Система работы классного руководителя с родителями учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление и анализ нетрадиционных форм, методов и средств работы классного руководителя с родителями учащихся.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические подходы к системе работы классного руководителя с родителями учащихся;

2.Выявить основную проблему системы работы классного руководителя с родителями учащихся в современных условиях;

3.Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.

Содержание

Введение ..................................................................3-5

Глава 1.Классный руководитель в современной школе.....................................................................................6

Основные характеристики
классного руководителя………………………………....6-8

Система работы классного руководителя
и его основные направления.................................................8-10

Глава 2.Взаимодействие классного руководителя

и семьи ученика…………………………………………...11

Сущность взаимодействия педагогов и семьи..................................................................................11-12
Этика общения с родителями…………………..12-14
Содержание, формы и методы
работы с родителями…………………………………..…..14-21

Глава 3. Работа с родителями учащихся

(на примере родительского собрания)………… ...…….….22

Проект родительского собрания: «Компьютеры:
добро или зло в жизни ребенка»……………………..…22-26

Анализ родительского собрания……………….….26-32
Заключение .......................................................... 33-34

Список использованных источников и литературы ....... 35-36

Работа содержит 1 файл

курсовая по пед.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение высшего

     профессионального образования

     «Тобольская государственная социально - педагогическая академия

     имени Д.И. Менделеева» 
 
 

     Кафедра педагогики 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  дисциплине «Педагогика»

     на  тему:

     «Система  работы классного  руководителя с родителями учащихся» 
 
 

     Выполнила:

     Алеева  Д.И. 
 
 
 
 
 

     Тобольск  - 2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Стр.

     Введение ..................................................................3-5

     Глава 1.Классный руководитель в современной школе.....................................................................................6

  1. Основные характеристики

     классного руководителя………………………………....6-8

  1. Система работы классного руководителя

и его основные направления.................................................8-10

     Глава 2.Взаимодействие классного руководителя

     и семьи ученика…………………………………………...11

    1. Сущность взаимодействия педагогов и семьи..................................................................................11-12
    2. Этика общения с родителями…………………..12-14
    3. Содержание, формы и методы

     работы  с родителями…………………………………..…..14-21

     Глава 3. Работа с родителями учащихся

(на примере  родительского собрания)………… ...…….….22

    1. Проект родительского собрания: «Компьютеры:

     добро или зло в жизни ребенка»……………………..…22-26

    1. Анализ родительского собрания……………….….26-32

     Заключение .......................................................... 33-34

     Список  использованных источников и литературы ....... 35-36 

     Введение

     Актуальность 

     Меняется  время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет  три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого  ребенка, помогает детям в решении  возникающих проблем.

     Эффективность воспитания ребенка сильно зависит  от того, насколько тесно взаимодействуют  школа и семья. Ведущую роль в  организации сотрудничества школы  и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько  семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в  ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный  заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей  и педагога создадут благоприятные условия для развития ребенка.

     В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер.

     Представляется, что анализ тематики «Система работы классного руководителя с родителями учащихся» достаточно актуален и  представляет научный и практический интерес.

     Характеризуя  степень научной разработанности  проблематики, следует учесть, что  данная тема уже анализировалась  у различных авторов, таких как  Титова В.В., Погорелова Т.В., Л.М.Лысенко, В.А.Сухомлинский в различных статьях и изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики система работы классного руководителя с родителями учащихся.

     Объект исследования  - процесс реализации системы работы классного руководителя с родителями учащихся.

     Предмет исследования – способы, нетрадиционные формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

     Цель  работы – выявление и анализ нетрадиционных форм, методов и средств работы классного руководителя с родителями учащихся.

     Поставленная  цель определяет задачи исследования:

     1.Рассмотреть  теоретические подходы к системе  работы классного руководителя  с родителями учащихся;

     2.Выявить  основную проблему системы работы  классного руководителя с родителями  учащихся в современных условиях;

     3.Показать  пути решения выявленных проблем  и сделать расчет путей их  решения. 

     При проведении исследования системы работы классного руководителя с родителями учащихся могут быть использованы следующие  методы исследования:

  • Анализ существующей литературы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • Анализ плана воспитательной работы классного руководителя.
  • Беседа с родителями.
  • Анкетирование.

     Исследование  проводилось в несколько этапов. На каждом этапе решались следующие  задачи исследования:

  1. На первом этапе на основе изучения литературы определить содержание, задачи, функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
  2. На втором этапе проанализирован опыт работы по взаимодействию с родителями, сформулированы пути улучшения данной работы.
  3. На третьем этапе дан педагогический анализ одной из форм работы проведенной с родителями.

     Практическая  значимость состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах. А так же она заключается в возможности сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями, пропагандировать использование нетрадиционных форм, построенных на диалогических основаниях для выстраивания партнерских отношений.

     Результаты  могут быть использованы для будущих  исследований по данной работе, а так  же могут быть применены на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.Классный руководитель в современной  школе

     Классный  руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично  сочетаются идейно - воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

     Основное  в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение  их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы  учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит, прежде всего, как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения.

     Классный  руководитель лишь частично непосредственно  организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, мастера, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный  и общественно полезный труд, общественную деятельность, туризм, краеведение, техническое  и художественное творчество школьников 

    1. Основные характеристики классного руководителя

     Классный  руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся[15]. Он просвещает родителей в области воспитания; является помощником в деятельности детских и юношеских объединений; координирует совместные усилия учителей-предметников, работающих в классе, а также психолога, социального педагога, вожатого (если таковые имеются в школе).

     Цель  деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

     К основным характеристикам классного  руководителя следует отнести: исследовательскую  компетентность, коадаптационное мастерство и медиаобразованность.

     Исследовательскую компетентность – это знания, опыт в области педагогического исследования.  Пути развития исследовательской компетентности классного руководителя заключается: в постоянном обогащении педагогических знаний, в вовлечении классного руководителя в исследовательскую деятельность[15].

     Коадаптационное мастерство – это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях[15].

     Коадаптация в педагогике  - это коррелятивное  приспособление, т.е. соотнесений различных  понятий, суждений, теорий, идей; выявление  взаимосвязей и взаимозависимостей существующих систем, технологий, а  так же их приравнивание, приспособление к имеющимся, действующим в той  или иной теории и реализующимся  на практике.

     Медиаобразованность понимается как совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе[15].

     Основные  функции деятельности классного  руководителя – координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная. Они  реализуются через такие виды работ, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельности.

     Для педагогически грамотного, успешного  и эффективного выполнения своих  функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

     Обобщенно модель классного руководителя представлена на рис.1.

       

     

       

     

     

       

     Рис. 1 Модель классного руководителя XXI в.  

    1. Система работы классного  руководителя и его  основные направления

     Успех в работе классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности. Деятельность классного  руководителя представляет собой часть  общего процесса воспитания. Поэтому  важно согласовывать ее со всеми  другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой  план.

     Организационно-педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и  форматированию коллектива учащихся, а также совместную работу с родителями учащихся.

Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся