Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:15, контрольная работа
В работе рассмотрены особенности образования и воспитания каждого из трёх периодов развития Рима.
1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Древнейший или царский период Римской цивилизации.………….... 4
3. Римская цивилизация эпохи республики………………………………. 6
4. Римская цивилизация эпохи империи…………………………………. 9
5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме... 11
6. Заключение………………………………………………………………. 13
7. Список используемой литературы…………………………………….. 15
Московский
областной государственный
Кафедра социальной педагогики
Факультет социальной педагогики и психологии
Учебная дисциплина:
«Социальная психология».
Контрольная работа
тема
«Система воспитания и образования в Римской империи».
Студентки 4 курса
заочного отделения
Корневой Е. М.
Руководитель:
к. пед. н., доцент.
Ферцер В.Ю.
г. Орехово-Зуево.
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Каждое общество на любом
крупном этапе своей истории
создает особую систему воспитания
и образования как одно из основополагающих
направлений культуры. Любая система
воспитания и образования есть система
воспроизводства основных носителей
и потребителей сложившегося образа
жизни, производства и культуры, которые
в своей совокупности составляют
данное общество и должны решать возникающие
перед ними задачи. В примитивных
структурах, где решаются относительно
простые задачи, создается простая
система воспитания и образования.
В высокоорганизованных обществах
она достигает большой
Колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-запад Европы, на Аппенинском полуострове.
Определим хронологические рамки существования Римской цивилизации. Днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:
Римское воспитание в каждом из этих периодов имело свои специфические особенности, обусловленные экономической и политической жизнью римлян. Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.
Рассмотрим особенности образования и воспитания каждого из трёх периодов развития Рима.
2. Древнейший или царский период Римской цивилизации.
Возникновение Рима является отправной точкой Римской цивилизации, он возник на территории области, получившей название Лаци, на стыке расселения трех племенных объединений, которые назывались трибы. В каждой трибе было по 10 курий, в каждой курии по 10 родов, таким образом, население, создавшее Рим состояло всего из 300 родов, они стали гражданами Рима и составили римский патрициат. Вся дальнейшая история Рима - это борьба не граждан, тех, кто не входил в 300 родов - плебеев за гражданские права.
Государственное устройство архаического Рима имело следующие формы, во главе стоял царь, который выполнял функции жреца, военоначальника, законодателя, судьи, высшим органом власти являлся сенат - совет старейшин, в который входили по одному представителю от каждого рода, другим высшим органом власти было народное собрание или собрание курий - куриатные комиссии. В 7 веке до н.э. правители Этрусского города Тарквиния подчиняют Рим и правят там до 510 г. до н.э. Наиболее известной фигурой того времени был реформатор Сервий Туллий. Его реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Он разделил город на округа: 4 городских и 17 сельских, произвел перепись населения Рима, все мужское население делилось на 6 разрядов уже не по родовому, признаку, а в зависимости от имущественного положения. Самые богатые составляли первый разряд; нижний разряд назывался - пролес, это были неимущие, у которых ничего, кроме детей, не было. Римская армия тоже стала строиться в зависимости от нового деления на разряды. Каждый разряд выставлял воинские подразделения - центурии. Кроме того, плебеи отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на общественной жизни Рима. Прежние собрания по гуриям потеряли свое значение, они были заменены народными собраниями по центуриям, которые имели свои голоса на народных собраниях, причем первый разряд имел более половины центурий. Это, естественно наносило удар по патрициату, поэтому был устроен заговор и Туллий был убит, после этого сенат решает упразднить институт царя и установить республику в 510 г. до н.э.
Основной социально-
Таким образом, семья становилась вполне самостоятельным социальным и хозяйственным организмом. Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное значение играло участие в военных походах, которые обычно начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.
Эти особенности жизни патриархального родового Рима обусловили и характер воспитания, который можно определить краткой формулой: воспитание в родовом Риме было семейным воспитанием землевладельцев-воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу-главе семьи.
Семейное устройство было
типично патриархальным. По римским
«Законам XXII таблиц» отец имел право
лишить жизни сына-младенца, продать
взрослого сына, т.е. был полновластным
владыкой в семье. За воспитание детей
глава семьи-дома нес ответственность
перед общиной. Отцы воспитывали
и обучали как своих
Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего (234-149до н.э.) — «Книги, посвященные сыну», написанном как бы в виде пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике. Мальчики обучались также военному искусству. В некоторых семьях отец обучал мальчика чтению, счёту, письму.
3.Римская цивилизация эпохи республики.
Республиканский период
Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным государством, подчинившим себе все Средиземноморье. Основным противником, с которым пришлось столкнуться был Карфаген - город, являвшийся столицей крупного и богатого государства, расположенного по островам и побережью западного Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г до н.э. по 146 г до н.э. и закончились полной победой Рима, подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с лица земли.
Информация о работе Система воспитания и образования в Римской империи