Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.

Содержание

Введение…………………………….......................................................3

Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5

1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5

1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8

1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15

1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18

Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20

2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20

2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22

Заключение……………………………………………………………27

Список литературы…………………………………….…………....29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Храмцова.923.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

   Совет по защите прав детей, создается с целью вовлечения в работу с детьми всех муниципальных органов и структур.

   Совет наделен определенными полномочиями, необходимыми для оказания помощи и поддержки детям. В его составе работают юристы, психологи, социальные педагоги, врачи и другие специалисты. Каждый ребенок, семья, образовательное учреждение могут обратиться в совет и немедленно получить социальную и психолого-педагогическую помощь.

   Основная  цель совета — недопущение дискриминации  в реализации и защите прав и законных интересов детей, дееспособность которых ограничена в силу их несовершеннолетия или проблем здоровья, обучения, воспитания, а также содействие их интеллектуальному, психическому, духовному развитию и самореализации личности.

   Предложенная  муниципальная система социально-педагогической поддержки создана для осуществления  комплексного подхода и создания условий для обучения и воспитания всех категорий детей. Она направлена на более качественное оказание помощи детям, в силу разных обстоятельств воспитывающимся вне семьи. [27] 

   В системе  здравоохранения (на примере Ярославской  области) можно выделить следующие структурные подразделения, осуществляющие  деятельность по воспитанию детей я подростков, их устройству, укреплению здоровья, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и охране их прав: 

   Областной центр медицинской  профилактики наряду с другими медицинскими услугами осуществляет психологическое консультирование детей и их родителей по проблемам восстановления психосоматического статуса. 

   Подростковое  отделение областной  клинической психиатрической  больницы проводит психотерапевтический прием подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами, характерологическими нарушениями, нарушениями поведения. 

   Центр медико-психологической  помощи детям и  подросткам с проблемами зависимости, целью которого является оказание помощи детям и подросткам, имеющим зависимость от психоактивных веществ.

   Важное  значение в профилактике и коррекции  девиантного поведения выполняет  Служба телефона доверия (медико-социально-психологическая  служба).

   Данные  учреждения носят «спасательный» характер по отношению к ребенку и семье.

   В основном в центрах оказывается помощь детям с непатологической формой социально-психологической дезадаптации, с первичными формами личностной деформации, но уже приобщившихся к курению, антиобщественным формам поведения.

   Независимо  от специфики конкретного реабилитационного  учреждения их деятельность направлена на реализацию единых целей:

  • формирования конструктивных;
  • социально приемлемых форм и способов поведения;
  • повышения психосоциальной адаптации;
  • изменения отношения к девиантному поведению;
  • изменения отношения к людям, труду, себе;.
  • восстановления социальных контактов; обеспечения психологического здоровья [2]
 
 

1.3Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска 

   Рассматривая  алгоритм деятельности социального  педагога с ребенком, следует обратить внимание на ее последовательность.

   Изучение  личности ребенка  помогает социальному педагогу принять правильное решение о характере необходимой помощи или при перевоспитании. С этой целью он изучает биографию ребенка, состояние его здоровья, отношения в семье, в школе, с друзьями и недругами. Для этого проводятся беседы, анкетирования, наблюдение поведения и круга общения, анализ и др. В результате составляются «Карта личности» и «Карта среды».

   Осмысливая  вместе с подопечным его положение, следует выявить уровень кризиса, ситуацию, в которой оказался ребенок, обращая при этом внимание на его собственные действия, а не на ссылку «виноват кто-то».

   Главное проявить участие, поддержать духовно, наметить пути выхода из кризиса.

   Воспитательное  воздействие должно быть сознательно  дозируемым, проводимым с педагогическим тактом и мастерством, с соблюдением меры в общении. Иначе это будет воспринято как давление, что может помешать общению, а значит, и узнаванию ребенка.

   Скоординировать влияние среды  — семьи, школы и сверстников.

   Проанализировав достигнутое, наметить перспективную (большую) цель в работе. Мобилизовать свои способности для того, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации; добиться стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

   Организаторская работа по оформлению опеки для посредничества между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями состоит в том, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым жизненным условиям.

   В заключение постоянно наблюдать, сопровождать подопечного на пути его социализации. [3]

   Для осуществления  любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью которых реализуется цель. Выбор средств полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы людей, которые выступают ее объектом.

   Социальный  педагог может использовать методы и средства коллективной, групповой и индивидуальной работы.

   Методы  социальной педагогики Мустаева предлагает разделить на 3 группы:

    • Методы исследования (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, и др.)
 
    • Методы  воспитания (методы организации деятельности, стимулирования деятельности, к ним  относят поощрение, наказание; методы формирования сознания, такие как  педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации  общественно полезной деятельности, использования творческих игр и др.)
 
    • Методы  социально-психологической помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ) [22]
 

Василькова Ю.В. выделяет следующие методы социального  воспитания:

    • (на что направлены) формирование сознания, эмоций и чувств, социально-приемлемого поведения и деятельности, самовоспитания личности;
 
    • (отношения  воспитателя и воспитанника) организация  деятельности, метод общения, опека,  самореализация и коррекция;
 
    • (влияние  среды на личность) общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, среды. [4]
 

    Любая проблема должна решаться комплексно. Именно

комплексный социально-педагогический подход в работе с детьми категории «группы риска» и должен быть положен в основу деятельности социального педагога.

     Многообразие  проблем, которые требуют решения  в процессе работы с детьми группы риска, требует участия разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу.

     Деятельность  с такими детьми предусматривает  целый блок мероприятий:

  • учебные (вовлечение в учебную деятельность)
  • воспитательные (от обычных бесед и мероприятии, участие в общественно-полезной деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных организации)
  • оказание социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).
 

     В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

  • перевод социальной ситуации в педагогическую;
  • воспитание нравственно-правовой убежденности;
  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
  • организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
  • способствование заполнению пробелов в знаниях.[30]
 

Дети  и подростки с отклоняющимся  поведением очень сложны в общении. Чтобы установить с ними контакт, социальному педагогу требуется  приложить довольно много усилий. 

    1.4 Причины возникновения  детей в группе риска

   В настоящее  время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в  педагогике и психологии.

   Дети  группы риска – это та категория  детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

   Для решения  вопросов оказания психологической  и социально-педагогической помощи необходимо четко представлять себе контингент этих детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами  попадания детей в группу риска

являются следующие  обстоятельства жизни:

  • пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
  • устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем
  • отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
  • лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • жестокое обращение с детьми (побои избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
  • оставление малолетних детей. одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства.
  • побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
 

Анализ условий  жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую  фактором риска.

   Специалисты чаще всего фиксируют сочетание  многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

   Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают  значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии.

   Им  присуща одна характерная черта:

нарушение социализации в широком смысле слова:

    • отсутствие навыков гигиены.
    • неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам.
    • нарушения половой ориентации.
    • воровство, лживость .
    • жестокость, агрессивность.
    • утрата интереса к труду, лень.
    • отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе.
    • утрата интереса к знаниям.
    • вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции