Автор: t*****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 17:55, курсовая работа
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Введение
Глава1. Воспитательная работа в школе……………………………………
1.1 Цели воспитательной работы в школе……………………………….
1.2 Гуманистический смысл воспитания……………………… Глава2. Общечеловеческие ценности и деидеологизация процесса воспитания……………………………………………………………………
2.1 Воспитание любви к Родине…………………………………………
2.2 Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе………………………………………………………………………….
2.3 Проблемы воспитания……………………………………………….
2.4 Народная культура и традиции художественного воспитания в духовном становлении личности………………………………………………
Глава3. Условия успешного семейного воспитания…………………………
3.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье………
3.2 Роль авторитета родителей в воспитании………………………….
3.3 Виды ложного авторитета родителей…………………
Введение
Глава1. Воспитательная работа в школе……………………………………
1.1 Цели воспитательной работы в школе……………………………….
1.2 Гуманистический смысл
2.1 Воспитание любви к Родине…………………………………………
2.2 Индивидуальный подход к личности ребенка
в воспитательной работе………………………………………………………………
2.3 Проблемы воспитания……………………………………………….
2.4 Народная культура и традиции художественного воспитания в духовном становлении личности………………………………………………
Глава3. Условия успешного семейного воспитания…………………………
3.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье………
3.2 Роль авторитета родителей в воспитании………………………….
3.3 Виды ложного авторитета
Введение
C того
момента, как ребенок родился,
и начал обживаться в мире,
он начал обучаться. Обучаясь,
ребенок постоянно
Таким
образом, личность формируется в
процессе активного взаимодействия
с окружающим миром, овладевая социальным
опытом, общественными ценностями.
На основе отражения человеком
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации грает семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека.
Когда стираются границы между добром
и злом, между нравственным и безнравственным,
взрослое общество, если оно осознает
свою ответственность перед подрастающим
поколением, не может оставить его без
поддержки и помощи в трудный период самоопределения.
В конкуренции с жизнью школа всегда проигрывает.
Снимать глобальные противоречия социального
характера не её задача. Ей предназначено
подготовить (по возможности) человека
к выживанию в нестабильном нашем обществе,
выработать защитные механизмы, научить
самостоятельно решать противоречия жизни
в своих интересах. Именно для этого школа
призвана выступать альтернативой "плохой
жизни", злу, распространенному в обществе.
Она несет вечное доброе, идеальное растущему
человеку - как материал для личного выбора,
но сама за этот выбор не ответственна.
Она ответственна за знание, понимание,
переживание детьми гуманного в человеческих
отношениях и гражданского в более широком
общественном поведении, а также за разъяснение
возможных последствий, которые ждут человека
при иных выборах.
Глава 1. Воспитательная работа в школе
1.1. Цели воспитательной работы в школе
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.
В
мировой педагогической теории и
практике давно уже сложилось
мнение, что воспитательный процесс
не должен быть заложником каких-то конъюнктурных
ситуаций, находиться в зависимости от
того, какие взгляды и убеждения исповедуют
люди, стоящие ныне у власти. Воспитание
подрастающего поколения - это слишком
серьезное дело. Оно должно базироваться
на постоянных, непреходящих идеях и ценностях.
Поэтому в качестве идейной основы всей
системы воспитания должны быть выработанные
и проверенные многовековой практикой
принципы гуманизма.
1.2. Гуманистический смысл воспитания.
Педагогами предложены следующие шаги в освоении гуманистического смысла воспитания:
1)
Формирование теоретико-
2)
Развитие и анализ
3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно - экспериментальной работы с позиции воспитательных целей.
4)
Творческое освоение
Термин "гуманизм" очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм (от лат. Humanus - человечный, человеческий - прежде всего означает человечность человека; любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
При
такой трактовке гуманизм как
определенная система ценностных ориентаций
и установок получает значение общественного
идеала. Человек рассматривается
как высшая цель общественного развития,
в процессе которого обеспечивается создание
необходимых условий для полной реализации
всех его потенций, достижения гармонии
в социально-экономической и духовной
сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной
человеческой личности. При этом в современной
трактовке гуманизма акцент делается
на целостное, универсальное становление
личности. Эта универсальность осмысливается
как гармоническое развитие её интеллектуальных,
духовно-нравственных и эстетических
потенций. Таким образом, с позиций гуманизма,
конечная цель воспитания состоит в том,
чтобы каждый человек мог стать полноценным
субъектом деятельности, познания и общения,
то есть свободным, самодеятельным существом,
ответственным за все происходящее в этом
мире.. Следовательно, мера гуманизации
воспитательного процесса определяется
тем, насколько этот процесс создает предпосылки
для самореализации личности, раскрытия
всех заложенных в ней природных задатков,
её способности к свободе, ответственности
и творчеству.
Глава
2. Роль семьи в формировании
личности ребёнка
2.1.
Понятие семьи, семья
как микросоциум
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Семья-
это социально-педагогическая группа
людей, предназначенная для
(1) Антонова А.И. М., 2005.стр 65
Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.
В
процессе близких отношений с
матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками и другими
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
Семья – это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья , такой вырастет в ней человек.
Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.
Точно так же не составит труда , пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
Ребенок
видит семью в качестве окружающих
его близких людей папы и мамы,
бабушки и дедушки, братьев и
сестер. В зависимости от состава
семьи, от отношений в семье к членам семьи
и вообще к окружающим людям человек смотрит
на мир положительно или отрицательно,
формирует свои взгляды, строит свои отношения
с окружающими. Отношения в семье влияют
также на то, как человек в дальнейшем
будет строить свою карьеру, по какому
пути он пойдет. Именно в семье индивид
получает первый жизненный опыт, поэтому
очень важно в какой семье воспитывается
ребенок: в благополучной или неблагополучной,
полной или неполной.
2.2
Типы семьи ( полная -
неполная, благополучная -
неблагополучная)
Макаренко А.С придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.