Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:15, контрольная работа
В работе рассмотрены особенности образования и воспитания каждого из трёх периодов развития Рима.
1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Древнейший или царский период Римской цивилизации.………….... 4
3. Римская цивилизация эпохи республики………………………………. 6
4. Римская цивилизация эпохи империи…………………………………. 9
5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме... 11
6. Заключение………………………………………………………………. 13
7. Список используемой литературы…………………………………….. 15
Звание практического сельского хозяина и домовода считалось почетным для молодого римлянина и ему посвящали себя те, кто не имел наклонностей и таланта для высшего поприща.
Жажда деятельности, храбрость, справедливость и умеренность, гордость и чрезмерное самолюбие - основы римского характера, чему направлялось воспитание.
Итак, обучение в Риме в общем мало чем отличалось от обычной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», так распространенные в эпоху средневековья. У Горация, римского поэта I в. до н. э., в первой книге «Сатир» мы читаем: «Сыновья благородных центурионов, к левой руке подвесив пеналы и счетные доски, шли обучаться, проценты по идам (название 15-го дня в месяце, по древнеримскому календарю, время уплаты долгов) считать и просрочку».
Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы как частные заведения, сами искали учеников и сами взимали плату с родителей. По сути дела любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Доходы профессия учителя приносила мизерные.
Школы повышенного типа —
грамматические — первоначально
открывались греческими учителями
и ничем не отличались от подобных
школ в других регионах эллинистического
мира. Со II в. до н. э. распространяются
латинские и смешанные греко-
Для молодежи аристократического
происхождения, готовившейся к практической
карьере, существовали риторские школы.
Программа обучения здесь складывалась
из преподавания основ ораторского
искусства и из практических упражнений,
заключавшихся в составлении
речей на заданную тему. Учителя
ораторского искусства
В школьном обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что для оратора необходимо иметь природные способности, освоить само искусство красноречия, уметь подражать высоким образцам, постоянно упражняться в этом деле, иметь практический опыт выступлений перед публикой.
В школьной риторике сложилось
устойчивое представление о структуре
образцовой речи: вступление, изложение
существа дела, приведение доказательства
собственной позиции и
Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры — коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи. В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Пергам, Александрию.
В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его освоения, и методы обучения. Римский писатель и ученый Варрон (116-27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. В V в. н. э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан. Для рабов существовали «механические искусства», подготавливавшие их к ремесленной, производственной деятельности.
На исходе римской истории
утвердилось двухчастное
По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика.
Однако ораторское искусство в этот период переродилось в натаскивание в красноречии, без должного внимания к общему образованию учащихся. «Никакого ты не потерпишь ущерба, если не будешь знать даже того, что знают все, — не сумеешь букв написать», — отмечал Лукиан, характеризуя установку риторских школ начала нашей эры.
Образование в Древнем Риме складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания на базе сложившихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы – ludi (в переводе – игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.
В период с III в. до н. э. по I в.
до н. э. римское могущество распространяется
на значительные территории, при этом
образование начинает меняться под
влиянием греческой традиции. Самым
распространенным типом школы в
это время была начальная элементарная
школа, главной целью которой
являлось обучение грамоте. Создание грамматических
школ связано с возросшими требованиями
к уровню образования и потребностью
римской интеллигенции в
В целом в период
с I в. до н. э. по II в. в
Древнем Риме складывалась
Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами», которые в дальнейшем станут базовыми для формирования содержания образования на долгие века в европейской образовательной традиции. Эти «семь свободных искусств» включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.
Риторические школы
предназначались для
В последние десятилетия
существования Римской империи
образование постепенно
Список литературы.
Информация о работе Система воспитания и образования в Римской империи