Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:56, курсовая работа
Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. [1.-246]
В настоящее время проблему чтения необходимо осознавать как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации. Нужна особая философия чтения, где сам процесс общения с книгой признается определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека
Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы влияния сказки на личностное развитие детей дошкольного возраста ………………………………………………..
1.1. Роль чтения сказок в развитии детей дошкольного возраста ………..
1.2 Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста……..
Глава 2. Экспериментальная работа осознанное восприятие сказки детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………..
Констатирующий этап эксперимента…………………………………
Формирующий этап эксперимента…………………………………...
Контрольный этап эксперимента……………………………………..
Выводы………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями развития ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.
В сказках всегда
побеждает добро – это очень
важно в воспитании детей на сказках.
Тогда ему легче будет
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Сказка - необходимая часть круга детского чтения. И не только потому, что сказочные сюжеты очень нравятся детям и забавляют их, а еще и потому, что сказка непринужденно открывает перед ребенком новые горизонты познания.[1.251]
Таким образом, можно сделать
вывод, что роль чтения сказки
в развитии ребенка
1.2. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Белинский В.Г один из первых понял, что детям свойственно особое восприятие произведения, указав на психологическую сторону проблемы. Его последователи Чернышевский. Н и Добролюбов. Н никогда не разделяли содержание книги, ее восприятие и воздействие на ребенка.
В классической психологии при формировании круга детского чтения, куда входит и сказка выступают, следующие психологические принципы:
1) учет возрастных особенностей детей;
2) учет особенностей восприятия детей.
1.Читая, следует обращать внимание на быструю утомляемость ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, что не будет способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать о такой психофизиологической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.
2.Восприятие художественного произведения, как сказка- это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего (слушающего) [1.249].
Ребенок- дошкольник глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше обращает внимания на описания, детали текста. Живее, эмоциональнее воспринимает фольклор и сказку, труднее прозу. Его восприятю свойственна наивность. В своих представлениях о происходящем в тексте он далеко выходит за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем, изменяет произведение по- своему. Понравившаяся ребенку книга оказывает на него сильное эмоциональное воздействие. Степень этого воздействия иногда такова, что маленький человек до мелочей представляет происходящее, включается в ход событий, живет ими, использует сюжет произведения в своих играх.
Восприятие- это процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно- действенным (1-3 года) и наглядно- образным(4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании малыша [1.250].
Исследователи (В.Белинский, Л.Выготский, О.Никифорова и др.) выделяют в процессе восприятия несколько стадий. Первой, по В.Белинскому, является стадия «восторга»- непосредственного, эмоционального, сосредоточенного восприятия текста. За нею следует стадия «истинного наслаждения», когда произведение воспринимается рассудочно, когда происходит анализ и обобщение прочитанного, т.е. художественные эмоции, как говорил Л.Выготский, становятся «умными» эмоциями. Последней является стадия воздействия текста на личность, преобразование ее.
На первом этапе восприятия сказки ведущим психическим процессом является воображение. На стадии обдумывающего восприятия- мышление. Оно углубляет первоначальное эмоциональное постижение текста, преобразует его интеллектуальное. А затем эти процессы как бы сливаются воедино: представляя, воображая и обдумывая происходящее в сюжете. Для того чтобы ребенок прошел все стадии восприятия и по- настоящему понял текст сказки, необходимо бережно, осторожно, не разрушая возникших эмоций, вести его к этому пониманию с помощью аналитических бесед (вопросов) по тексту произведения[1.251].
Б.М. Теплов рассматривает литературу в том числе и сказку, как сильный источник развития чувства и фантазии. Она вызывает у ребенка волнение, сочувствие и эмпатию к персонажам, сопереживание описываемых событий. Как отмечает автор: - «Воспитательное значение произведений искусства, – прежде всего заключается, в том что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. И самое важное, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые в процессе этого сопереживания. Восприятие искусства должно начинаться с чувства, без него оно невозможно.» [5. 58].
В работах Т.С. Комаровой и Е.А. Флериной особое внимание отводится вопросам формирования художественного образа в процессе восприятия литературных произведений, раскрыты особенности процесса создания детьми выразительного образа в рисунках и речи. Процесс создания определен авторами не только как форма изображения, но и как форма проявления детьми разнообразных чувств, отношений, знаний и умений [5.29] .
Чтение сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста, мы пришли к следующему выводу. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Однако возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.
Для формирования
восприятия сказки детьми дошкольного
возраста мы провели экспериментальное
исследование, которое описано в следующей
главе.
2. Экспериментальная работа осознанное восприятие сказки детьми младшего дошкольного возраста
2.1
Педагогическая диагностика
уровня ознакомления
детей со сказкой.
Констатирующий эксперимент
Исследование
по ознакомлению детей со сказкой
младшего дошкольного возраста проводилось
в период с октября 2010 года по январь
2011 года в средней группе ДОУ
№ 1264 г.Зеленограда.
В своей работе мы использовали принципы З.А. Гриценко:
- психологические (учет возрастных особенностей; учет особенностей восприятия детей;
- педагогические - доступность, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения;
- наглядность обусловлена необходимостью углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст. Книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы, т.к. иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников; занимательность, динамичность сюжета, привлекающие своей остротой, необычностью, напряженностью повествования; воспитательная ценность произведения.
Большое значение в деятельности воспитателя имеет работа над
текстом. В своей работе мы опирались на методы Б.М. Теплова.
Он указывал на то, что художественно-полноценное восприятие искусства является активной деятельностью и умением, которому
необходимо учиться .
В методологическую основу данного исследования мы включили такие
формы работы, как переживания, чтение и рассказывание сказок, определение эмоциональных характеристик персонажей, просмотр репродукций картин, инсценировка.
Основываясь на
рекомендациях А.М.
беседы с детьми, продумывались вопросы, которые задавались детям.
Цель констатирующего эксперимента:
Выявить уровень
осознанного восприятия сказки детьми
пятого года жизни в процессе проведения
занятий по ознакомлению с художественной
литературой . Для этого использовались
русские народные сказки и сказки Л.Н.Толстого.
Данные фиксировались по следующей схеме:
1.Умение слушать, понимать содержание и идею сказки;
2.Эмоциональное восприятие сказки;
3.Умение оценивать характер персонажей;
4.Отвечает на вопросы;
5.Умение передавать интонацию сказочного героя, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах;
6.Передавать структуру
сказки с помощью моделирования.
Занятие №1 тема: слушаем сказку «Гуси-лебеди».
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать
чтение взрослого,
слушать другого, не перебивая); воспитывать чувство ответственности за свои поступки; понимание, что хорошо, а что плохо.
Обучающие — активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, предлога «между», наречий «слева» и «справа»; закреплять порядковый счет.
Развивающие — развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.
Оснащение: Отдельные иллюстрации персонажей сказки .
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут слушать русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Читает детям сказку, одновременно показывая и перемещая иллюстрации .
После прослушивания
задает детям вопросы по содержанию
сказки:
-Куда уехали отец с матерью?
-Что перед отъездом велели Маше родители?
-Послушалась Маша родителей?
-Что сделала Маша после отъезда отца с матерью?
-Кто унес братца Ванюшку?
-Что сделала Маша, когда увидела, что братец исчез?
-Кого увидела Маша в поле? Что спросила Маша у печки? О чем попросила Машу печка? Помогла ли Маша печке? А как печка помогла Маше?
-Кого еще встретила в поле Маша? О чем яблоня попросила Машу?
-У кого еще спрашивала Маша, куда гуси-лебеди полетели? -Чем Маша помогла речке?