Оздоровительная
работа в детском
саду
Основными задачами
детского сада по физическому воспитанию
дошкольников являются:
- Охрана и
укрепление здоровья детей
- Формирование
жизненно необходимых двигательных умений
и навыков ребёнка в соответствии с его
индивидуальными особенностями, развитие
физических качеств
- Создание
условий для реализации потребности детей
в двигательной активности
- Воспитание
потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение
физического и психического благополучия.
Успешное решение
поставленных задач возможно лишь при
условии комплексного использования
всех средств физического воспитания:
рациональный режим, питание, закаливание
(в повседневной жизни; специальные
меры закаливания) и движение (утренняя
гимнастика, развивающие упражнения,
спортивные игры, физкультурные занятия).
Причём, чтобы
обеспечить воспитание здорового ребёнка,
работа в нашем детском саду строится
по нескольким направлениям:
- Создание
условий для физического развития и снижения
заболеваемости детей
- Повышение
педагогического мастерства и деловой
квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное
решение физкультурно-оздоровительных
задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание
здорового ребёнка совместными усилиями
детского сада и семьи.
Для полноценного
физического развития детей, реализации
потребности в движении в детском
саду созданы определённые условия.
В группах созданы
уголки физической культуры, где располагаются
различные физические пособия, в
том числе и для профилактики
плоскостопия. В детском саду оборудован
физкультурный зал для физкультурных
занятий с разнообразным физкультурным
оборудованием. Всё это повышает
интерес малышей к физкультуре,
увеличивает эффективность занятий,
позволяет детям упражняться
во всех видах основных движений в
помещении.
На территории
детского сада имеется спортивная площадка
с «полосами препятствий» ( дуги, мишени
для попадания в цель, яма для прыжков
в длину), гимнастическими стенкам, футбольными
воротами.
В целях оздоровительной
и лечебно-профилактической работы
с детьми нами была разработана система
профилактической и коррекционной
работы
Система
профилактической и
коррекционной работы
по оздоровлению дошкольников
Профилактика
- Точечный
массаж по методу Уманской
- Комплексы
упражнений по профилактике нарушений
зрения во время занятия
- Комплексы
по профилактике плоскостопия
- Комплексы
по профилактике нарушений осанки + сон
без маек и подушек
- Дыхательная
гимнастика
- Снятие умственной
усталости во время занятий (релаксационные
паузы, физкультминутки, массаж ушных
раковин)
- Прогулки
+ динамический час
- Закаливание:
- Ходьба босиком
- Чистка зубов
и полоскание полости рта
- Обширное
умывание
- Рижский метод
закаливания (топтание по коврику с шипами,
по влажной салфетке, смоченной в солевом
растворе + полоскание полости рта йодно-солевым
раствором или травяными настоями)
10. Оптимальный
двигательный режим
Коррекция
Упражнения на
коррекцию плоскостопия
Мероприятия
на период повышенной
заболеваемости гриппа
и ОРЗ
- Луковый напиток
- Лук, чеснок
- Полоскание
полости рта чесночным настоем перед прогулкой
(с 1.10 по 1.05)
Особое внимание
в режиме дня мы уделяем проведению
закаливающих процедур, способствующих
укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет
эффективным только тогда, когда
оно обеспечивается в течении всего
времени пребывания ребёнка в детском
саду. Поэтому мы соблюдаем:
- Чёткую организацию
теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную
неперегревающую одежду детей
- Соблюдение
режима прогулок во все времена года
- Занятия босиком
утренней гимнастикой и физкультурой
Закаливание
носоглотки чесночным
раствором
Цель: профилактика
и санация полости рта при ангинах, воспалительных
процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока
на 1 стакан воды.
Чеснок размять,
залить охлаждённой кипячёной водой
и настоять 1 час. Раствор использовать
в течении 2-х часов после приготовления
Методические
рекомендации:
Применять как
лекарственное средство (известно со
времён Гиппократа), которое очищает
кровь, убивает болезнетворные микробы,
как средство против ОРЗ, ОРВИ.
Полоскать горло,
кому необходимо можно капать в нос.
Применять с 1 октября
по 30 апреля ежедневно после занятий,
перед выходом на прогулку.
Комплекс
оздоровительных
мероприятий
по
возрастным группам
Группы
раннего возраста
- Приём детей
в группе с обязательным осмотром, термометрией
и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя
гимнастика – 8.10
- Точечный
массаж в игровой форме
- Постепенное
обучение полосканию рта
- Прогулка:
дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
- Оптимальный
двигательный режим
- Перед прогулкой
полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным
настоем
- «Чесночные»
киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды
(лук, чеснок)
- Луковый
напиток во время обеда
- Сон без маек
и подушек
- Гимнастика
в кровати с дыхательными упражнениями
после сна
- Закаливание:
хождение по коврику с шипами, по ребристой
доске, пуговичному коврику, по полу босиком
с элементами профилактики плоскостопия
2
младшая группа
- Приём детей
на улице (при температуре выше -15°)
- Утренняя
гимнастика в группе 8.15
- Точечный
массаж по методике Уманской до или после
завтрака
- Полоскание
полости рта после завтрака, обеда, ужина.
Постепенное обучение чистки зубов
- Физкультминутки
во время занятий, профилактика нарушения
зрения
- Физкультурные
занятия (в носках) + динамический час на
прогулке 1 раз в неделю
- Перед прогулкой
полоскание полости рта чесночным настоем
(с октября по апрель)
- «Чесночные»
киндеры
- Фитонциды
(лук, чеснок)
- Луковый
напиток перед обедом
- Прогулки:
дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
- Оптимальный
двигательный режим
- Сон без маек
и подушек
- Дыхательная
гимнастика в кровати
- Упражнения
на профилактику плоскостопия + индивидуальная
работа по коррекции плоскостопия и уплощения
стопы (с 3 квартала)
- Закаливание:
рижский метод закаливания
- Элементы
обширного умывания
- После полдника
полоскание полости рта отварами трав
Средняя
группа
- Приём детей
на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя
гимнастика (с мая по октябрь – на улице,
с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный
массаж по методике Уманской до завтрака
с бальзамом «Звёздочка»
- Чистка зубов
после завтрака и полоскание полости рта
после обеда
- Физкультурные
занятия в зале (в носках) + динамический
час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки
во время занятий, профилактика нарушения
зрения
- Перед прогулкой
полоскание полости рта чесночным настоем
(с октября по апрель)
- Чесночные
«киндеры»
- Фитонциды
(лук, чеснок)
- Луковый
напиток во время обеда
- Прогулки:
дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
- Оптимальный
двигательный режим
- Сон без маек
и подушек
- Дыхательная
гимнастика в кроватях
- Закаливание:
рижский метод
- Обширное
умывание, ходьба босиком
- Упражнения
на профилактику плоскостопия + индивидуальная
работа по коррекции плоскостопия и уплощения
стопы
- После полдника
полоскание полости рта отварами трав
Старший
дошкольный возраст
- Приём детей
на улице (при температуре до -15°-18°)
- Утренняя
гимнастика (с мая по октябрь – на улице,
с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный
массаж по методике Уманской до завтрака
с бальзамом «Звёздочка»
- Чистка зубов
после завтрака и полоскание полости рта
после обеда
- Физкультурные
занятия в зале (в носках) + динамический
час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки
во время занятий, профилактика нарушения
зрения, массаж ушных раковин
- Перед прогулкой
полоскание полости рта чесночным настоем
(с октября по апрель)
- Чесночные
«киндеры»
- Фитонциды
(лук, чеснок)
- Луковый
напиток во время обеда
- Прогулки:
утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя
17.45 – 18.30
- Оптимальный
двигательный режим
- Сон без маек
и подушек
- Дыхательная
гимнастика в кроватях
- Закаливание:
рижский метод
- Обширное
умывание, ходьба босиком
- Упражнения
на профилактику плоскостопия + индивидуальная
работа по коррекции плоскостопия и уплощения
стопы
- После полдника
полоскание полости рта отварами трав
Рижский
метод закаливания
На резиновый
коврик с шипами, одетый в чехол,
смоченный 10% раствором поваренной
соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок
становится босиком и шагает на месте
(начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок
встаёт на сухой коврик и топает на нём
в течение 15 сек. Затем водой из-под крана
протереть руки, шею, лицо.
Начиная со средней
группы, дети полощут рот йодно-солевым
раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка
соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной
температуры.
Данный метод
рекомендуется проводить после
дневного сна или после проведения
зарядки.
Некоторые
приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
- Открыть кран
с водой, намочить правую ладошку и провести
ею от кончиков пальцев до локтя левой
руки, сказать «раз»; то же проделать левой
рукой.
- Намочить
обе ладошки, положить их сзади на шею
и провести ими одновременно к подбородку,
сказать «раз».
- Намочить
правую ладошку и сделать круговое движение
по верхней части груди, сказать «раз».
- Намочить
обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть,
«отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое
время длительность процедуры увеличивается,
а именно: каждую руку, а так же
шею и грудь дети обмывают по два
раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без
маечек.
Проводится круглый
год. На случай понижения температуры
из-за перебоев в отоплении или
установившейся холодной погоды должны
быть подготовлены тёплые носочки на ноги
и вторые одеяла. Разумеется, температура
в спальной комнате не должна быть ниже
+14 градусов Цельсия.
При работе с
детьми необходимо соблюдать основные
принципы закаливания:
- Осуществление
закаливания при условии, что ребёнок
здоров
- Недопустимость
проведения закаливающих процедур при
наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных
реакций (страха, плача, беспокойства)
- Интенсивность
закаливающих процедур увеличивается
постепенно от щадящих к более интенсивным)
с расширением зон воздействия и увеличением
времени проведения закаливания
- Систематичность
и постоянство закаливания (а не от случая
к случаю).