Системный анализ дошкольного воспитания в развивающихся странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в развивающихся странах, в том числе в Венесуэле разработка проблем дошкольного воспитания является одной из самых важных задач, имеющих огрошое значение для экономического, социального и культурного развития страны.
Дошкольное воспитание, как первое звено системы образования, составляет важный этап формирования личности ребенка развития его познавательных и эстетических способностей, нравственных качеств и черт характера. Оно охватывает период развития детей до поступления в школу. Именно в детском саду ребенок получает и первый опыт межличностных отношений вне рамок семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
§ I. Характеристика систем образования в Латинской Америке и Венесуэле .9
§ 2. Общая характеристика системы дошкольного воспитания в Венесуэле. 37
§ 3. Психолого-педагогические основы программы дошкольного воспитания Венесуэлы . 52
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕЩАГОГИКЕ. 71
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА СОВЕТСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ . IOO-IOI
§ I. Некоторые вопросы подготовки детей к школе в СССР. I0I-II
§ 2. Проблемы обучения грамоте детей дошкольного возраста в СССР и Венесуэле . III-I
§ 3. Наблюдения за использованием детьми некоторых дидактических материалов, рекомендованных для подготовки руки к письму . 128
Введение:

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 22.75 Кб (Скачать)

Оглавление:  

ВВЕДЕНИЕ. 3  

ГЛАВА I. ВОПРОСЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК  СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ  

§ I. Характеристика систем образования в Латинской  Америке и Венесуэле .9  

§ 2. Общая характеристика системы дошкольного воспитания в Венесуэле. 37  

§ 3. Психолого-педагогические основы программы дошкольного воспитания Венесуэлы . 52  

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ  

В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕЩАГОГИКЕ. 71  

ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ  ПРОБЛЕМА СОВЕТСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ . IOO-IOI  

§ I. Некоторые  вопросы подготовки детей к школе  в СССР. I0I-II  

§ 2. Проблемы обучения грамоте детей дошкольного возраста в СССР и Венесуэле . III-I  

§ 3. Наблюдения за использованием детьми некоторых  дидактических материалов, рекомендованных  для подготовки руки к письму . 128

Введение:  

Актуальность  проблемы  

В настоящее  время в развивающихся странах, в том числе в Венесуэле  разработка проблем дошкольного  воспитания является одной из самых  важных задач, имеющих огрошое значение для экономического, социального и культурного развития страны.  

Дошкольное воспитание, как первое звено системы образования, составляет важный этап формирования личности ребенка развития его познавательных и эстетических способностей, нравственных качеств и черт характера. Оно  охватывает период развития детей до поступления в школу. Именно в  детском саду ребенок получает и  первый опыт межличностных отношений  вне рамок семьи.  

Общественное  дошкольное воспитание выполняет целый  ряд социальных функций, имеющих  огромное общегосударственное значение. Эти функции заключаются в  создании благоприятных условии  для активного участия женщин - матерей в производственном труде, общественно- политической и культурной жизни страны, в охране здоровья матери и ребенка, воспитании и обучении дегей дошкольного возраста , подготовке их к школе и будущей жизни " (Подцьяков Н.Н. ,1982; с. 32).  

В странах Латинской  Америки идея необходимости развития дошкольного воспитания находит  в настоящее время все большее  число сторонников . Этому во многом способствовал международный год  ребенка (1979 г.) и 20-летие принятия " Декларации прав ребенка".За развитие дошкольного воспитания активно  выступают прогрессивные женские  организации и профсоюзы.Считается , что ребенку законом и другими государственными документами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Так сказано в " Декларации прав ребенка", принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Однако обратимся к латиноамериканской действительности. Здесь положение детей таково, что они вынуждены с малых лет зарабатывать на жизнь. По данным ЮНИСЕФ, относящимся к 1983 г. менее 10% детей региона в возрасте до 5 лет посещает какой-либо тип воспитательного учреждений ( Program a fUcjional бе Es^haulaaon Тетргипа^ Bolet.n UNICEF, 1983; сЛ)#  

Для Латиноамериканских стран в настоящее время проб- -лема дошкольного воспитания имеет особую актуальность.Прежде всего в условиях Научно-технической революции становится необходимым значительное расширение сети дошкольных учреждений. Оно диктуется, во-первых, возрастающим вовлечением женщин в производство; во-вторых,необходимостью создания предпосылок для преодоления последствий имеющегося еще в этих странах низкого культурного уровня семейного воспитания и для осуществления всеобщего школьного обучения.  

В Венесуэле  как и в других развивающихся  странах Азии,Африки и Датинской Америки все более и более получает распространение мнение о том, что дошкольные учреждения призваны готовить детей к поступлению в начальную школу.В материалах Х1У конгресса ОМЕП (Всемирной Организа -ции дошкольного воспитания), состоявшегося в Каракасе (1974 г.), подчеркнуто, что практика дошкольного воспитания должна быть связана с программой обучения в школе.  

Подготовка детей  к поступлению в начальную  школу предполагает наличие определенной программы дошкольного воспитания, но далеко не во всех странах имеются  разработанные для этой цели программы.  

В связи с  этим следует сказать, что в СССР имеют место большие достижения в разработке системы дошкольного  воспитания как в психологическом, так и педагогическом плане. " В дошкольных учреждениях нашей страны воспитание и обучение детей ведется на основе единой программы, являющейся государственным документом, обязательным для выполнения каждым воспитателем. Объем и содержание настоящей типовой программы научно обоснованы и уточнены с учетом достижений современной психолого-педагогической науки и практики". (Типовая программа воспитания и обучения в детском саду, 1984,с .7).  

В постоянных советских  дошкольных учреждениях воспитываются  более 15 млн. детей и 2 млн. детей посещают сезонные учреждения.Система дошкольного воспитания в СССР характеризуется высоким уровнем системы управления, базирующаяся на принципе демократического централизма, и высоким уровнем образовательно-воспитательной работы, которая ведется квалифицированными воспитателями по единым научно обоснованным программам.  

В ряде Латиноамериканских стран- подобные программы отсутствуют, и подготовка детей к школе сводится к обучению каким-либо частным знаниям или умениям. Поэтому стоит специальная задача разработки таких программ.  

Создаваемая психологами  и педагогами единая для Венесуэлы  программа дошкольного воспитания должна быть построена на основе адекватной психологической теории, должна обеспечивать оптимальную организацию воспитания и обучения дошкольников всех возрастных групп и оптимальную подготовку их в школе, особенно в стар-шей.;Возрастной группе.  

В Венесуэле  в настоящее время предпринимаются  попытки переустраивать дошкольное воспитание на основе буржуазной кон  -цепции " открытого обучения", разработанной в Англии и США в 60-х и 70-х г.г. нашего столетия, в концепции детского интеллектуального развития швейцарского психолога Жана Пиаже.  

Предметом исследования являются особенности системы дошкольного  воспитания и подготовки детей к  школе в Венесуэле и в СССР.  

Целью исследования является сравнительный анализ систем подготовки к школе детей в  СССР и Венесуэле. В связи с  этой целью анализируются:  

1. Особенности  развития системы образования  в Латинской Америке и, в  частности Венесуэле.  

2.Развитие системы  дошкольного воспитания в Венесуэле.  

3.Психолого-педагогические  основы систем дошкольного воспитания  и подготовки детей в школе  в Венесуэле и СССР ( сравнительный анализ).  

4.Подготовка  к обучению грамоте детей дошкольного  возраста в СССР и Венесуэле.  

5. Использование  некоторых дидактических материалов, направленных на подготовку ребенка  к письму.  

Научная значимость и новизна исследования определяется тем, что впервые на основе сопоставительного  анализа и с точки зрения марксистско-ленинской  методологии рассмотрены цели и  задачи, а также характеристики и  особенности системы подготовки к школе в Венесуэле и СССР.  

Это позволило  получить навык данные о содержании работы по подготовке детей к школе. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании  программы воспитания детей в  дошкольных учреждениях Латинской  Америки.  

В диссертации  анализируются с позиции советской  педагогики и психологии наиболее распространенные в настоящее время в Латинской  Америке психолого-педагогические концепции дошкольного воспитания, на основе которых перерабатывается программа дош -кольного воспитания.  

Работа позволяет  восполнить недостаточность данных о психолого-педагогических основах  подготовки к школе детей и  о современном состоянии дошкольного  воспитания в странах Латинской  Америки, в том числе в Венесуэле, что представляет интерес для  советской педагогики.  

Практическое  значение работы состоит в том, что  это первая попытка венесуэльского педагога подвергнуть системному критическому анализу основные психолого-педагогические концепции в дошкольном воспитании Венесуэлы с передовых позиций  советской методологии.  

В работе показана несостоятельность попытки создания npoipaM-мы дошкольного воспитания на основе наиболее распространенных западных педагогических и психологических концепций, а  также указаны возможные пути их преодоления, которые имеют место  в советской психолого-педагогической науке. Указанное нам представляется важным вкладом в сложный процесс, становления и консолидации общественного дошкольного воспитания в Венесуэле.  

Диссертация также  содержит ряд практических рекомендаций по использованию дидактических  материалов для подготовки руки ребенка  к письму, ориентировки его на листе  бумаги и знакомства с геометрическими  фигурами.  

Результаты исследования могут быть полезны в преподавании педагогики, психологии в высших учебных  заведениях, в институтах повышения  квалификации воспитателей.  

Структура м  объем работы . Диссертация состоит из введения ,трех глав, заключения, списка литературы ( 210 наименований ) и приложения.

Заключение:  

ЗАКЛЮЧЕН® И ВЫВОДЫ  

В работе проанализированы современное состояние и особенности  системы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе  в Венесуэле и СССР. Показано, что развитие данной области в  Венесуэле характеризуется главным  образом влиянием западноевропейских и американских психологических  и педагогических течений. В СССР система дошкольного воспитания, являясь завоеванием Великой  Октябрьской социалистической революции, быстро развивается на основе диалектико-материалистического  понимания процессов воспитания и психического развития человека.  

Разработка фундаментальных  проблем дошкольного воспитания, в том числе проблемы подготовки детей к школе в Венесуэле, не может получать эффективного решения  в рамках буржуазных психолого-педагогических концепций. В этой связи при построении системы дошкольного воспитания в Венесуэле педагоги и психологи  оказываются неспособными войти  за пределы ложной альтернативы, заключающейся  в том, тчо они пытаются идти по пути либо видоизменения концепции "свободного воспитания", либо модификации бихевиористской концепции научения. В основе этих концепций лежит субъективно-идеалистическое понимание психического развития ребенка, процесса формирования его личности и воспитания.  

Несмотря на это, использование достижений мировой  дошкольной педагогики и психологии позволяет утверждать, что в Венесуэле  по сравнению с другими развивающимися странами Латинской Америки, Азии и  Африки имеются некоторые успехи в решении проблемы дошкольного  воспитания, в том числе в подготовке детей к школе.  

Проводя анализ психолого-педагогических концепций, оказывающих влияние на дошкольное воспитание в Венесуэле, отмечалась критика их теоретических положений, относящихся к воспитательнообразовательной работе в дошкольных учреждениях.  

Вместе с тем  показано, что только на основе марксистско-ленинской  теории дошкольного воспитания возможно выполнить задачу "сохранить и использовать то живое, ценное и прогрессивное, что содержалось в трудах выдающихся педагогов прошлого" (Запорожец А.В. Маркова Т.А., 1980; с.39-40) и делать плодотворный синтез достижений современной дошкольной педагогики и психологии. Действительно, только марксистско-ленинский подход к анализу проблем воспитания и обучения позволяет использовать лучшие из мировой науки во имя всестороннего развития человечества.  

На основе проделанного теоретического анализа проблемы, поставленной в диссертации, можно сформулировать следующие выводы.  

I.Существующая сеть дошкольных учреждений в Венесуэле имеет тенденцию к расширению и повышению уровня. Однако проблема обеспечения детей дошкольными учреждениями остается открытой. Система дошкольного воспитания характеризуется некритичным использованием буржуазных психолого-педагогических концепций Западной Европы и США.  

II. В процессе  развития дошкольного воспитания  в Венесуэле можно выделить  два этапа, связанных со сменой  психолого-педагогических оснований  в разные периоды организации  дошкольного воспитания.  

Первый этап длился с начала 60-х годов до середины 70-х годов нашего столетия. В этот период была создана первая в стране программа дошкольного воспитания для детей в возрасте 4-6 лет, в  основе которой лежит бихевиористская теория, разработанная американскими психологами.  

Второй этап начался в конце 70-х годов до настоящего времени.  

Ш. Решение проблемы подготовки детей к школе в  Венесуэле носит узкопрагматический характер, выражающийся в том, что она понимается только как подготовка к обучению грамоте и счету, т.е. приобретению конкретных знаний, умений и навыков, что не позволяет сформировать у детей общую психологическую готовность к школе.  

Информация о работе Системный анализ дошкольного воспитания в развивающихся странах