Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы это - изучение деятельности социального педагога в центрах временной изоляции, знакомство с критериями эффективности этих центров и причину возникновения детей группы риска, выявить основные направления социально-педагогической помощи и поддержки с детьми группы риска.

Содержание

Введение…………………………….......................................................3

Глава I. Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска…………………………………………………………..5

1.1 История развития учреждений социально-педагогической помощи и поддержки детей в России……………………………..........................................................5

1.2 Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь…………..……………..8

1.3 Причины и факторы, влияющие на возникновение детей
группы риска…………………………………………………………..15

1.4 Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска……………………………………………………………………18

Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности…………………………...20

2.1 Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки……………………………………………………………...20

2.2 Критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений………………………………...........22

Заключение……………………………………………………………27

Список литературы…………………………………….…………....29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Храмцова.923.doc

— 179.50 Кб (Скачать)
 

   Причины попадания детей в учреждения социально-педагогической помощи и поддержки разные, но следует отметить, что решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье.  

   При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея учреждений социально-педагогической поддержки, весьма проблематично. [27] 
 
 
 
 

Глава II. Основные направления социально-педагогической помощи и критерии их эффективности  

2.1 Основные направления  социально-педагогической  помощи и поддержки 

   Область деятельности специалиста, охватывающая широкий 

круг проблем, связанных с особенностями психического развития человека в период его социализации и нарушениями развития, относится  к социально-педагогической поддержке.

   Способы деятельности, предназначенные для оказания помощи человеку и поддержки его в трудный для него период жизни, составляют основу социально-педагогической поддержки.

   В 50-е  годы XX в. появились многообразные  течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике, которые привели к появлению специфической области человеческой деятельности — наставничества, психологического вспомоществования, консультирования — и профессий — социального работника и социального педагога, практического психолога.

   Деятельность  специалистов такого профиля направлена на решение социально-психологических и личностных проблем граждан, мер, направленных на предотвращение социальных отклонений.

   Социально-педагогическая и психологическая помощь детям  группы риска предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.

   Социально-педагогическая поддержка направлена на главное — социализацию личности.

   Под социализацией  мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики:

  • отношение к другому человеку как к самоценности;
  • способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;
  • творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;
  • возможность самому проектировать будущее;
  • внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;
  • стремление к обретению смысла жизни.
 

   Социализация  личности ребенка в обществе возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее.

   Это требует  координации помощи детям и подросткам всех ведомств и построения единой системы социально-

педагогической  помощи и поддержки. Необходимость  создания такой системы определяется требованиями международно-правовых норм по защите подрастающего поколения, зафиксированных в Конвенции ООН о правах ребенка.

   Необходимо  преодолеть разобщенность социальных, педагогических, психологических, медицинских  и правовых мер помощи детям.

   Невозможно  оказание помощи и поддержки детям, если отсутствует единая служба. Служба помощи и поддержки должна строиться на многих принципах; одним из главных среди них является гуманизация отношения общества к детям и подросткам, переход от запаздывающего карательного реагирования на отклонения в поведении к оказанию всесторонней и своевременной помощи, восстановление приоритета развития перед наказанием.

   Гуманизация должна охватывать:

    • сферу законодательства;
    • сферу воспитания и обучения, основанную на психологической диагностике интересов, потребностей, мотивов, задержек и деформаций развития психики и поведения детей и подростков;
    • сферу наказания детей и подростков, совершивших правонарушение.
 

Гуманизация отношения  к детям и подросткам должна воплотиться:

    • в законах, определяющих правовой статус и юридический механизм защиты детей и подростков; т
    • в организации помощи детям и подросткам, основанной на диагностике их социального, психологического и медицинского статуса;
    • в гарантированности помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (детям группы риска).
 

   Все это  возможно только при наличии единой социально-педагогической и психологической службы, способной оказывать помощь и поддержку детям и подросткам. [27] 

2.2 Критерии эффективности  деятельности профилактико-реабилитационных  учреждений 

   Заметим, что, поскольку в процессе воспитания участвуют как минимум три составляющие (образовательные учреждения, родители и сами учащиеся) то и оценка его результатов должна проводиться на основе не только объективных показателей, но и с учетом мнений всех участников процесса воспитания.

   В качестве документальных источников информации могут использоваться статистические отчеты о работе учреждений образования и воспитания, журналы посещения занятий и учета успеваемости, рабочая документация психологов и педагогов о результатах социального, педагогического и психологического обследования детей, специально разработанные анкеты и опросники.

   Как дополнительный может быть рекомендован метод устного  опроса (детей, родителей и педагогов) с обязательным ведением письменного протокола.

   Итак, в зависимости от способа получения информации все критерия эффективности деятельности реабилитационных учреждений могут быть разделены на две группы:

  • объективные, полученные на основе анализа документации, применения стандартизированных психодиагностических методик* в том числе и специально разработанных и апробированных на соответствующем контингенте анкет, а также экспертных оценок специалистов;
 
  • субъективные, полученные на основе выяснения мнений различных участников воспитательного процесса по поводу их отношения к изменению различных сторон исследуемой ситуации.
 

   Деятельность  любого реабилитационного центра является не только сугубо практической, предполагающей оказание услуг, связанных с основными  целями учреждения, но научно-методической, направленной на накопление, обобщение и передачу позитивного опыта, разработку методического оснащения деятельности самого центра и непосредственных участников процесса реабилитации.

