям и подросткам обрести самостоятельность и стойкость, стать лидером, включиться в деятельность, требующую уверенности в себе и смелости.
Оценка результатов деятельности социального педагога в центрах временной изоляции с детьми должна проводиться на основе не только объективных показателей, но и с учетом мнений всех участников процесса воспитания.
В качестве документальных источников информации могут использоваться статистические отчеты о работе учреждений образования и воспитания, журналы посещения занятий и учета успеваемости, рабочая документация психологов и педагогов о результатах социального, педагогического и психологического обследования детей, специально разработанные анкеты и опросники.
Как дополнительный может быть рекомендован метод устного опроса (детей, родителей и педагогов) с обязательным ведением письменного протокола.
Таким
образом в процессе проделанной работы
были достигнуты поставленные цели и задачи.
Список
литературы
1. Алексеева Л. С. Социальная реабилитация подростков // Семья в I России. - 1995. — № 2. — С. 146-166.
2. Анисимова Н.П., Кузнецова И.В., Критерии эффективности центров реабилитации по работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии. Методические рекомендации. Ярославль 1999. – 8 с.
3. Василькова Т.А. Социальная педагогика : Учебное пособие/ КНОРУС, 2010 - 240 с.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студ. ВУЗов. «АКАДЕМИЯ» 2004 - 440 с.
5. Вострокнутов Н.В. Детский дистресс: Диагностика, коррекция, возвращение в жизнь // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22—25 сент. 1998 г.). — М., 1998.
6. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых / Пересказал А.Усачев. — М., 1992.
7. Вульфов Б. 3., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. — М., 1981.
8. Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Интеграция воспитательных воздействий среды в условиях социально-педагогического комплекса // Воспитание юного гражданина в детских коллективах.
9. Газман О. С. Воспитание: Цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
10. Галагузова М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В.Ткаченко. — Екатеринбург, 1995. — Вып. 1.
11. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики.
12. Гербеев Ю. В. Профилактика правонарушений в детской среде // Сов. педагогика. — 1989. — № 7.
13. Гилинский Я. И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. — СПб., 1993.
14. Егошина В. #., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. — М., 1993.
15. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. — М., 1990.
16. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. — М., 1995.
17. Зимняя И. А. Социальный педагог: проблемы и деятельность // Социал. работа. — 1994. — № 2—5.
18. Иванников В. А. Задачи социальной службы помощи детям //Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992.
19. Инновации
в работе специалистов
20. Иорданский Н. Н. Детская среда как фактор воспитания // Нар. учитель. — М., 1924. — № 4.
21. Кайданова О. Беспризорные дети: Практика работы опытной станции. — Л., 1926.
22. Мустаева Ф.А. «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001
23. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
24. Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. — М., 1979.
25. Невская С. С, Невский И. А. Современные проблемы преодоления правонарушений несовершеннолетних // Педагогика. — 1994. — № 4.
26. Никитин В.А . - Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
27. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева.
“Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» Л.Я.
28. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. — 1994. — № 3.
29. Плоткин М.М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. — 1995.
30. Шакурова М.В.
Методика и технология работы
социального педагога: Учеб. пособие
для ВУЗов. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 272с
Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции