Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа
Цель работы – выявление и анализ нетрадиционных форм, методов и средств работы классного руководителя с родителями учащихся.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические подходы к системе работы классного руководителя с родителями учащихся;
2.Выявить основную проблему системы работы классного руководителя с родителями учащихся в современных условиях;
3.Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.
Введение ..................................................................3-5
Глава 1.Классный руководитель в современной школе.....................................................................................6
Основные характеристики
классного руководителя………………………………....6-8
Система работы классного руководителя
и его основные направления.................................................8-10
Глава 2.Взаимодействие классного руководителя
и семьи ученика…………………………………………...11
Сущность взаимодействия педагогов и семьи..................................................................................11-12
Этика общения с родителями…………………..12-14
Содержание, формы и методы
работы с родителями…………………………………..…..14-21
Глава 3. Работа с родителями учащихся
(на примере родительского собрания)………… ...…….….22
Проект родительского собрания: «Компьютеры:
добро или зло в жизни ребенка»……………………..…22-26
Анализ родительского собрания……………….….26-32
Заключение .......................................................... 33-34
Список использованных источников и литературы ....... 35-36
Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов просвещения с организацией практической деятельности школьников. Классный руководитель, как правило, работает с одним и тем же составом учащихся несколько лет. Поэтому логика в воспитательных мероприятиях должна прослеживаться не только по месяцам, но и по учебным годам.
Основные направления классного руководителя это:
1. Здоровье
1.1.
Совместная деятельность с
1.2. Загородные экскурсии и походы.
1.3.
Консультации специалистов по
итогам ежегодной
1.4.
Индивидуальная работа с
2. Обучение
2.1.
Руководство учебно-
2.2.
Совместная работа с учителями-
2.3.
Посещение уроков с целью
2.4.
Организация консультативной
2.5.
Включение учащихся в
3. Общение
3.1.
Организация систематической
3.2.
Овладение правилами выживания
и сосуществования в
3.3.
Обсуждение вопросов по
4. Досуг
4.1. Педагогическое руководство и влияние на досуговую сферу школьников.
4.2.
Создание условий для
4.3.
Отработка методики внешних
5. Семья
5.1. Изучение условий воспитания детей в семье.
5.2.
Организация комплексного
5.3.
Оказание помощи семье и
Возможны
и другие направления деятельности
классного руководителя. Они предусматриваются
Положением о классном руководителе и
спецификой конкретного региона, учреждения,
класса[4].
Глава 2.Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родителя являются первыми и основными учителями ребенка. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Дети, родители, учителя – члены оного коллектива.
Сотрудничество
классного руководителя и семьи
– это результат
Семья
– это малая группа, основанная
на браке или кровном родстве,
члены которой связаны
Суть взаимодействия классного
руководителя и семьи
Элементами
системы работы с родителями являются:
изучение семьи, ее уклада, микроклимата,
характера воспитательной деятельности;
установление и поддержание единых
требований школы и семьи в
воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое
просвещение родителей; систематическое
взаимное информирование о ходе развития
школьника; совместное принятие решений,
способствующих успешному обучению
и воспитанию детей; оказание практической
педагогической помощи родителям в
случае необходимости; содействие в
установлении связи семьи с общественностью
в целях улучшения воспитания
детей; привлечение родителей к
внеклассной учебно-
Работа
с родителями требует от классного
руководителя умения устанавливать
доверительные и деловые
В
современных условиях участие общественности
в воспитании детей расширяется
и становится повседневным делом
коллективов. Общественные организации
не только оказывают материальную помощь
школам, но и проявляют заботу об
улучшении содержания их работы. Воспитание
детей и молодежи становится всенародным
делом. Сбываются слова Энгельса,
что «уход за детьми и их воспитание
станут общественным делом; общество будет
одинаково заботится о всех детях..»[1].
Профессиональная этика
Определение
содержания становится основополагающим
в определении профессионально-
Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение.
Уважение к родителям — безусловно, и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей.
Уважение
к педагогу — другая сторона фундаментального
основания. Но и эта другая сторона
зависит больше от тактики поведения
педагога, чем от воспитанности и
культуры родителей. Уважение к себе
педагог тоже строит самостоятельно,
опираясь на психолого-этические нормативы,
направляя поведение родителей,
инициируя культурные формы, поддерживая
родителей незаметно в
Надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
Уметь
выслушать критические
Избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
Начинать
беседу следует с освещения
Очень важно придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает им понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.
В общении необходимо уметь слушать партнёра. Человек, умеющий слушать, всегда терпелив. В диалоге «учитель - родитель» недопустимы: ирония, саркастические замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.
Общение без учёта ситуации и настроения партнёра ведёт к душевной глухоте. Не менее важно отражать мысли партнёра по общению (эффект зеркала): если учитель встречает родителя с улыбкой, он отвечает тем же; если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон.
Обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение. Вот формула, которой не плохо бы руководствоваться при общении: «Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, раскрылись все его способности».
Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря единой ведущей
идее "заботы о развитии ребенка". Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.
Забота
о развитии ребенка выступает
и целью, и мотивом, и способом
общения с родителями.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
|
Значительное
место в системе работы классного
руководителя с родителями учащихся
отводится психолого-
Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские
конференции должны готовиться очень
тщательно, с обязательным участием
психолога, социального педагога, которые
работают в школе. В их задачу входит
проведение социологических и
Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся