Система работы классного руководителя с родителями учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление и анализ нетрадиционных форм, методов и средств работы классного руководителя с родителями учащихся.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические подходы к системе работы классного руководителя с родителями учащихся;

2.Выявить основную проблему системы работы классного руководителя с родителями учащихся в современных условиях;

3.Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.

Содержание

Введение ..................................................................3-5

Глава 1.Классный руководитель в современной школе.....................................................................................6

Основные характеристики
классного руководителя………………………………....6-8

Система работы классного руководителя
и его основные направления.................................................8-10

Глава 2.Взаимодействие классного руководителя

и семьи ученика…………………………………………...11

Сущность взаимодействия педагогов и семьи..................................................................................11-12
Этика общения с родителями…………………..12-14
Содержание, формы и методы
работы с родителями…………………………………..…..14-21

Глава 3. Работа с родителями учащихся

(на примере родительского собрания)………… ...…….….22

Проект родительского собрания: «Компьютеры:
добро или зло в жизни ребенка»……………………..…22-26

Анализ родительского собрания……………….….26-32
Заключение .......................................................... 33-34

Список использованных источников и литературы ....... 35-36

Работа содержит 1 файл

курсовая по пед.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

     Соблюдение  требований к проведению родительского собрания.

     Не  претендуя на оригинальность, следует  заметить, что сценарий родительского  собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы  оно включало в себя пять обязательных компонентов (что и было сделано  в проведенном родительском собрании):

     Анализ  учебных достижений учащихся класса.

     В этой части родительского собрания классный руководитель познакомила  родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом  начале педагог предупредила родителей, что ответы на частные вопросы  об успеваемости именно их ребенка  они получат только в ходе персональной встречи.

     Ознакомление  родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Классный руководитель поделилась наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора были также взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Классный руководитель была предельно деликатна, избегла негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Эта часть собрания не явилась перечислением "грехов школьников", как это иногда бывает.

     Психолого-педагогическое просвещение.

     Этот  компонент родительского собрания был естественным образом включен  в структуру других его составляющих.

     Классный  руководитель рассказала о том, с  какими проблемами сталкиваются дети накануне вступления во взрослую жизнь, какие трудности возникают при сдаче экзаменов. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни.

     Обсуждение  организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных  пособий и т.д.)

     Данный  этап состоял из информации о предстоящих  делах. Предлагался поход в лес, а также решался вопрос о том, где проводить выпускной вечер и стоит ли его проводить.

     Личные  беседы с родителями.

     На  этом этапе особым объектом внимания стали родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность  состояла в том, что очень часто  такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся  помочь. На данном родительском собрании присутствовали мамы трех детей, имеющих  проблемы в обучении и развитии. Классный руководитель использовала, на мой взгляд, очень эффективную тактику присоединения, которая начиналась словами: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласна!".

     Однако  родители других детей тоже не были обделены вниманием. Классный руководитель знала, что сказать каждому из них. Заранее были оформлены благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях, проходивших в четверти.

     Итак, можно сделать вывод, что требования к проведению родительского собрания были максимально выполнены.

     Активность  родителей в обсуждаемых  вопросах.

     Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно  вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно-воспитательного  и организационного характера.

     Анализируя  данное родительское собрание можно  сказать, что была использована традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы  родителей.

     Активность  родителей в обсуждении вопросов можно оценить как среднюю.

     Итог  собрания.

     Подведение  итогов собрания началось на самом  собрании, т.к было необходимо сделать  выводы, сформулировать необходимые  решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию.

     Классный  руководитель в заключительном слове  еще раз сказала о важности обсуждаемой проблемы. Классный руководитель предложила родителям обращаться за помощью и к ней, и к учителям-предметникам.

     В свою очередь классный руководитель обратилась к родителям за помощью  в организации похода в лес. Были выбраны ответственные и назначены  даты мероприятий.

     Информация  об итогах родительского собрания была доведена до администрации школы  и коллег-педагогов.

     Заключение

     Итак, мы рассмотрели самые главные  «блоки», их которых складывается системы  работы классного руководителя с  родителями учащихся.

     В этой работе  отражены некоторые особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, удалось выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.

     Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна  и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог  регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные  мероприятия, дети уже привыкли к  активной деятельности классного руководителя.

     Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика.

     Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного  руководителя не остаются только на страницах  учебника, а действуют в современных  школах. Несмотря на всю сложность  и ответственность работы, большинству  педагогов она доставляет очень  много радости и приносит ощущение удовлетворения.

     Исследование  позволяет прийти к следующему главному выводу объединение усилий классного  руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения  образовательных и воспитательных задач.

     Взаимосвязь классного руководителя с семьями  учащихся должна осуществляться через изучение семьи: ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

     Исходя  из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются  в разнообразных формах совместной деятельности.

     Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать  родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

     Однако  в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).

     И таким образом, взаимодействие классного  руководителя с родителями - многомерная  педагогическая проблема, для решения  которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников и литературы

  1. Болдырев Н. И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1971. – 264с.
  2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя/ Н.И. Болдырев. - М:Просвещение, 1984. - 143с.
  3. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов./ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. -   СПб: Питер, 2000. – 304 с.
  4. Борытко Н.М. Система работы классного руководителя // Справочник классного руководителя. – 2008. – с. 13-29
  5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения./ В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.
  6. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры  / А.В. Иванов. – М.: ЦГЛ, 2005. – 224с.
  7. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями./ Р.М. Капралова. – М.: Просвещение, 1980. – 190 с.
  8. Классному руководителю: сб. ст. / отв. ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 280с.
  9. Коротов В.М. Работа классного руководителя с родителями / В.М. Коротов // Справочник классного руководителя. – М.: Просвещение, 1979. – 303с.
  10. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. - М., 1984. - 112 с.
  11. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с.
  12. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М.:ЦГЛ, 2003. – 220с.
  13. Спутник классного руководителя: сб. ст. / отв. ред. Л.Ю. Гордина. – М.: Просвещение, 1986. – 160с.
  14. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский. - М. - Советская Россия, 1981. – 93с.
  15. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности / Т.А. Стефановская. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 192с.
  16. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогика, 1986. – 112с.
  17. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.

Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся