Сказка в детском чтении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. [1.-246]
В настоящее время проблему чтения необходимо осознавать как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации. Нужна особая философия чтения, где сам процесс общения с книгой признается определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы влияния сказки на личностное развитие детей дошкольного возраста ………………………………………………..
1.1. Роль чтения сказок в развитии детей дошкольного возраста ………..
1.2 Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста……..
Глава 2. Экспериментальная работа осознанное восприятие сказки детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………..
Констатирующий этап эксперимента…………………………………
Формирующий этап эксперимента…………………………………...
Контрольный этап эксперимента……………………………………..
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по сказкам 2 вариант.doc

— 196.50 Кб (Скачать)
 
 
 

                 
 

                   Сказка в детском чтении 

                                           Курсовая работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Содержание 

Введение …………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основы влияния сказки на личностное развитие детей дошкольного возраста ………………………………………………..

1.1. Роль чтения сказок в развитии детей дошкольного возраста ………..

1.2 Особенности восприятия сказки  детьми дошкольного возраста……..

Глава 2.  Экспериментальная работа осознанное восприятие сказки детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………..

    1. Констатирующий этап эксперимента…………………………………
    2. Формирующий  этап эксперимента…………………………………...
    3. Контрольный этап эксперимента……………………………………..

Выводы………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………

Приложение………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение 

        Сказка сама по себе, пожалуй,  не оставляет равнодушным ни  одного человека.

     Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует.

     Значение  сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.

     Во  все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. [1.-246]

       В настоящее время проблему чтения необходимо осознавать как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации. Нужна особая философия чтения, где сам процесс общения с книгой признается определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека [1,194]

           Рассматриваемый нами в данной работе вопрос сказка в детском чтении является, на наш взгляд, интересным и актуальным.

Снижение статуса  детской литературы, превращение  ее из искусства слова в набор примеров для воспитания и развития ребенка обесценили и художественный текст, и книгу в глазах маленького слушателя, не способствовали развитию интереса к процессу чтения и положения смысла читаемого.

      В своей работе мы хотим показать, как через знакомство со сказкой  закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание  национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.

          Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

         В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального   подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее  важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является

составляющей  субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она

   теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней.

   Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

     Несомненная значимость данной проблемы послужили обоснованием нашего исследования.

      Цель  исследования: выявить наиболее эффективные методические приемы работы со сказкой, влияющие на разностороннее воспитание и развитие ребенка.

     Объект исследования: особенности восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: сказка в детском чтении.

     Гипотеза: разностороннее восприятие сказки способствует гармоничному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста.

      Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы на современном этапе.
  2. Проанализировать методическую литературу, периодику по данной проблеме.
  3. Выявить уровень интереса к сказке у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Подобрать методики и средства для повышения интереса к чтению сказки.
  5. Опытным путем проверить эффективность используемых методик и средств.
  6. Выявить динамику, рост влияния сказки на развитие ребенка.

        Методы исследования:

    - анализ  методической литературы,

    - наблюдение  за детьми в режиме дня и на занятиях.

     - проведение формирующего этапа  эксперимента,

    - анализ  и сравнивание результатов наблюдений (констатирующего и контрольного),

    - обобщение  полученного результата.

Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 1264      

в средней группе, экспериментальная группа (выборка) включала 9 детей 5 года жизни.

После определения исследовательского аппарата можно перейти к  рассмотрению теоретического обоснования темы сказка в детском чтении.  
 
 
 
 
 
 
 

 1.Теоретические основы влияния сказки на личностное развитие детей дошкольного возраста

1.1 Роль чтения сказок в развитии детей дошкольного возраста .

Дошкольное детство  как период в человеческой жизни  играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

        В процессе общения с книгою  человек не только познает  прошлое, настоящее и будущее  мира, но и учится думать, анализировать,  развивается творчески; таким  образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют фольклор и сказка.

        Существует множество теорий по поводу времени и способа возникновения как жанра сказки вообще, так и отдельных ее разновидностей, отдельных сюжетов. Но ни одна из теорий не является исчерпывающе утвердительной [1.21].

        Не все исследователи подчеркивают воспитательную функцию сказки. А.Синявский говорит о том, что сказка «преследует прежде всего развлекательно- эстетические задачи, а не задачи утилитарные или воспитательные. Сказка не учит, как надо жить, а если и учит, то делает это попутно без нажима»[1.20].

       Чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.  
Большое внимание этой работе уделял А. И. Сухомлинский. Он подчеркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап его - инсценирование».[2,с.32]

       Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка.

         Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь.  Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии  жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности икрасоты».[3.208] 
            Многие педагоги и не подозревают, как много материала, исключительного по своему воспитательно-художественному значению, можно найти у Л. Н. Толстого. Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки -народные и литературные. На примере сказки «Три медведя», которая была написана Толстым в 1872 году для «Новой азбуки».Можно увидеть, что повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

 С выразительными  деталями и запоминающимися повторами  изображаются комнаты медведей, обстановка в их домике, сервировка  стола. Кажется, будто детскими  глазами неторопливо и с любопытством просматриваются все эти бытовые подробности: три чашки: чашка большая, чашка поменьше и маленькая синенькая чашечка; три ложки: большая, средняя , маленькая; три стула: большой, средний и маленький с синенькой подушечкой; три кровати: большая, средняя и маленькая.

  Повествование  ведется неторопливо; маленькие  слушатели и читатели могут  спокойно насладиться полной  свободой действий маленькой  героини и вообразить себя  сидящими вместе с нею у  чашек с похлебкой, качающимися на стульчике, лежащими на кроватке. Сказочная ситуация настолько насыщена динамикой и напряженным ожиданием развязки, что не ощущается отсутствия диалога в первых двух частях сказки. Диалог появляется в последней, третьей части и, нарастая, создает кульминацию сказки: медведи увидели девочку: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!»

  Сразу за  кульминацией следует развязка: девочка оказалась находчивой она не растерялась и выпрыгнула в окно.

 В сказке  писатель создал реалистический образ русской девочки-крестьянки, храброй, любопытной и шаловливой. Сказка Толстого «Три медведя» до сих пор очень популярна среди детей дошкольного возраста.[3.208; 4.26]

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным  и в хорошем настроении. Можно  делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной.  Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских  сказок в воспитании детей не может  быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир  героев, сопереживать им и верить в  силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением.  

Детские сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка  эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.

Информация о работе Сказка в детском чтении