   Кроме того, одним из направлений деятельности любого центра является  обеспечение координации работы различных учреждений и специалистов для эффективной реализации поставленных целей и задач.

   Остановимся подробнее на характеристике отдельных  показателей эффективности деятельности центров реабилитации по работе с  детьми и подростками, имеющими девиантное поведение.  

Прямые  критерии эффективности

Перечень возможных  критериев эффективности достаточно широк:

    • позитивные изменения в количестве и качестве проявлений девиантного поведения;
    • устранение отдельных причин возникновения в усиления девиантного поведения;
    • позитивные изменения в результатах учебной деятельности детей в подростков;
    • позитивные изменения в результатах социализации детой и подростков;
    • позитивные личностные изменения детей с девиаитным поведением;
    • позитивные изменения во взаимоотношениях с социумом;
    • изменение отношения участников воспитательного процесса к общей ситуации жизни и деятельности подростка с девиантным поведением.
 

   Каждый  из вышеназванных критериев раскрывается системой различных показателей, которые  могут быть практически измерены и выражены в количественных и качественных признаках.

   Круг  причин отклоняющегося поведения достаточно широк и, естественно, далеко не все  они могут быть устранены или  хотя бы нивелированы в результате деятельности реабилитационных центров.

   Тем не менее, эффективность работы реабилитационных центров по устранению причин возникновения  и усиления девиантного поведения может быть оценена по следующим показателям:

  • изменения личностных характеритстик подростков с девиантным поведением в результате специальной коррекционной работы с ними психологов, психоневрологов, детских невропатологов, психиатров: повышение уверенности в себе, формирование положительного самоотношения; развитие интеллектуальных способностей, формирование недостающих интеллектуальных умений; обучение способам саморегуляции поведения, формирование умения самоконтроля поведения;
 
  • изменение положения ребенка в группе сверстников* достигаемое путем совместной работы психологов и педагогов, что позволит подростку найти свое место в группе, включиться в совместную деятельность с другими детьми, найти друзей, обеспечить понимание его другими детьми, тем самым избавиться от негативных переживаний, связанных с пренебрежением со стороны сверстников, одиночеством, неприятием;
 
  • изменение взаимоотношений в семье в  результате работы психологов и педагогов, обеспечивших возможности родителям  понимать своего ребенка, умение справляться с трудностями в общении с подростками, изменить стиль взаимодействия с ними, уделять им больше внимания и пр.;
 
  • изменение характера взаимодействия педагогов  и детей с девиантным поведением  способствующий развитию личности подростка и адаптации его к социуму.
 

   Динамику  этих изменений можно определить по результатам анкетирования.

   Изменения девиантности поведения подростков также могут быть зафиксированы в ряде показателей: 

    • снижение  количества подростков, характеризующихся девиантным поведением, из числа тех, с кем работает центр;
    • снижение количества девиаций, отмеченных как формы отклоняющегося поведения для тех подростков, с которыми работает центр, как в отношении частоты распространения каждой из форм девиантного поведения, так и с точки зрения исключения отдельных форм отклонения из арсенала поведенческих реакций подростков*;
    • аналогичное снижение количества девиаций в подростковой среде того образовательного учреждения, с которым взаимодействует центр
    • снижение "социальной тяжести", грубости девиаций как по числу проявлений, так и по форме отклонения
 

   Имеются в виду такие проявления девиантного поведения, которые связаны с противоправной деятельностью, употреблением наркотиков и алкоголя, хулиганством, нанесением телесных повреждений и пр.

   В качестве дополнительных проявлений могут быть использованы: 

    • снижение числа приводов в милицию подростков;
    • снижение числа обращений в комиссию по делам несовершеннолетних;
    • снижение числа повторных обращений в центр в связи с отсутствием позитивных изменений или отрицательной динамикой;
    • снижение числа исключенных из школы подростков.
    • снижение числа жалоб на плохое поведение подростков со стороны взрослого;
    • Снижение числа пропусков уроков и т.д.
    • Повышение успеваемости девиантных подростков по различным предметам в силу различных психологических, социальных, физиологических и прочих причин также может служить количественным показателем эффективности деятельности центра.
 
 

Косвенные критерии эффективности  деятельности

реабилитационных  центров

   К числу  косвенных критериев эффективности  можно отнести те, которые обусловливают  высокий уровень научного, методического и организационного обеспечения их деятельности:

    • Уровень научно-методического обеспечения, он может быть определен по числу разработанных методических рекомендаций, пособий, материалов, учебных программ по проблеме; количеству проведенных методических семинаров, конференций; количеству методических консультаций для различных специалистов; количеству исследований, проведенных по проблемам девиантного поведения.
 
    • Количество  и качество услуг, касающихся проблем девиантного поведения.

   (количество консультаций, проведенных для подростков, родителей, педагогов; количество лиц, обратившихся за помощью, в том числе подростков, родителей, педагогов; количество лекций, бесед, родительских собраний, проведенных в образовательных учреждениях по проблемам девиантного поведения; наличие обратной связи с людьми, обращавшимися за помощью в центр; удовлетворенность работой центра со стороны лиц, обращавшихся за помощью.) 

    • Организация взаимодействия с социальными институтами, участвующими в процессе обучения и воспитания детей, с которыми работает центр.

Информация о работе Социально педагогическая деятельность в центрах временной изоляции