Система воспитания и образования в Римской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены особенности образования и воспитания каждого из трёх периодов развития Рима.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Древнейший или царский период Римской цивилизации.………….... 4
3. Римская цивилизация эпохи республики………………………………. 6
4. Римская цивилизация эпохи империи…………………………………. 9
5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме... 11
6. Заключение………………………………………………………………. 13
7. Список используемой литературы…………………………………….. 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная Ферцер.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

           Звание  практического  сельского   хозяина  и  домовода  считалось почетным для молодого римлянина и ему посвящали себя  те,  кто  не имел наклонностей и таланта для высшего поприща.

          Жажда  деятельности,  храбрость,  справедливость  и  умеренность, гордость и чрезмерное самолюбие - основы римского  характера,  чему направлялось воспитание.

 

  1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме

Итак, обучение в Риме в общем мало чем отличалось от обычной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», так распространенные в эпоху средневековья. У Горация, римского поэта I в. до н. э., в первой книге «Сатир» мы читаем: «Сыновья благородных центурионов, к левой руке подвесив пеналы и счетные доски, шли обучаться, проценты по идам (название 15-го дня в месяце, по древнеримскому календарю, время уплаты долгов) считать и просрочку».

Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии  ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы как частные  заведения, сами искали учеников и сами взимали плату с родителей. По сути дела любой римлянин, научившийся  читать и писать, мог держать свою школу. Доходы профессия учителя  приносила мизерные.

Школы повышенного типа —  грамматические — первоначально  открывались греческими учителями  и ничем не отличались от подобных школ в других регионах эллинистического мира. Со II в. до н. э. распространяются латинские и смешанные греко-латинские  грамматические школы. Обучались в  них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались учебники и хрестоматии, содержавшие отрывки из сочинений  Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия  и других авторов. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение  в обществе по сравнению с учителями  элементарных школ. Иногда они состояли на государственной службе и получали жалованье.

Для молодежи аристократического происхождения, готовившейся к практической карьере, существовали риторские школы. Программа обучения здесь складывалась из преподавания основ ораторского  искусства и из практических упражнений, заключавшихся в составлении  речей на заданную тему. Учителя  ораторского искусства параллельно  давали ученикам необходимые к каждому  культурному римлянину того времени  знания философии, права, истории и  т. д. Обучение было ориентировано на разностороннее умственное образование. Учителя риторики были людьми, как  правило, состоятельными, играли определенную роль в политической жизни Римской  империи и даже занимали высокие  государственные посты.

В школьном обучении красноречию  ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что для оратора необходимо иметь природные способности, освоить само искусство красноречия, уметь подражать высоким образцам, постоянно упражняться в этом деле, иметь практический опыт выступлений перед публикой.

В школьной риторике сложилось  устойчивое представление о структуре  образцовой речи: вступление, изложение  существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, на тщательно отобранных примерах, говорилось, как украсить речь стилистически, как ее подать слушателям.

Для детей римской знати  создавались своеобразные воспитательные центры — коллегии юношества. Впервые  они были образованы императором  Августом в Риме для молодежи патрицианских  родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи. В Риме сложилась  традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов  своеобразные образовательные поездки  в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Пергам, Александрию.

В Римской империи в  первые века нашей эры установился  устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок  его освоения, и методы обучения. Римский писатель и ученый Варрон (116-27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. В V в. н. э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан. Для рабов существовали «механические искусства», подготавливавшие их к ремесленной, производственной деятельности.

На исходе римской истории  утвердилось двухчастное деление  школьного курса «семи свободных  искусств» на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум. Заслуга в создании этой классификации  принадлежит римскому философу и  автору школьных учебников Боэцию (ок.480-524 н. э.). В основу построения школьных учебников им был положен принцип  компиляции — сведения в единый текст различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное  влияние на средневековую школу.

По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика.

Однако ораторское искусство  в этот период переродилось в натаскивание в красноречии, без должного внимания к общему образованию учащихся. «Никакого  ты не потерпишь ущерба, если не будешь знать даже того, что знают все, — не сумеешь букв написать», —  отмечал Лукиан, характеризуя установку  риторских школ начала нашей эры.

 

  1. Заключение

 

Образование в Древнем  Риме складывалось под влиянием эллинистической  культуры и воспитания на базе сложившихся  римских традиций. Рим был основан  в 753 г. до н. э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы – ludi (в переводе – игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.

В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. римское могущество распространяется на значительные территории, при этом образование начинает меняться под  влиянием греческой традиции. Самым  распространенным типом школы в  это время была начальная элементарная школа, главной целью которой  являлось обучение грамоте. Создание грамматических школ связано с возросшими требованиями к уровню образования и потребностью римской интеллигенции в овладении  эллинской культурой. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции греческого образования, и для получения эллинского образования в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения – школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

 В целом в период  с I в. до н. э. по II в. в  Древнем Риме складывалась система  образовательных учреждений, в рамках  которой обучение мало чем  отличалось от обучения в Элладе, но имело более прагматическую направленность. Система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

Средняя ступень образования  была представлена грамматическими  и риторическими школами для  юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в  них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами», которые  в дальнейшем станут базовыми для  формирования содержания образования  на долгие века в европейской образовательной  традиции. Эти «семь свободных искусств» включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.

 Риторические школы  предназначались для образования  молодых людей старше 15 лет аристократического  происхождения, желающих посвятить  себя политической карьере или  государственной службе. В школе  практиковались диспуты при обучении  риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный  этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении – коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.

 В последние десятилетия  существования Римской империи  образование постепенно приходит  в упадок.

 

Список литературы.

  1. Богомолов А.С. Античная философия.- М., 1985.
  2. Джуринский А.Н. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ Москва

Информация о работе Система воспитания и образования в Римской империи