Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.

Содержание

Введение…………………………….......................................................3

Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5

1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5

1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8

1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15

1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18

Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20

2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20

2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22

Заключение……………………………………………………………27

Список литературы…………………………………….…………....29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Храмцова.923.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

   Однако  многие проблемы детства продолжали сохраняться и постепенно становились  все более острыми. К ним относятся проблемы воспитания, образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями (физическими, психическими и интеллектуальными), детей с девиантным поведением.

   В стране по-прежнему оставались беспризорные дети, число которых возросло в период Великой Отечественной войны, действовали детские дома, куда все больше попадало детей — социальных сирот.

   Отдельные вопросы воспитания и социализации неблагополучных категорий детей решали педагоги в качестве дополнительной нагрузки, какие-то проблемы относились к компетенции милиции, часть вопросов решалась органами здравоохранения, а также социальной защиты.

   Социальная  защита была в тот период основным видом социальной помощи. [27] 
 

1.2. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь 

   Сеть  учреждений и служб, оказывающих  социально-педагогическую помощь детям, включает:

    • учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.)
 
    • учреждения  и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские  дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с  отклонениями в развитии, биржи труда  и др.)
 
    • социальные  службы муниципальных органов и  их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки)
 
    • службы  культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы  народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.)
 
    • валеологические и физкультурно-оздоровительные  службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому),
 
    • социальные  службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика [26]
 

   Я расскажу подробнее о центрах социально-педагогической поддержки детей группы риска, их становлении и развитии.

   Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства была создана в последнем десятилетии XX столетия в ходе опытно-экспериментальной работы. В эту систему вошли учреждения и службы, которых до этого не было в нашей стране. 

   Центр социально-трудовой адаптации (ЦСТА) был создан для выполнения нескольких функций:

    • реализация обучения по престижным профессиям для школ, в учебных планах которых сохранился предмет «Трудовое обучение» (6 ч в неделю);
    • подготовка по избранной профессии для школ, которые открыли профильные классы (12 ч в неделю);
    • создание групп учащихся (14—16 лет), отчисленных по разным причинам из школ, создание им условий для начальной профессиональной подготовки, получения работы и заработка при неполном рабочем дне;
    • воспитательно-профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных школ района;
    • создание рабочих мест для детей и подростков, обучающихся в ЦСТА;
    • создание летних трудовых объединений по уборке урожая, сбору трав и т.д. как в районе, так и за его пределами;
    • информирование подростков об услугах, предоставляемых Центром занятости;
    • осуществление контроля за соблюдением прав подростков в сфере производства (выполнение условий договора между предприятием, организацией, кооперативом и учащимся — заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, спецодежда и обувь и пр.);
    • осуществление юридической защиты трудоустроенного подростка при нарушении условий договора работодателем.
 

   За  время существования ЦСТА в нем  в разное время была организована подготовка по следующим профессиям и специальностям:

-оператор ЭВМ,  машинопись, стенография, делопроизводство, секретарь-референт, бухгалтерский учет, основы юридических знаний, младший медицинский персонал, воспитатель и другие.

   Обучающиеся в ЦСТА проходят практику по месту жительства, оказывая населению различные услуги по низким ценам.

   Особое  внимание уделяется в ЦСТА подросткам 14—16 лет из неблагополучных семей, которые часто не посещают школу.

Многие из них не могут овладеть школьной программой. С целью предоставления таким подросткам возможности получить основное общее и начальное профессиональное образование непосредственно на базе района, где они проживают, и был открыт этот центр.

    Для  предотвращения отсева подростков  в образовательных учреждениях созданы также классы с углубленным трудовым обучением, в которых учащиеся получают начальную профессиональную подготовку — как в школе, так и через ЦСТА. 

   Центр неотложной социально-психолого-педагогической помощи (ЦНП) был открыт в 1994 г., как приют временного пребывания детей и подростков, но впоследствии в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в структуру которого входят приют временного пребывания, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, выездные бригады скорой психолого-педагогической помощи.

   Главная задача ЦНП — оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающимся  в социальной и психолого-педагогической поддержке: пострадавшим от жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; временно лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охраны и защиты их прав.

   В ЦНП  попадают прежде всего дети, изъятые  из неблагополучных семей, брошенные, бродяжничающие, оставшиеся без жилья и т.д. Дети и подростки могут сами прийти в центр и остаться там.

   В 1997 г. при ЦНП была также открыта  социальная гостиница для подростков.

   Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь, для оказания помощи и поддержки воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессионально-технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье.

   При невозможности  устроиться на работу воспитанники социальной гостиницы могут получать продукты, одежду, обувь до тех пор, пока они не смогут получать заработную плату.

   Кроме того, в социальной гостинице могут  находиться дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье, но в силу каких-либо обстоятельств жить там подростку невозможно или небезопасно.

   В социальной гостинице могут находиться также  несовершеннолетние матери, у которых нет средств к существованию, отсутствует жилье.

   Уже сегодня  в социальной гостинице в большинстве  случаев живут подростки, которые  работают, получают заработную плату, но у них не решены жилищные проблемы. 

   Центр семейного воспитания (ЦСВ). Помимо этого ЦСВ организовывал на базе своих филиалов центры дневного пребывания детей и подростков, в которых оказывается помощь детям из неблагополучных семей, организуется их досуг, предоставляется возможность найти себе занятие по интересам.

   Основная  задача ЦСВ — работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение  социальных, психологических, экономических факторов, негативно влияющих на развитие семьи и воспитание детей в ней, укрепление связей семьи с образовательными и другими учреждениями воспитания и развития детей, повышение педагогических, психологических, юридических знаний родителей, подготовку подрастающего поколения к браку, помощь семьям, попавшим в кризисную ситуацию, сохранение семьи, ее реабилитацию и изменение в положительную сторону отношений родителей к детям. 

   Кризисный центр «Хороший друг» (КЦ) был создан, как социально-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных условиях, когда становится невозможным или опасным проживание ребенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей или не справляются с этой задачей, но в то же время они не лишены родительских прав.

   Такие дети не считаются оставшимися без попечения родителей, но фактически проживать в своих семьях не могут. Поэтому это учреждение было открыто в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков.

   Главная задача данного учреждения — оказание помощи и поддержки детям, обеспечение нормальных условий для их проживания, обучения и получения профессии; проведение медицинской, педагогической, социальной и психологической реабилитации; подготовка к самостоятельной жизни.

   В 1995 г. для оказания помощи детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющим, была создана психолого-медико -педагогическая служба (ПМПС).

   В структуру  ПМПС входят психологический отдел, дефектологический отдел, а также  постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация, выполняющая и функции комиссии.

   Специалисты ПМПС также оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, логопедам, дефектологам, педагогам  школ и дошкольных учреждений.  

   Центр постинтернатной адаптации. Был создан для выпускников учреждений социально-педагогической поддержки, учреждений для детей-сирот, профессионально-технических училищ, а также выпускников социально-педагогических учреждений, вышедших из мест заключения и утративших возможность вернуться в семью, в свое жилье, не имеющих возможности трудоустроиться.

   Центр должен решать следующие задачи:

  • создание необходимых материальных и психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников социально-педагогических учреждений;
  • создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личности и ее адаптации в обществе;
  • оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи выпускникам учреждений социально-педагогической поддержки детства;
  • защита прав и интересов воспитанников на всех уровнях социального обеспечения;
  • выполнение законов, обеспечивающих государственную помощь и защиту выпускников социально-педагогических учреждений и передачу их для сопровождения в социальные сферы.
 

   Помимо  указанных социально-педагогических учреждений были введены также необходимые элементы системы социально-педагогической поддержки детства в традиционных образовательных учреждениях района: социально-педагогические группы в детских садах общего типа, а также специализированные детские сады; классы компенсирующего обучения и педагогической поддержки в общеобразовательных школах, социально-педагогические отряды и смены в летних оздоровительных лагерях.

   Большое внимание стало уделяться созданию условий для полноценного досуга и отдыха детей, пропаганде здорового образа жизни. 

   В Центре здоровья и образования занимается более 1000 детей и подростков. Центр имеет тесные связи с оздоровительными лагерями, во время летних и зимних каникул организует лагеря, также преимущественно для детей из неблагополучных семей. Основные направления работы с детьми и подростками в центре — это занятия спортом, укрепление здоровья, рекреация.

   Центр решает проблему занятия свободного времени неблагополучных подростков, а также оказывает позитивное влияние на их личностное развитие. В центре дети не только укрепляют свое здоровье, занимаются разными видами спорта, но и получают знания по конкретным видам спорта и в дальнейшем могут получить профессиональную подготовку по специальности «инструктор физкультуры». 

Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции