Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.
Введение…………………………….......................................................3
Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5
1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5
1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8
1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15
1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18
Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20
2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20
2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22
Заключение……………………………………………………………27
Список литературы…………………………………….…………....29
Причины
попадания детей в учреждения
социально-педагогической помощи и поддержки
разные, но следует отметить, что решение
проблем этих детей мало зависит от сложившейся
традиционной системы образования, которая
предполагает нормальные условия жизни
детей в семье.
При семейном
неблагополучии решить проблемы детей,
не имея учреждений социально-педагогической
поддержки, весьма проблематично. [27]
Глава
II. Основные направления
социально-педагогической
помощи и критерии их
эффективности
2.1
Основные направления
социально-педагогической
помощи и поддержки
Область деятельности специалиста, охватывающая широкий
круг проблем,
связанных с особенностями
Способы деятельности, предназначенные для оказания помощи человеку и поддержки его в трудный для него период жизни, составляют основу социально-педагогической поддержки.
В 50-е годы XX в. появились многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике, которые привели к появлению специфической области человеческой деятельности — наставничества, психологического вспомоществования, консультирования — и профессий — социального работника и социального педагога, практического психолога.
Деятельность специалистов такого профиля направлена на решение социально-психологических и личностных проблем граждан, мер, направленных на предотвращение социальных отклонений.
Социально-педагогическая и психологическая помощь детям группы риска предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.
Социально-педагогическая поддержка направлена на главное — социализацию личности.
Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики:
Социализация личности ребенка в обществе возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее.
Это требует координации помощи детям и подросткам всех ведомств и построения единой системы социально-
педагогической помощи и поддержки. Необходимость создания такой системы определяется требованиями международно-правовых норм по защите подрастающего поколения, зафиксированных в Конвенции ООН о правах ребенка.
Необходимо преодолеть разобщенность социальных, педагогических, психологических, медицинских и правовых мер помощи детям.
Невозможно оказание помощи и поддержки детям, если отсутствует единая служба. Служба помощи и поддержки должна строиться на многих принципах; одним из главных среди них является гуманизация отношения общества к детям и подросткам, переход от запаздывающего карательного реагирования на отклонения в поведении к оказанию всесторонней и своевременной помощи, восстановление приоритета развития перед наказанием.
Гуманизация должна охватывать:
Гуманизация отношения к детям и подросткам должна воплотиться:
Все это
возможно только при наличии единой социально-педагогической
и психологической службы, способной оказывать
помощь и поддержку детям и подросткам.
[27]
2.2
Критерии эффективности
деятельности профилактико-
Заметим, что, поскольку в процессе воспитания участвуют как минимум три составляющие (образовательные учреждения, родители и сами учащиеся) то и оценка его результатов должна проводиться на основе не только объективных показателей, но и с учетом мнений всех участников процесса воспитания.
В качестве документальных источников информации могут использоваться статистические отчеты о работе учреждений образования и воспитания, журналы посещения занятий и учета успеваемости, рабочая документация психологов и педагогов о результатах социального, педагогического и психологического обследования детей, специально разработанные анкеты и опросники.
Как дополнительный может быть рекомендован метод устного опроса (детей, родителей и педагогов) с обязательным ведением письменного протокола.
Итак, в зависимости от способа получения информации все критерия эффективности деятельности реабилитационных учреждений могут быть разделены на две группы:
Деятельность любого реабилитационного центра является не только сугубо практической, предполагающей оказание услуг, связанных с основными целями учреждения, но научно-методической, направленной на накопление, обобщение и передачу позитивного опыта, разработку методического оснащения деятельности самого центра и непосредственных участников процесса реабилитации.
Кроме того, одним из направлений деятельности любого центра является обеспечение координации работы различных учреждений и специалистов для эффективной реализации поставленных целей и задач.
Остановимся
подробнее на характеристике отдельных
показателей эффективности
Прямые критерии эффективности
Перечень возможных
критериев эффективности
Каждый
из вышеназванных критериев
Круг причин отклоняющегося поведения достаточно широк и, естественно, далеко не все они могут быть устранены или хотя бы нивелированы в результате деятельности реабилитационных центров.
Тем не менее, эффективность работы реабилитационных центров по устранению причин возникновения и усиления девиантного поведения может быть оценена по следующим показателям:
Динамику этих изменений можно определить по результатам анкетирования.
Изменения
девиантности поведения подростков также
могут быть зафиксированы в ряде показателей:
Имеются в виду такие проявления девиантного поведения, которые связаны с противоправной деятельностью, употреблением наркотиков и алкоголя, хулиганством, нанесением телесных повреждений и пр.
В качестве дополнительных проявлений могут быть использованы:
Косвенные критерии эффективности деятельности
реабилитационных центров
К числу
косвенных критериев
(количество
консультаций, проведенных для подростков,
родителей, педагогов; количество лиц,
обратившихся за помощью, в том числе подростков,
родителей, педагогов; количество лекций,
бесед, родительских собраний, проведенных
в образовательных учреждениях по проблемам
девиантного поведения; наличие обратной
связи с людьми, обращавшимися за помощью
в центр; удовлетворенность работой центра
со стороны лиц, обращавшихся за помощью.)
Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции