Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.
Введение…………………………….......................................................3
Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5
1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5
1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8
1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15
1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18
Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20
2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20
2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22
Заключение……………………………………………………………27
Список литературы…………………………………….…………....29
Совет по защите прав детей, создается с целью вовлечения в работу с детьми всех муниципальных органов и структур.
Совет
наделен определенными
Основная цель совета — недопущение дискриминации в реализации и защите прав и законных интересов детей, дееспособность которых ограничена в силу их несовершеннолетия или проблем здоровья, обучения, воспитания, а также содействие их интеллектуальному, психическому, духовному развитию и самореализации личности.
Предложенная
муниципальная система
В системе
здравоохранения (на примере Ярославской
области) можно выделить следующие структурные
подразделения, осуществляющие деятельность
по воспитанию детей я подростков, их устройству,
укреплению здоровья, предупреждению
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и охране их прав:
Областной
центр медицинской
профилактики
наряду с другими медицинскими услугами
осуществляет психологическое консультирование
детей и их родителей по проблемам восстановления
психосоматического статуса.
Подростковое
отделение областной
клинической психиатрической
больницы проводит психотерапевтический
прием подростков с пограничными нервно-психическими
расстройствами, характерологическими
нарушениями, нарушениями поведения.
Центр медико-психологической помощи детям и подросткам с проблемами зависимости, целью которого является оказание помощи детям и подросткам, имеющим зависимость от психоактивных веществ.
Важное
значение в профилактике и коррекции
девиантного поведения
Данные учреждения носят «спасательный» характер по отношению к ребенку и семье.
В основном в центрах оказывается помощь детям с непатологической формой социально-психологической дезадаптации, с первичными формами личностной деформации, но уже приобщившихся к курению, антиобщественным формам поведения.
Независимо
от специфики конкретного
1.3Социально-педагогическая
деятельность с детьми
группы риска
Рассматривая алгоритм деятельности социального педагога с ребенком, следует обратить внимание на ее последовательность.
Изучение личности ребенка помогает социальному педагогу принять правильное решение о характере необходимой помощи или при перевоспитании. С этой целью он изучает биографию ребенка, состояние его здоровья, отношения в семье, в школе, с друзьями и недругами. Для этого проводятся беседы, анкетирования, наблюдение поведения и круга общения, анализ и др. В результате составляются «Карта личности» и «Карта среды».
Осмысливая вместе с подопечным его положение, следует выявить уровень кризиса, ситуацию, в которой оказался ребенок, обращая при этом внимание на его собственные действия, а не на ссылку «виноват кто-то».
Главное проявить участие, поддержать духовно, наметить пути выхода из кризиса.
Воспитательное воздействие должно быть сознательно дозируемым, проводимым с педагогическим тактом и мастерством, с соблюдением меры в общении. Иначе это будет воспринято как давление, что может помешать общению, а значит, и узнаванию ребенка.
Скоординировать влияние среды — семьи, школы и сверстников.
Проанализировав достигнутое, наметить перспективную (большую) цель в работе. Мобилизовать свои способности для того, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации; добиться стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.
Организаторская работа по оформлению опеки для посредничества между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями состоит в том, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым жизненным условиям.
В заключение постоянно наблюдать, сопровождать подопечного на пути его социализации. [3]
Для осуществления любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью которых реализуется цель. Выбор средств полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы людей, которые выступают ее объектом.
Социальный педагог может использовать методы и средства коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Методы социальной педагогики Мустаева предлагает разделить на 3 группы:
Василькова Ю.В. выделяет следующие методы социального воспитания:
Любая проблема должна решаться комплексно. Именно
комплексный социально-педагогический подход в работе с детьми категории «группы риска» и должен быть положен в основу деятельности социального педагога.
Многообразие проблем, которые требуют решения в процессе работы с детьми группы риска, требует участия разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу.
Деятельность с такими детьми предусматривает целый блок мероприятий:
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:
Дети
и подростки с отклоняющимся
поведением очень сложны в общении.
Чтобы установить с ними контакт,
социальному педагогу требуется
приложить довольно много усилий.
1.4 Причины возникновения детей в группе риска
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.
Дети
группы риска – это та категория
детей, которая в силу определенных
обстоятельств жизни более
Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи необходимо четко представлять себе контингент этих детей и их психологическую характеристику.
Основными причинами попадания детей в группу риска
являются следующие обстоятельства жизни:
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.
Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии.
Им присуща одна характерная черта:
нарушение социализации в широком смысле слова:
Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции