Система воспитания и образования в Римской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены особенности образования и воспитания каждого из трёх периодов развития Рима.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Древнейший или царский период Римской цивилизации.………….... 4
3. Римская цивилизация эпохи республики………………………………. 6
4. Римская цивилизация эпохи империи…………………………………. 9
5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме... 11
6. Заключение………………………………………………………………. 13
7. Список используемой литературы…………………………………….. 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная Ферцер.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

             В результате пунических  войн  и  победы  Рима  его территория сильно разрослась. Пунические войны не  только  территориально  прирастили Рим,  но  и изменили менталитет римлянина,  благодаря  включению  в  состав  государства множества этнических  групп  трех  частей  света:  Европы,  Азии  и Африки. Так  или  иначе,  римляне  стали  воспринимать  достижения, культуру этих народов, и особенно это относится к культуре  греков-эллинов.  Возникло  движение,   названное   филэлинизмом,   которое выступало внедрение греческих культурных  ценностей.  Они  изучали философию, литературу, искусство; они приглашали греков в  качестве учителей  для своих детей.  Тогда же  возникло  и аппозиционное движение,  которое  возглавил  сенатор  Катон.   С   этой   стороны утверждалось, что греческое влияние разлагает общество, что римляне должны заниматься только войной. Протест некоторой  части  римского общества   греческому   влиянию   -   это   протест   коллективизма индивидуализму. Тем не менее, нужно сказать, что в это время в Риме появляется такая интересная фигура как Полибий - грек по этнической   принадлежности, который написал «Всеобщую историю», где  он  воспел славу Рима, утверждал, что Рим -  лучшая  политическая  система в  истории человечества. Единственное, что  перенималось  римлянами  у греков без сопротивления - это астрономические знания и вызвано это было тем, что при долгих и дальних военных походах эти знания  были необходимы для ориентировки.

               В республиканском Риме растет рабовладение  и  на  его  основе  - расслоение  населения.  Развиваются города.  Свободное   население делилось на привилегированные группы патрициев и всадников и на  людей безработных, лишившихся своих земельных участков. Сосредоточение  населения в городах  вызвало  появление   школ. Расслоение его по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление школ на элементарные и грамматические школы.

           Элементарные (тривиальные) школы  обслуживали некоторую   часть   небогатого  незнатного населения; богатые и знатные предпочитали  давать  своим  сыновьям первоначальное  обучение  дома.  Элементарные  школы  были частными и платными, В этих школах мальчики учились счету,  письму, чтению.

 Следующей  ступенью  были  грамматические  школы, которые считались учебными заведениями повышенного типа,  где  обучались сыновья привилегированных   слоев населения, подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были

    • обязательными греческий язык,
    • основы римского права (12 таблиц),
    • грамматика латинского языка,
    • риторика (искусство красноречия с некоторыми  сведениями  по  литературе,   истории).

Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладеть ораторским искусством для тех,  кто стремился  занять  выборные  руководящие должности в Римской республике. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

            Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

 В последние  столетия  республиканского  Рима  возникли  школы риторов,  где знатные   юноши   обучались   риторике,   философии,  правоведению, греческому языку, математике, музыке, с тем, чтобы в дальнейшем  занять   высшие   государственные   должности.  

После  завоевания  Греции  /146  г.  до  н.э./  афинская  культура  быстро проникает в Рим, и греческий язык становится языком знати.

           Грамматические школы и школы  риторов  были  частными.  Вследствие высокой платы за обучение они были доступны лишь  привилегированным слоям общества.

 

4.  Римская цивилизация эпохи империи.

 

В  императорском  Риме   рабовладение   сильно растет.  Римская империя в результате завоеваний достигает  больших  размеров.  Держать в повиновении угнетенные  народы  и  огромное  количество рабов становится труднее. Римские императоры  стремятся превратить элементарные школы в орудие  подготовки  верноподданных,  устанавливая за этими школами бдительный государственный  контроль.

 Грамматические   школы   и    школы    риторов    превращаются     государственные,  задачей  которых  является  подготовка  преданных  императорской  власти чиновников. В  последние  века   императорского   Рима,   когда   усиливается расслоение рабовладельческого строя, Рим переживает период  упадка, что отражается также на воспитании и образовании: в школах начинает  господствовать формализм,  риторика вырождается в чисто внешнее красноречие, в истории витиеватость прикрывает  бедность,  пустоту содержания. Нравственность падает.

           Духовной жизни римлян соответствовало  и  воспитание.  Семья  была  основой воспитания, В семейном  кругу  женщина пользуется  большими правами и глубоким уважением, какого еще не знала история.  Поэтому в Риме и появляются женщины в качестве  воспитательниц.  Однако  в Риме воспитание не было гармоническим развитием телесных и душевных сил;  оно  было  направлено  на  предметы  расчетливого   ума,   на потребности гражданина и государства. Если у греков воспитание было направлено  на  достижение  красоты и добра,  то   у   римлян   - практичности и полезности.  Домашнее  воспитание  было  строгим.  В присутствии детей не позволялось  ни  говорить,  ни  делать  ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить  вино,  а нарушение этого   закона   каралось   как   тяжкое преступление.

           В  позднейший  период  в   римских  домах,   образованных,   стали появляться  педагоги,  которые пользовались   большим   уважением. Педагог был нравственным  наставником  отрога  и  его  постоянным  спутником. Нередко несколько мальчиков поручались одному педагогу. Преподавание в зрелый период Рима развивалось в  соответствии  со всей жизнью римлянина. Высшие политические должности  -  военные  и ораторские. С покорением  Греции  в  римское воспитание  начинают проникать и греческие взгляды.  Греческий   язык   и   греческая литература  стали обязательными   предметами   даже   в   домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились  в Рим в качестве преподавателей языка и литературы.

Однако далеко не все могли  позволить себе пригласить на дом  учителя. Греческие учителя грамматики уже во II-I вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих  собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика — «Искусство грамматики» — была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н. э. Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжений всего средневековья.

Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных  школах. Это были частные школы  с неопределенным сроком обучения и  различными программами. Нередко в  них наряду с мальчиками учились  и девочки. Размещались тривиальные  школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв, — трехпутье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

 В 1 в. до н.э.  в   Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения греческой декламации,  а изучение  греческой науки   с   той   поры   стало существенным предметом римского  образования.  Вместе  с  греческим  развивалось и латинское образование. Юлий Цезарь написал  латинскую  грамматику.  В школах   соблюдалась,   большая   строгость,   телесные   наказания  господствовали.

В I—II вв. появляются медицинские и юридические школы. Юридические — двух направлений (по именам их основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, и преподавание велось по индивидуальным программам.

 Выходя из отроческого  возраста  и  надев  мужскую   тогу,  молодой римлянин  покидал школу и в качестве   слушателя поступал   в практическую школу  народных  собраний  и  судебных  прений.  Выбор звания,  как  и  вся  жизнь  римлянина,  обуславливалась  принципом  пользы. Предпочитались доходные искусства. Но какому бы  званию  ни посвящался римлянин, все подготовительное  его  учение  состояло в  практическом руководстве и наставлении.

Информация о работе Система воспитания и образования в Римской империи