Сказка в детском чтении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. [1.-246]
В настоящее время проблему чтения необходимо осознавать как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации. Нужна особая философия чтения, где сам процесс общения с книгой признается определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы влияния сказки на личностное развитие детей дошкольного возраста ………………………………………………..
1.1. Роль чтения сказок в развитии детей дошкольного возраста ………..
1.2 Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста……..
Глава 2. Экспериментальная работа осознанное восприятие сказки детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………..
Констатирующий этап эксперимента…………………………………
Формирующий этап эксперимента…………………………………...
Контрольный этап эксперимента……………………………………..
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по сказкам 2 вариант.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

В самостоятельной  деятельности   дети группы всегда могут использовать то ,что у ребенка вызывает наибольший интерес- книга, театр или костюм.

          Важным ежедневным направлением работы воспитателя была и работа с родителями. Необходимо было убедить их  поддерживать детское стремление к чтению.

         С детьми для родителей   был проведен досуг , где мы вместе с детьми приготовили музыкальную сказку  «Колобок- наоборот»( см. приложение №2), целью которого было, показать родителям, как можно с помощью чтения сказок  развлечь детей,  уточнить и закрепить их знания о сказках.

       Было проведено родительское собрание на тему: « Читайте детям сказки» и консультация для родителей на темы: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» (см. приложение№3-4), предложено создание альбома рисунков вместе с детьми «Мой любимый сказочный герой». 

  2.3.      Контрольный этап экспериментальной работы.

Цель  контрольного эксперимента:  определить,  как изменился уровень осознанного восприятия сказки у детей за период с октября по январь месяц .

Контрольный эксперимент  проводился по методике констатирующего  эксперимента, с добавлением дидактических игр, инсценировок.

Результаты  показали, что уровень осознанного восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста повысился на всех уровнях.

- с низким уровнем осознанного восприятия сказки Женя, Даня.

Дети стали  проявлять интерес в слушании произведения, но с трудом передают содержание, только с помощью взрослого, эмоционально скупы, могут оценить характер героя, с трудом могут передать свои впечатления в словах с помощью мимики и жестов.

 - со средним уровнем осознанного восприятия сказки А.Аая, Вова.

Дети с интересом  слушают сказки, эмоционально восприимчивы, передают содержание сказки, могут оценить характер героев и передать свои впечатления с помощью мимики и жестов  только немного мешают застенчивость и стеснительность.

- с высоким уровнем осознанного восприятия сказки Аня.М, Кристина, Наташа, Макар, Юля.

Дети любят  когда им читают сказки, эмоционально передают содержание и характер героев с помощью мимики и жестов,  с помощью моделирования и инсценирования могут передать сюжет сказки.

(Результаты  представлены в таблице№ 2 в приложении.)

                                            Заключение

Таким образом, проведенная  экспериментальная работа подтвердила  правомерность выдвинутой гипотезы, и позволило сделать следующий  вывод, что устное народное творчество оказывает огромное влияние на развитие личности. Слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии творческой деятельности ребенка. Вместе с тем восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли. Правильно организованное эстетическое восприятие оказывает огромное влияние и на духовное развитие ребенка. Оно не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.

Все эти условия  целенаправленно создавались, что  и привело  к положительным результатам.

Задачи, которые были поставлены в начале исследования выполнены:

  1. Проведено теоретическое исследование проблемы как чтение сказки влияет на развитие  дошкольников.
  2. Изучена и подобрана литература, периодика по данной проблеме.
  3. Выявлен уровень интереса к сказке у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Подобраны методики и средства для повышения интереса к чтению сказки.
  5. Опытным путем проверена эффективность используемых методик и средств.
  6. Выявлена динамика, рост влияния сказки на развитие ребенка.

В целом сказка оказывает незаменимую услугу ребенку, являясь эффективным инструментом познания мира. Сказка развивает интеллектуально и нравственно. Она формирует внутренний потенциал, прививает художественный вкус, приучая любить и чувствовать слово. 

 
                                         Литератула:

  1. Гриценко З.А. Детская литература методика приобщения детей к чтению. Москва ACADEMA  2004.
  2. СухомлинскийА.И. Избранные педагогические сочинения.М.,2007.
  3. Аникин В.П. Русская народная сказка - М., 2007.
  4. Толстой Л.Н. Басни, сказки, рассказы. - М.: Детская литература, 1987.
  5. Чтение худ. литературы с дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации. Журнал Д.в №1, 2010.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Приложение№1

                                       Таблица № 1

Результаты констатирующего эксперимента

1 Аня.М Аня.А. Вова Даня Женя Наташа Кристина Макар Юля
З

А

Н

Я

Т

И

Е

-

С

Л

У

Ш

А

Н

И

Е  

И  

 Р

А

С

С

К

А

З

Ы

В

А

Н

И

Е 
 
 
 
 

1.1. Умение слушать, понимать содержание сказки  
0
 
0
 
0
 
0
 
0
 

0

 
0
 
0
 
0
1.2. Эмоциональное восприятие сказки  
0
 
0
 
0
 
0
 
0
 

0

 
0
 
0
 
0
1.3. Умение оценивать характер персонажей  
   0
 
0
 
0
 
0
 
0
 

0

 
0
 
0
 
0
1.4. Отвечает на вопросы; 0 0 0 0 0     0 0 0 0
1.5. Умение передавать интонацию сказочного героя, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах  
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
    0
 
 
 
 
 
0 
 
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
1.6.  Передавать структуру сказки с помощью моделирования. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
                   
 
 

Таблица№2

Результаты  контрольного эксперимента

1 Аня.М Аня.А. Вова Даня Женя Наташа Кристина Макар Юля
З

А

Н

Я

Т

И

Е

- 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

 Р

А

С

С

К

А

З

Ы

В

А

Н

И

Е 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Умение слушать, понимать содержание сказки  
0
 
0
 
0
 
0
 
0
 

0

 
0
 
0
 
0
1.2. Эмоциональное восприятие сказки  
0
 
0
 
0
 
0
 
0
 

0

 
0
 
0
 
0
1.3. Умение оценивать характер персонажей  
   0
 
0
 
0
 
0
 
0
 

0

 
0
 
0
 
0
1.4. Отвечает на вопросы; 0 0 0 0 0     0 0 0 0
1.5. Умение передавать интонацию сказочного героя, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах  
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
    0
 
 
 
 
 
0 
 
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
1.6.  Передавать структуру сказки с помощью моделирования, инсценирования. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
 
 
 
 

                                                Приложени№

                         Музыкальный досуг « Колобок- наоборот»  
 
 
 
 
 

                                                   Приложени№  

                              Выступление на родительском собрании

                                      Тема: « Читайте  детям сказки». 

  

Правда, надо совершенно честно признать нынешнюю реальность: СМИ, литература последних лет привели  к эмоциональной упрощенности современных  детей – так считают психологи. В самом деле, у детей сегодняшних обедненная речь, мимика, им бывает сложно выразить даже простые эмоции – радость, печаль, злость, обиду. А через сказку этому можно научить! Главное, чтобы красной нитью шло через сказки, которые вы читаете ребенку, убеждение: добро всегда побеждает зло! Поверьте, впереди у ребенка трудная длинная жизнь, и ему придется сталкиваться со многими препятствиями, а сказка помогает в этом. Став старше, он сможет делать правильный выбор в непростых жизненных ситуациях. Конечно, если вы читаете хорошие добрые сказки, но ведь почти все они со злодеями, правда? Ребенок переживает, иногда плачет, но хороший конец должен эти тревоги и страхи развеять. Разговаривайте о прочитанном.

Поверьте, чем  смотреть мультик с безумцами, где  герои то проглатывают, едят друг друга, отрубают руки, лучше прочитать малышу хорошую добрую сказку о Василисе Премудрой, о Золушке…и тогда, став взрослым, он скажет: «Значит, верные книжки я в детстве читал…».

В волшебный  мир сказок ребёнок попадает в  самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Информация о работе Сказка в детском чтении