Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.

Содержание

Введение…………………………….......................................................3

Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5

1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5

1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8

1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15

1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18

Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20

2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20

2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22

Заключение……………………………………………………………27

Список литературы…………………………………….…………....29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Храмцова.923.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО  «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» 

Кафедра социальной педагогики и организации  работы с молодежью 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

На тему: «Социально-педагогическая деятельность в центрах временной изоляции». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила: студентка 2 курса, 923 группы

            Храмцова  Татьяна 

            Научный руководитель: Соколова Марина Валентиновна

            к.п.н., доцент. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Ярославль. 2011.

Содержание 
 

Введение…………………………….......................................................3 

Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5 

1.1 История развития  учреждений социально-педагогической  помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5 

1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8 

1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей

группы риска…………………………………………………………..15 

1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18

         

Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20 

2.1 Основные направления  социально-педагогической помощи  и поддержки……………………………………………………………...20 

2.2 Критерии эффективности  деятельности профилактико-реабилитационных  учреждений………………………………...........22 

Заключение……………………………………………………………27 

Список  литературы…………………………………….…………....29 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Тема  деятельности социального педагога и поддержки детей в центрах временной изоляции очень актуальна в наше время. Именно поэтому я взяла эту тему для рассмотрения и написания курсовой работы.

   В современных  условиях ребенку нужна поддержка  против зла, лжи, пьянства, а порой  и преступных родителей. Он перегружен в школе, испытывает несправедливость учителей, переживает неустроенность семьи, должен решать множество проблем в общении со сверстниками.

    Молодые  люди испытывает трудности в  адаптации к обществу, налаживании  взаимоотношений, успешном саморазвитии и самореализации. Юноши и девушки стремятся быть достойными гражданами, признанными в коллективе, равными среди сверстников, людьми, ответственными в своей семейной жизни.

Социальный педагог  может и должен содействовать  решению этих проблем. Он позволяет представителям каждого поколения чувствовать себя комфортно в обществе.

   Объект  исследования - социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска.

   Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность в центрах временной изоляции с детьми группы риска.

   Цель  моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.

   Задачи:

  1. Ознакомиться с историей развития и становления социальных центров
  2. Ознакомится с деятельностью социального педагога
  3. Раскрывать важность этой профессии и выявить причины поступления детей и подростков в центры временной изоляции.
  4. Изучить критерии эффективности центров временной изоляции.

   Содержание  деятельности социального педагога состоит в содействии развивающейся  личности в социализации, оптимизации  ее поведенческих реакций на воздействие  среды. Это процесс усвоения ценностей, норм поведения и отношении к окружающими, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

   Появляются  различные учреждения социального  обслуживания, оказывающих помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организующие семейный отдых, в частности через семейные клубы.

   Местные органы власти создают различные  центры, в которых оказывается  помощь семье, молодым родителям, трудным  подросткам в кризисной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Социально-педагогическая деятельность. 

1.1 История развития  учреждений социально-педагогической  помощи и поддержки  детей в России. 

   История социальных служб помощи детям уходит корнями в историю милосердия и благотворительности, ведущую  роль в которых на протяжении многих веков играла церковь.

   Анализ  литературы показывает, что во всех европейских странах, включая и  Древнюю Русь, вплоть до Средневековья  отношение к детям не отличалось гуманностью. Родители распоряжались детьми по своему усмотрению, больного или «лишнего» ребенка могли убить, продать в рабство.

   Милосердие  к детям и забота о них, особенно о брошенных, стало распространяться с укреплением христианского  мировоззрения. Основой этого отношения  стала одна из основных заповедей  христианства — о любви к ближнему.

   Сострадательное отношение к детям зафиксировано  в исторических документах со времен великого князя Владимира Святого, при котором произошло крещение Руси. Он поручил духовенству призрение, попечение сирот и надзор над  ними. Его преемник великий князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей.

   В годы правления Ивана Грозного призрение  детей-сирот стало входить в  круг задач государственного управления осуществляемого административными  учреждениями того времени — приказами. В случае голода, стихийных бедствий и эпидемий выделялись значительные по тем временам средства для помощи сиротам и вдовам, практиковалась бесплатная раздача хлеба, одежды.

   При Алексее  Михайловиче в Новгороде архимандритом был открыт первый дом для сирот.

   Прямое  попечение о детях в специальных  учреждениях появилось в начале XVIII в., когда в 1706 г. в Холмово-Успенском монастыре за счет церковных средств была построена «сиропитальница» для «зазорных» младенцев. Вскоре было открыто еще десять подобных заведений.

   Получило  в это же время дальнейшее развитие и государственное попечение  о детях через специальные  детские учреждения. Петр I повелел монастырям призревать и воспитывать сирот до семилетнего возраста, а потом посылать их в школы для обучения ремеслам. Кроме того, указом от 1715 г. он предписал устраивать в Москве и других городах гошпитали для зазорных младенцев». Источником содержания этих заведений были городские доходы и средства, пожертвованные частными лицами и церковью.

   Для дальнейшего  развития государственной системы  призрения детей-сирот много сделала Екатерина II, которая утвердила план создания Императорского воспитательного дома в Москве.

   Учреждались и сиротские дома, где дети, оставшиеся без пропитания, оставались до трех лет, после чего направлялись в один из столичных воспитательных домов.

   В XIX в. появляются детские приюты, созданные на средства частных благотворителей. Особое внимание уделяется детям с физическими недостатками: глухим, слепым, калекам, для которых также создаются специальные воспитательные заведения.

   Важное  значение имели закрытые заведения  — воспитательные дома и детские  приюты, близкие к современным  детским домам и школам-интернатам. Организация деятельности таких  заведений была разнообразна и во многом определялась инициативой их работников.

   Еще одним  распространенным типом учреждений призрения детей были ясли. В основном это были заведения, работавшие в  дневное время, но были и круглосуточные ясли, главным образом в больших городах, для детей фабричных рабочих. В сельской местности обычно организовывались сезонные ясли на период полевых работ.

   Существовали  также ясли-приюты, где постоянно  жили сироты и полусироты. Одним  из типов таких заведений были сиротские дома, принимавшие подкидышей, с тем, чтобы затем устроить их на воспитание в семьи крестьян и ремесленников.

   Был создан Императорский институт слепых для  взрослых и детей мужского пола. Создавались также заведения  и для других категорий детей-инвалидов.

   Большое внимание уделяется в этот период проблемам детской преступности. Стали организовываться исправительные учреждения для различных категорий малолетних преступников, проституток и т.д.

   Самой распространенной формой оказания социальной помощи были различного рода учреждения и общества «вспомоществования» нуждающимся учащимся учебных заведений. Они существовали практически при каждом учебном заведении по всей России.

   Такие общества содержали общежития, столовые, где нуждающихся учеников кормили  бесплатно.

   Учащимся  предоставлялись денежные пособия или оплачивалось обучение тех, кто особо нуждался в средствах. Здесь же детям помогали одеждой, обувью, книгами. Формальности при оказании помощи были сведены к минимуму — достаточно было письма от учителя, что ученик нуждается в помощи.

   Деятельность  всех этих, по большей части благотворительных, учреждений и заведений находилась под строгим контролем государства.

   В целом  помощь, оказываемая ими, носила характер гуманного, щадящего, благожелательного отношения к ребенку, заботы о нем и его здоровье. Эта помощь имела главной целью социальное призрение и попечение детей и была направлена, прежде всего, на детей-сирот, подкидышей, детей-инвалидов, а также беспризорных и нуждающихся детей.

   Первый  этап становления новой системы  социального обеспечения детей пришелся на годы гражданской войны (1918—1920), когда положение детей значительно ухудшилось.

   Главной проблемой того периода стала массовая детская беспризорность. Поэтому первые меры новой власти были направлены на поиск путей решения именно этой проблемы. Опыт борьбы с беспризорностью всесторонне освещен в работах М.Зарецкого, О.Кайдановой, А.Д.Калинина и др.Создавались детские коммуны, городские клубные комнаты, детские общежития, площадки на заводах и фабриках и другие учреждения

   Несмотря  на организационные неурядицы, система социальногообеспечения детей в целом по стране постепенно приобрела довольно четкие очертания. К концу 20-х годов формально существовало уже только три категории детских домов: дошкольные детские дома, детские дома для учащихся и детские дома с профессиональным обучением.

   Кроме того, имелись трудовые колонии и  трудовые коммуны для трудновоспитуемых  детей, находившиеся в ведении органов  НКВД и ОГПУ. Существовали также  детские дома лечебного и полулечебного  типа и детские дома для инвалидов, включая слепых и глухонемых.

   С 30-х годов начался новый этап в развитии социально-педагогической помощи детям. В этот период было объявлено о ликвидации беспризорности. Многообразие различных видов детских учреждений исчезло, и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов.

   В 50 — 80-е годы государство полностью берет на себя заботу о детях.

 

Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции