Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.

Содержание

Введение…………………………….......................................................3

Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5

1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5

1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8

1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15

1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18

Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20

2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20

2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22

Заключение……………………………………………………………27

Список литературы…………………………………….…………....29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Храмцова.923.doc

— 179.50 Кб (Скачать)
 

   Заметим, что в зависимости от конкретной специфики деятельности центра по реабилитационной работе с детьми, проявляющими отклонения в поведении, роль и значимость различных  критериев оценки эффективности  может меняться, но только их комплексное использование может дать более или менее полную картину результатов работы центра. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Сегодня в России открыто более 500 учреждений социального обслуживания, социально педагогическая помощь интенсивно развивается.

   Социально-педагогические службы призваны оказывать помощь в  обучении семейной жизни, воспитанию детей, семейной терапии, разрешению конфликтов, развитию социальных инициатив.

   Службы  социальной реабилитации оказывают  материальную помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительства, помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают психологическую помощь людям, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

   В медико-социальных центрах оказывается поддержка всем слоям населения: патронаж семей с малолетними детьми, пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика.

   Распространенной  формой работы с трудными детьми и  подростками стали центры социальной реабилитации детей и подростков.

   Здесь занимаются предупреждением, профилактикой  их антиобщественного поведения, организацией их труда, отдыха и учебы, содействием  выходу из кризисного состояния.

   Центры  социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям, контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления, помогают трудоустроиться вышедшим из заключения.

   Особое  внимание уделяется «семьям риска», которые оказались в тяжелом  материальном положении, учатся, работают на вредном производстве, многодетным, нетрудоспособным, воспитывающим детей-инвалидов. Для несовершеннолетних матерей создаются приюты, в которых они могут жить, работать или продолжать учебу.

   Деятельность  социального педагога и других специалистов очень важна в таких центрах.

   В «группу  риска» входит довольно обширная категория  детей и подростков с проблемами в развитии (но без патологий), из неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке.

   Часто целые семьи оказываются в  «группе риска». Стрессовое состояние  таких детей связано с драками и пьянками в семье, избиениями, гибелью близких, нападением животных, катастрофой или войной, насилием или жестоким обращением. В тяжелейшем положении находятся дети, лишившиеся родителей или ушедшие из семьи в результате жестокого обращения, а также те, кто, переменив место жительства, конфликтует со сверстниками. Это дети педагогически запущенные, слабоуспевающие в школе, часто бросающие учебу. В результате плохого ухода, отсутствия материнской заботы и ласки у них наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии. Пережив психологический кризис и стресс, чаще всего они поступают в социальные приюты. В результате у таких детей утверждается чувство беззащитности, они отличаются дезадаптированным поведением, их поступки не соответствуют нормам общества.

   Социальный  педагог должен помочь детям и подросткам обрести самостоятельность и стойкость, стать лидером, включиться в деятельность, требующую уверенности в себе и смелости.

   Оценка результатов деятельности социального педагога в центрах временной изоляции с детьми должна проводиться на основе не только объективных показателей, но и с учетом мнений всех участников процесса воспитания.

   В качестве документальных источников информации могут использоваться статистические отчеты о работе учреждений образования и воспитания, журналы посещения занятий и учета успеваемости, рабочая документация психологов и педагогов о результатах социального, педагогического и психологического обследования детей, специально разработанные анкеты и опросники.

   Как дополнительный может быть рекомендован метод устного  опроса (детей, родителей и педагогов) с обязательным ведением письменного протокола.

   Таким образом в процессе проделанной работы были достигнуты поставленные цели и задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Алексеева  Л. С. Социальная реабилитация  подростков // Семья в I России. - 1995. — № 2. — С. 146-166.

2. Анисимова Н.П., Кузнецова И.В., Критерии эффективности центров реабилитации по работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии. Методические рекомендации. Ярославль 1999. – 8 с.

3. Василькова Т.А. Социальная педагогика : Учебное пособие/ КНОРУС, 2010 - 240 с.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студ. ВУЗов. «АКАДЕМИЯ» 2004 - 440 с.

5. Вострокнутов Н.В. Детский дистресс: Диагностика, коррекция, возвращение в жизнь // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22—25 сент. 1998 г.). — М., 1998.

6. Всеобщая декларация  прав человека для детей и  взрослых / Пересказал А.Усачев. — М., 1992.

7. Вульфов Б. 3., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. — М., 1981.

8. Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Интеграция воспитательных воздействий среды в условиях социально-педагогического комплекса // Воспитание юного гражданина в детских коллективах.

9. Газман О. С. Воспитание: Цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

10. Галагузова М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В.Ткаченко. — Екатеринбург, 1995. — Вып. 1.

11. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики.

12. Гербеев Ю. В. Профилактика правонарушений в детской среде // Сов. педагогика. — 1989. — № 7.

13. Гилинский Я. И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. — СПб., 1993.

14. Егошина В. #., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. — М., 1993.

15. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. — М., 1990.

16. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. — М., 1995.

17. Зимняя И. А. Социальный педагог: проблемы и деятельность // Социал. работа. — 1994. — № 2—5.

18. Иванников В. А. Задачи социальной службы помощи детям //Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992.

19. Инновации  в работе специалистов учреждений  социально-педагогической поддержки / Л.Я.Олиференко, Е.Е.Чепурных, Т.И.Шульга, А. В. Быков. — М., 2001.

20. Иорданский Н. Н. Детская среда как фактор воспитания // Нар. учитель. — М., 1924. — № 4.

21. Кайданова О. Беспризорные дети: Практика работы опытной станции. — Л., 1926.

22.  Мустаева Ф.А. «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001

23. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

24. Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. — М., 1979.

25. Невская С. С, Невский И. А. Современные проблемы преодоления правонарушений несовершеннолетних // Педагогика. — 1994. — № 4.

26. Никитин В.А . -  Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

27. Олифиренко, Т.И.  Шульга, И.Ф. Дементьева.

“Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» Л.Я.

28. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. — 1994. — № 3.

29. Плоткин М.М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. — 1995.

30. Шакурова М.В.  Методика и технология работы  социального педагога: Учеб. пособие  для ВУЗов. - М.: Издательский центр  «Академия», 2002. - 272с 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции