Сказка в детском чтении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. [1.-246]
В настоящее время проблему чтения необходимо осознавать как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации. Нужна особая философия чтения, где сам процесс общения с книгой признается определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы влияния сказки на личностное развитие детей дошкольного возраста ………………………………………………..
1.1. Роль чтения сказок в развитии детей дошкольного возраста ………..
1.2 Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста……..
Глава 2. Экспериментальная работа осознанное восприятие сказки детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………..
Констатирующий этап эксперимента…………………………………
Формирующий этап эксперимента…………………………………...
Контрольный этап эксперимента……………………………………..
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по сказкам 2 вариант.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

-Кто в дремучем лесу привел Машу к Ванюшке?

-Где сидел Ванюшка?

-Что сделала Маша, когда увидела братца?

-Кого послала Баба-яга в погоню за Машей и Ванюшкой?

    - Кто прятал Машу с Ванюшкой от гусей-лебедей? Назови их по порядку.

    -Успели ли     Маша с Ванюшкой вернуться домой до приезда родителей?

    -Когда Маша поступила плохо, а когда хорошо?

  -Как ты думаешь, если бы Маша не стала помогать печке, яблоне и речке, показали  бы они ей, куда гуси-лебеди полетели?

-А ты помогаешь другим? Вспомни, кому ты помог. Расскажи об этом. 

 Предлагаем детям принять участие в подвижной игре «Баба-яга». Обозначаем на полу линией место избушки на курьих ножках.

  Выбираем ребенка на роль Бабы-яги, используя для этого считалку-    дразнилку:

                                                Баба-яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

   «Баба-яга» садится на корточки в «избушку»  и изображает, что спит, а все  остальные дети в это время еще раз хором произносят дразнилку про нее. Когда прозвучит последнее слово, «Баба-яга» просыпается и бежит догонять детей. Пойманный ребенок становится ее помощником и уходит вместе с ней в избушку, где они находятся, пока дети вновь произносят дразнилку. После этого «Баба-яга» и ее помощник — первый гусь из стаи гусей-лебедей — выбегают из избушки и ловят детей.

  Пойманных игроков приводят в избушку на курьих ножках, и они пополняют стаю гусей-лебедей. Когда «гуси-лебеди» и «Баба-яга» переловят всех детей, игра заканчивается.

  Продолжаем  занятие.  Воспитатель  выставляет на магнитной доске иллюстрации персонажей сказки: печку, яблоню, ежа и гусей-лебедей; предлагает детям отгадать загадки про них. 

Длинные шеи, красные лапки,

Щиплют  за пятки — беги без оглядки.

                (Гуси) 

      Круглое румяное Течет, течет — не вытечет,

      С дерева достану  я. Бежит, бежит — не выбежит.

      (Яблоко с яблони) (Река) 

      Бабушка седа-бела, Между сосен, между елок

Зимой каждому мила. Ходят-бродят сто иголок. 
Из трубы летят колечки — (Еж)

      Это дым  из нашей... (печки).

  Когда загадки будут отгаданы, спросить у детей, кто из этих сказочных  персонажей помогал Маше найти братца Ванюшку. Кто первым, вторым, третьим и четвертым показывал Маше, куда полетели гуси-лебеди?

Воспитатель подводит итог занятия давая положительную оценку работы детей. 

               Занятие №2 тема: рассказываем сказку «Три медведя»

                                             Цели занятия

  Воспитательные  — продолжать вырабатывать учебные навыки; умение слушать рассказ сверстников; не перебивать говорящего; отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.

  Обучающие — продолжать обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста).

Развивающие — развивать внимание, мышление, наблюдательность; способность устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопрос почему?  

Оснащение: косынка, фартук, шапочка медведя (ободок с ушками);

    фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

    изображения героев сказки. 

                                            Ход занятия:

        Организационный момент.

  Воспитатель надевает на себя шапочку медведя. Просит детей догадаться и сказать, в кого он превратился (в медведицу). Предлагает детям вспомнить и сказать, какую сказку о медведях вы читали ранее.

  Предлагает  детям надеть ободочки с ушками медвежат и пойти в гости к трем медведям, живущим в домике в дремучем лесу.

  Предлагает детям присесть отдохнуть на полянке (ковре) и вместе рассказать сказку.

      Совместное  рассказывание сказки.

Предлагаю вместе с вами рассказать сказку «Три медведя». Воспитатель берет на себя роль сказочника. Начинает рассказывать сказку, предложив детям (по желанию) продолжить пересказ.

  Дети  принимают активное участие в  пересказе. Если уровень развития и  возможности детей в группе различны, предложите разные виды работы — от договаривания отдельных слов и  фраз до пересказа небольшого отрывка сказки.

  Попросите детей выставлять изображения героев сказки, соответствующие развитию сюжета. Предложите называть всех персонажей сказки по именам. (Настасья Петровна, Михайло Иванович, Мишутка, Машенька.)

        Мимическая и артикуляционная  гимнастика.

  Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать о том, какой характер был у каждого персонажа сказки (веселая девочка, удивленный Мишутка, сердитый Михайло Иванович). Рассмотрите героев сказки на иллюстрациях. Предлагает детям изобразить всех персонажей сказки с помощью органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, челюсти) и мимики. Чтобы игра получилась веселой, детям предлагается надеть элементы костюма того персонажа, которого он будет изображать (косынка Машеньки, ушки медведя, передник мамы-медведицы).

  Предложить  детям выполнять упражнения перед большим зеркалом. Попросить детей выполнить упражнение вместе с вами (по подражанию). Затем попросить повторить упражнение перед зеркалом самостоятельно.

Веселая девочка  — растянуть губы в улыбке, зубы видны.

Удивленный Мишутка  — вытянуть губы вперед («Трубочка»).Сердитый Михайло Иванович — надуть щеки, нахмурить брови.

Воспитатель подводит итог занятия  давая положительную оценку работы детей. 

Констатирующий  эксперимент  дал следующие результаты, которые позволили выделить из экспериментальной выборки      3   подгруппы детей.

- с низким уровнем осознанного восприятия сказки Аня.А, Женя, Даня.

Дети не проявляют  интереса в слушании произведения, с трудом передают содержание, эмоционально скупы, только с помощью взрослого могут оценить характер героя, не могут передать свои впечатления в словах с помощью мимики и жестов.

 - со средним уровнем осознанного восприятия сказки Вова, Кристина, Наташа, Юля.

Дети с интересом  слушают сказки, эмоционально восприимчивы, передают содержание сказки, могут оценить характер героев и передать свои впечатления с помощью мимики и жестов.

- с высоким уровнем осознанного восприятия сказки Аня.М, Макар.

Дети любят  когда им читают сказки, эмоционально передают содержание и характер героев с помощью мимики и жестов,  могут инсценировать несложный сюжет.

Данные констатирующего  эксперимента приведены в таблице №1 (см.приложение) 

    1.    Формирующий этап экспериментальной работы.
 

Для  повышения  интереса к чтению сказок  необходим был формирующий этап исследования. Для него было подобрано соответственное педагогическое содержание, включающее:

  - создание благоприятной развивающей среды (книжный уголок,    театрализованный, уголок ряжания) для формирования интереса к художественному слову.

- занятие- инсценировка ;                                

- дидактические  игры;

- досуг  детей с родителями;

  - проведение родительского собрания и консультации;

   -создание  альбома рисунков «Мой любимый  сказочный герой»;

                       Занятие- инсценировка «Заюшкина избушка» 

                                             Цели занятия

    Воспитательные —воспитывать умение подражат; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

    Обучающие — совершенствовать мелкую моторику — выполнять точные движения пальцами ведущей руки;

    Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка. 

    Оснащение:- иллюстрации сказки; счетные палочки; шапочки животных . 

                                              Ход занятия

Организационный момент.

 Воспитатель в начале предлагает рассмотреть изображения на иллюстрированных картинок и вспомнить из какой сказки эти герои.

Предлагает детям рассказать сказку вместе. Воспитатель начинает фразу, а дети договаривают ее.

Развитие мелкой моторики.

Каждому ребенку предлагается  из счетных палочек выложить домик лисы или зайца. 

Воспитатель предлагает отгадать загадки, кто окажется первым олучает шапочку сказочного персонажа .

    Она ловкая, быстрая, хитрая и рыжая. ( Лиса ) 

    Он большой и неуклюжий, Шубка будто бы из плюша.(Медведь ) 

    Маленький, беленький, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц) 

    Он любимец всех детей И защитник для людей. И охранник он, И сторож,

    Принесет он все, что может Добрый друг он, Хвост крючком — Догадайся, кто он?

    (Пес)

    Воспитатель договаривается с детьми о последовательности действий. Часть детей зрители другая часть артисты. Дети по ролям инсценируют сказку, затем те меняются.

    Подводится положительный итог.

                      Дидактическая игра  «Пропущенный кадр»

Цель игры: научить  составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить  последовательность событий сказки.

Для игры  использовались серии картин для рассказывания  сказок: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Бычок смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой» и другие.

По-порядку перед  детьми вкладываются картинки одной  из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед ребятами ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

                      Дидактическая игра  «Звукорежиссеры»

Цель игры направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения  сказки, рассмотриваем иллюстрации к ней. Остановаемся на понравившейся. Предлагаем детям «озвучить» картинку. Пусть они вспомнят, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключаете звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

          Эти игры можно использовать  также в индивидуальной работе

         Одним из условий формирования интереса к чтению сказки  у дошкольников было создание развивающей среды- это книжный уголок с иллюстрированными книгами и дидактическими играми. В группе был устроен театральный уголок (настольный, пальчиковый, бибабо), уголок ряжания с костюмами и шапочками для переодевания в сказочных героев

Информация о работе Сказка в детском чтении