Система работы классного руководителя с родителями учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление и анализ нетрадиционных форм, методов и средств работы классного руководителя с родителями учащихся.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические подходы к системе работы классного руководителя с родителями учащихся;

2.Выявить основную проблему системы работы классного руководителя с родителями учащихся в современных условиях;

3.Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.

Содержание

Введение ..................................................................3-5

Глава 1.Классный руководитель в современной школе.....................................................................................6

Основные характеристики
классного руководителя………………………………....6-8

Система работы классного руководителя
и его основные направления.................................................8-10

Глава 2.Взаимодействие классного руководителя

и семьи ученика…………………………………………...11

Сущность взаимодействия педагогов и семьи..................................................................................11-12
Этика общения с родителями…………………..12-14
Содержание, формы и методы
работы с родителями…………………………………..…..14-21

Глава 3. Работа с родителями учащихся

(на примере родительского собрания)………… ...…….….22

Проект родительского собрания: «Компьютеры:
добро или зло в жизни ребенка»……………………..…22-26

Анализ родительского собрания……………….….26-32
Заключение .......................................................... 33-34

Список использованных источников и литературы ....... 35-36

Работа содержит 1 файл

курсовая по пед.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

     Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия  по заявленной проблеме. 

     Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей). 

     Открытые  уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). 

     Индивидуальные  тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

     Индивидуальные  консультации – одна из важнейших  форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для  того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем  ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно  определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность  рассказать ему все то, с чем  они хотели бы познакомить учителя  в неофициальной обстановке, и  выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

     – особенности здоровья ребенка;

     – его увлечения, интересы;

     – предпочтения в общении в семье;

     – поведенческие реакции;

     – особенности характера;

     – мотивации учения;

     – моральные ценности семьи. 

     Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни). 

     Родительское  собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

     1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

     Общешкольные  родительские собрания проводятся, как  правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают  директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить  коллектив родителей с достигнутыми результатами.

     Общешкольное  родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта  воспитания в семье. Так, в конце  учебного года возможно награждение  семей с положительным опытом воспитания детей.

     2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

     Классные  родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости  их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения  родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание  стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные  достижения учащихся, характеризуются  их возможности, степень продвижения  класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

     Существует  много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации  работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать  возрастные особенности учащихся, уровень  образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

     Рекомендации по проведению родительских собраний:

     1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

     2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

     3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

     4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

     Примерная тематика консультаций для родителей:

     1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

     2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

     3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

     4. Наказания детей. Какими им быть?

     5. Тревожность детей. К чему она может привести?

     6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

     7. Грубость и непонимание в семье.

     8. Талантливый ребенок в семье.

     9. Друзья детей – друзья или враги?

     10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. 

     Родительские  чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении[17]. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

     Родительские  вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок[17]. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

     Примерные темы родительских вечеров:

     1. Рождение ребенка и первый  год его жизни и развития.

     2. Первые книжки ребенка.

     3. Будущее моего ребенка. Каким  я его вижу?

     4. Друзья моего ребенка.

     5. Праздники нашей семьи.

     6. «Можно» и «нельзя» в нашей  семье.

     7. День рождения нашей семьи.  Как мы его празднуем?

     8. Песни, которые пели и поют  наши дети.

     Формы вечеров позволяют не только высказывать  свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для  себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. 

     Родительский  тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

     С большим интересом родители выполняют  такие тренинговые задания, как  «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о  моей семье». 

     Родительские  ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

     И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать  счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.  

     Педагогам и родителям на заметку

     Если:

     – ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

     – ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

     – ребенка хвалят, он учится быть благородным;

     – ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

     – ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

     – ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

     – ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

     – ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

     – ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

     – ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

     Эти советы возникли на базе жизненных  практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные  положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и  бесед с ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Работа с родителями учащихся (на примере  родительского собрания)

     Родительское  собрание - основная форма общения  школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение  родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей. Они должны иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе.

     Я посетила родительское собрание, которое  проводилось 15.04.2011 в школе №17 г. Тобольска классным руководителем  Камальдиновой Е.К. в 9 "А" классе. 

     
    1. Проект  родительского собрания: «Компьютеры: добро  или зло в жизни  ребенка».

     Актуальность  проблемы.

       Отличительной чертой времени,  в котором мы живем, является  стремительное проникновение информационных  технологий во все сферы жизни.  Нет сомнения, что современные  дети способны с завидной легкостью  овладеть навыками работы с  различными электронными компьютерными  новинками. Но главное, чтобы  наши дети не попали в зависимость  от «компьютерного друга», а ценили  живое, эмоциональное человеческое  общение и стремились к нему.

Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся