Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.
Введение…………………………….......................................................3
Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5
1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5
1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8
1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15
1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18
Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20
2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20
2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22
Заключение……………………………………………………………27
Список литературы…………………………………….…………....29
Однако многие проблемы детства продолжали сохраняться и постепенно становились все более острыми. К ним относятся проблемы воспитания, образования, защиты прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями (физическими, психическими и интеллектуальными), детей с девиантным поведением.
В стране по-прежнему оставались беспризорные дети, число которых возросло в период Великой Отечественной войны, действовали детские дома, куда все больше попадало детей — социальных сирот.
Отдельные вопросы воспитания и социализации неблагополучных категорий детей решали педагоги в качестве дополнительной нагрузки, какие-то проблемы относились к компетенции милиции, часть вопросов решалась органами здравоохранения, а также социальной защиты.
Социальная
защита была в тот период основным
видом социальной помощи. [27]
1.2.
Сеть учреждений и служб,
оказывающих социально-педагогическую,
психологическую помощь
Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям, включает:
Я расскажу
подробнее о центрах социально-
Муниципальная
система социально-
Центр социально-трудовой адаптации (ЦСТА) был создан для выполнения нескольких функций:
За время существования ЦСТА в нем в разное время была организована подготовка по следующим профессиям и специальностям:
-оператор ЭВМ, машинопись, стенография, делопроизводство, секретарь-референт, бухгалтерский учет, основы юридических знаний, младший медицинский персонал, воспитатель и другие.
Обучающиеся в ЦСТА проходят практику по месту жительства, оказывая населению различные услуги по низким ценам.
Особое внимание уделяется в ЦСТА подросткам 14—16 лет из неблагополучных семей, которые часто не посещают школу.
Многие из них не могут овладеть школьной программой. С целью предоставления таким подросткам возможности получить основное общее и начальное профессиональное образование непосредственно на базе района, где они проживают, и был открыт этот центр.
Для
предотвращения отсева
Центр
неотложной социально-психолого-
Главная задача ЦНП — оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной и психолого-педагогической поддержке: пострадавшим от жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; временно лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охраны и защиты их прав.
В ЦНП попадают прежде всего дети, изъятые из неблагополучных семей, брошенные, бродяжничающие, оставшиеся без жилья и т.д. Дети и подростки могут сами прийти в центр и остаться там.
В 1997 г. при ЦНП была также открыта социальная гостиница для подростков.
Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь, для оказания помощи и поддержки воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессионально-технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье.
При невозможности устроиться на работу воспитанники социальной гостиницы могут получать продукты, одежду, обувь до тех пор, пока они не смогут получать заработную плату.
Кроме того, в социальной гостинице могут находиться дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье, но в силу каких-либо обстоятельств жить там подростку невозможно или небезопасно.
В социальной гостинице могут находиться также несовершеннолетние матери, у которых нет средств к существованию, отсутствует жилье.
Уже сегодня
в социальной гостинице в большинстве
случаев живут подростки, которые
работают, получают заработную плату,
но у них не решены жилищные проблемы.
Центр семейного воспитания (ЦСВ). Помимо этого ЦСВ организовывал на базе своих филиалов центры дневного пребывания детей и подростков, в которых оказывается помощь детям из неблагополучных семей, организуется их досуг, предоставляется возможность найти себе занятие по интересам.
Основная
задача ЦСВ — работа с неблагополучными
семьями, направленная на смягчение
социальных, психологических, экономических
факторов, негативно влияющих на развитие
семьи и воспитание детей в ней, укрепление
связей семьи с образовательными и другими
учреждениями воспитания и развития детей,
повышение педагогических, психологических,
юридических знаний родителей, подготовку
подрастающего поколения к браку, помощь
семьям, попавшим в кризисную ситуацию,
сохранение семьи, ее реабилитацию и изменение
в положительную сторону отношений родителей
к детям.
Кризисный центр «Хороший друг» (КЦ) был создан, как социально-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных условиях, когда становится невозможным или опасным проживание ребенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей или не справляются с этой задачей, но в то же время они не лишены родительских прав.
Такие дети не считаются оставшимися без попечения родителей, но фактически проживать в своих семьях не могут. Поэтому это учреждение было открыто в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков.
Главная задача данного учреждения — оказание помощи и поддержки детям, обеспечение нормальных условий для их проживания, обучения и получения профессии; проведение медицинской, педагогической, социальной и психологической реабилитации; подготовка к самостоятельной жизни.
В 1995 г. для оказания помощи детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющим, была создана психолого-медико -педагогическая служба (ПМПС).
В структуру
ПМПС входят психологический отдел,
дефектологический отдел, а также
постоянно действующая
Специалисты
ПМПС также оказывают методическую
помощь психологам, социальным педагогам,
логопедам, дефектологам, педагогам
школ и дошкольных учреждений.
Центр постинтернатной адаптации. Был создан для выпускников учреждений социально-педагогической поддержки, учреждений для детей-сирот, профессионально-технических училищ, а также выпускников социально-педагогических учреждений, вышедших из мест заключения и утративших возможность вернуться в семью, в свое жилье, не имеющих возможности трудоустроиться.
Центр должен решать следующие задачи:
Помимо
указанных социально-
Большое
внимание стало уделяться созданию
условий для полноценного досуга
и отдыха детей, пропаганде здорового
образа жизни.
В Центре здоровья и образования занимается более 1000 детей и подростков. Центр имеет тесные связи с оздоровительными лагерями, во время летних и зимних каникул организует лагеря, также преимущественно для детей из неблагополучных семей. Основные направления работы с детьми и подростками в центре — это занятия спортом, укрепление здоровья, рекреация.
Центр
решает проблему занятия свободного
времени неблагополучных
Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции