Автор: Игнат Поющий, 27 Октября 2010 в 22:15, контрольная работа
Проблематика, реформы и общая характеристика
Введение
1. Органы управления образованием в Англии
2. Система высшего образования в Англии
2.1. Проблематика, реформы и общая характеристика
2.2. Характеристика и виды университетов и политехнических вузов
2.3. Реформы высшей школы
3. Система педагогического образования в Англии
Список используемой литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального
«Российский
государственный
Кафедра
педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История педагогики»
на тему:
«Система высшего образования в
Англии»
Студент:
Группа:
Преподаватель:
Екатеринбург
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1. Органы управления
образованием в Англии………………………
2. Система высшего образования в Англии……………………………………. 6
2.1. Проблематика, реформы и общая характеристика………………….... 6
2.2. Характеристика и виды университетов и политехнических вузов….. 9
2.3. Реформы высшей школы…………………………………………….... 13
3. Система педагогического образования в Англии…………………………. 15
В
последние десятилетия
Первым
актом общенационального значения
считают Закон об образовании 1944г., который,
хотя и был в основном, посвящен школьному
Образованию, в значительной мере упорядочил
систему образования в целом и определил
органы ее управления. Затем принятые
акты пересматривались и дополнялись.
Но к 60-м годам возникла необходимость
пересмотра и повышения качества образования,
она имеет тенденцию существовать и в
современной Англии. Так, Национальная
комиссия по образованию Великобритании
опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым
названием «Учимся преуспевать. Радикальный
взгляд на образование сегодня и стратегия
на будущее». Рекомендации, как добиться
положительных перемен, сформулированы
в виде нескольких целей: Сокращение объема
обязательного образования, совершенствование
системы повышения квалификации преподавателей,
сосредоточение управления образованием
и подготовки кадров преподавателей в
руках одного органа, увеличение инвестиций
в образование, расширение участия общественности
в деятельности школы.
1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ
Центральным органам управления образования в Англии являются: Департамент образования и науки.
Департамент образования и науки принимает непосредственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных заведений, включая и университеты.
Следует отметить, что департаменты образования не контролируют деятельность отдельных учебных заведений. Такой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местные органы образования. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.
Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.
Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.
В последние десятилетия влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов.
Системой
образования руководит
Министерство образования, которое
вырабатывает общенациональные стандарты,
рекомендации, инспектирует учебные заведения,
субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая
школа сама определяет свой учебный план,
руководствуясь рекомендациями Министерства.
Значительные права имеют муниципалитеты.
Они финансируют остальные 40% общественных
затрат на школы. Министерские субсидии
распределяются в зависимости от того,
руководствуется ли учебное заведение
рекомендациями центра, а также от успешности
работы заведения.
2. СИСТЕМА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В
АНГЛИИ
2.1. Проблематика, реформы и общая характеристика
Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50—60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.
60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее время.
В 1964—1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании — технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших ' колледжей передовой технологии.
В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения — Открытый университет. За период 60—70-х годов численность студентов университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университетов возросло до 45.
Параллельно
развитию университетского образования
происходит становление и расширение
общественного сектора высшего образования,
профессионально-
Таким образом, в 60-е — начале 70-х годов в Великобритании формируется бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой — политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.
Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало проводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания правовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне зависимости от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-экономических потребностей страны.
Основным
рычагом воздействия на систему
высшего образования стало
Если
для университетов основной проблемой
стала профессионализация образования,
то для политехнических колледжей — усиление
общенаучной и общепрофессиональной подготовки.
Последние с самого начала имели прочные
связи с промышленными и коммерческими
предприятиями, фирмами. Однако они в значительной
мере зависели от местных органов образования
как в финансовом, административном, так
и учебном отношении. Поэтому основной
задачей этих колледжей стало ограничение
«мелочной» опеки местных властей и переход
под юрисдикцию центральных органов образования.
В этом отношении цели университетов и
политехнических колледжей имели противоположный
характер.
2.2 Характеристика
и виды университетов
и политехнических
вузов.
По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.
Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами.
Формально
университет возглавляет канцлер,
назначаемый королевой и являющийся, как
правило, церемониальной фигурой. Реально
главой администрации университета является
вице-канцлер или ректор (Шотландия).
Руководящие органы университетов —
совет и сенат. Совет — высший административный
орган, который формирует преподавательский
и вспомогательный состав, решает финансовые
вопросы. Сенат — академический орган.
Председателем совета и сената является
вице-канцлер, который выбирается. Состав
органов управления также избирается.
В органы управления в последнее время
стали входить на паритетных началах представители
профессорско-
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.
Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.
Создание Открытого университета явилось началом развития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%).
Система
экзаменов в университетах
По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине — 6 лет).
Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.
Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в течение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.
Степень
доктора философии можно