Система работы классного руководителя с родителями учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление и анализ нетрадиционных форм, методов и средств работы классного руководителя с родителями учащихся.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические подходы к системе работы классного руководителя с родителями учащихся;

2.Выявить основную проблему системы работы классного руководителя с родителями учащихся в современных условиях;

3.Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.

Содержание

Введение ..................................................................3-5

Глава 1.Классный руководитель в современной школе.....................................................................................6

Основные характеристики
классного руководителя………………………………....6-8

Система работы классного руководителя
и его основные направления.................................................8-10

Глава 2.Взаимодействие классного руководителя

и семьи ученика…………………………………………...11

Сущность взаимодействия педагогов и семьи..................................................................................11-12
Этика общения с родителями…………………..12-14
Содержание, формы и методы
работы с родителями…………………………………..…..14-21

Глава 3. Работа с родителями учащихся

(на примере родительского собрания)………… ...…….….22

Проект родительского собрания: «Компьютеры:
добро или зло в жизни ребенка»……………………..…22-26

Анализ родительского собрания……………….….26-32
Заключение .......................................................... 33-34

Список использованных источников и литературы ....... 35-36

Работа содержит 1 файл

курсовая по пед.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

     Родители  часто жалуются на отсутствие у детей  интереса к чтению, к книгам. Но немного  у нас найдётся родителей, которые  пожалуются на равнодушное отношение  их ребёнка к компьютеру. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку  за город не редко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.

     Конечно, ничто не заменит маленькому человечку  тепло общения, когда он «тычет в  книжку пальчик» на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а  ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в  том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.

     Тема  родительского собрания: «Компьютеры: добро или зло в жизни ребенка».

     Цель  собрания:

     Расширить информационное поле родителей о  пользе и вреде занятий детей  за компьютером.

     Подготовительный  этап.

  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Подготовка к опросу.

     Ход собрания

     I этап. Вступительное слово классного руководителя (приветствие, ознакомление с темой и программой собрания).

     II этап. Обсуждение проблемы:

       По результатам анкетирования  можно сказать, что в основном  родители информированы о компьютере, как о ближайшем друге ребёнка,  который заполняет всё его  свободное место. Но есть и  другие стороны.

  1. Вопросы к родителям.

     Опрос производится заранее.

     (опрос) 

     – Чем является компьютер  для ребенка?

     Ответы  родителей.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер – многовариативный дидактический материал.
 

     – Сколько часов  ребенок проводит за компьютером?

     Ответы  родителей.

  • Почти весь день.
  • 2-3 часа.
  • Не знаю, так как практически все время находимся на работе.
  • Около 6 часов.
 
     
  1.  Работа в микрогруппах.

     Инструкция: сейчас я вам предлагаю поработать в группе и выявить все «плюсы»  и «минусы» влияния компьютера на ребенка.

     «+»      «-»
  • вызывает положительный интерес к технике;
  • развивает творческие способности;
  • полностью захватывает сознание ребенка;
  • устраняет страх перед техникой;
  • формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
  • развивает воображение, моделируя будущее;
  • воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  • помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
  • тренирует память, внимание;
  • развивает быстроту действий и реакции;
  • воспитывает целеустремленность.
  • отрицательное влияние на физическое развитие;
  • повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  • содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  • способствует развитию гиподинамии;
  • снижает интеллектуальную активность;
  • ухудшает зрение.
     

     Вывод: проведённая работа показывает, что, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети.

  1. Полезная информация для родителей.

     Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

  • игры типа «убей их всех»
  • игры – приключения
  • игры стратегические, в которых требуется принимать решения
  • развивающие игры
  • обучающие игры
  • игры диагностические
  • графические, связанные с рисованием, конструированием.

     1. Игры типа «убей  их всех»

     Слайды  говорят сами за себя. Это игры с  воинственными сюжетами, лужами проливаемой  крови и горами трупов. Естественно  это всё провоцирует  вспышки  гнева, зла и  насилия у детей[6].

     Герои «стрелялок» и «бродилок», как  правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.

     2. Игры - стратегии

     Формируют внутренний план действий, развивают  память, мышление, воображение. Но психологи  говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим[6].

     3. Игры - приключения

     Это игры  на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и  эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.

     Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее  навязывают свой ритм в коре головного мозга, вызывая судороги[6].

     4. Обучающие и развивающие  игры

     Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или  песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся  писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов[6].

     3 этап. Заключительное слово классного руководителя. Благодарит всех за участие.

     ВЫВОД:  Мы  доказали, что к выбору детской компьютерной игры или программы нужно относится с особым вниманием, потому то как показывают исследования психологов в этой области ребёнок попадает в зависимость от компьютера. 

     
    1. Анализ  родительского собрания

     Особое  внимание при подготовке родительского  собрания, я считаю, необходимо уделить  подготовительному этапу, сообщая  родителям и детям заранее  тему, цель, задачи, подключив обязательно  родительский комитет к выполнению определённой работы по выбранной теме, чтобы заинтересовать родителей  непосредственным его участием и  тем самым повысить явку родителей  на собрание. Это является одним из главнейших условий результативности проводимого мероприятия.

     Классным  руководителем 9 "А" класса была разработана  следующая структура подготовки родительского собрания

  • Определить цель собрания.
  • Изучить научно-методическую литературу.
  • Провести микроисследования.
  • Определить вид, форму и этапы собрания, способы и приемы работы его участников.
  • Придумать форму приглашения родителей.
  • Подготовить отчеты (фото-, видеоматериалы), освещающие внеклассную жизнь детей;
  • Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.
  • Разработать решение собрания, его рекомендации, листы опроса родителей.
  • Оборудовать и оформить помещение для собрания.
  • С опорой на эту структуру была построена подготовительная работа.

     Классным  руководителем была определена цель собрания в соответствии с его  тематикой.

     Тема  собрания - " Компьютеры: добро или зло в жизни ребенка ".

     Цель  собрания: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде  занятий детей за компьютером; привлечь внимание родителей к серьезности  проблемы влияния; обратить внимание родителей  на важные ситуации и проблемы повседневной жизни, возникающие при общении  с детьми.

     Для подготовки к собранию педагогом  была изучена соответствующая научно-методическая литература по теме собрания.

     Проблема  формы приглашения родителей  была решена следующим образом. Были оформлены индивидуальные приглашения  папам и мамам для участия  в родительском собрании. Оформление - компьютерный вариант. Главным в таких приглашениях на родительское собрание явилось то, что родители получили их заранее, за неделю до собрания. В приглашении было полностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Я считаю, что такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой. Явка родителей составила 90%.

     Завершающим этапом подготовки родительского собрания явилось оформление классного помещения, в котором оно проводилось. Родителей  встречал элегантный приветливый педагог  в проветренном, чисто убранном классе. Я считаю, что этот момент меняет в лучшую сторону настрой родителей.

     Тематика  родительского собрания и его назначение.

     Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей. Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии  детей или подготовке к многодневному  походу), собрания по плану психолого-педагогического  просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного  общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам  учебно-воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

     Родительские  собрания так же можно разделить  на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем  классные, раз - два в год, и то в случае необходимости. Пап и  мам знакомят с новыми уставными  документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными  направлениями, задачами и итогами  работы учебного заведения. Собрание родителей  определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

     Анализируемое родительское собрание по своей форме  является классным собранием, организованным в начале IV четверти.

     Тема  собрания - " Компьютеры: добро или  зло в жизни ребенка " - была определена классным руководителем  самостоятельно.

     Далее была определена форма проведения собрания и его содержание и составлен  краткий конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.

     Содержание для собрания классный руководитель черпал из психолого-педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями-предметниками, школьным психологом, детьми, родителями, школьной администрацией.

Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся