Система работы классного руководителя с родителями учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление и анализ нетрадиционных форм, методов и средств работы классного руководителя с родителями учащихся.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические подходы к системе работы классного руководителя с родителями учащихся;

2.Выявить основную проблему системы работы классного руководителя с родителями учащихся в современных условиях;

3.Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.

Содержание

Введение ..................................................................3-5

Глава 1.Классный руководитель в современной школе.....................................................................................6

Основные характеристики
классного руководителя………………………………....6-8

Система работы классного руководителя
и его основные направления.................................................8-10

Глава 2.Взаимодействие классного руководителя

и семьи ученика…………………………………………...11

Сущность взаимодействия педагогов и семьи..................................................................................11-12
Этика общения с родителями…………………..12-14
Содержание, формы и методы
работы с родителями…………………………………..…..14-21

Глава 3. Работа с родителями учащихся

(на примере родительского собрания)………… ...…….….22

Проект родительского собрания: «Компьютеры:
добро или зло в жизни ребенка»……………………..…22-26

Анализ родительского собрания……………….….26-32
Заключение .......................................................... 33-34

Список использованных источников и литературы ....... 35-36

Работа содержит 1 файл

курсовая по пед.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

     Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание  форм и методов просвещения с  организацией практической деятельности школьников. Классный руководитель, как  правило, работает с одним и тем  же составом учащихся несколько лет. Поэтому логика в воспитательных мероприятиях должна прослеживаться не только по месяцам, но и по учебным  годам.

     Основные  направления классного  руководителя это:

     1. Здоровье

     1.1. Совместная деятельность с руководителями  физической культуры и медицинскими  работниками лицея по проведению  физкультурно-оздоровительных и  санитарно-просветительских мероприятий.

     1.2. Загородные экскурсии и походы.

     1.3. Консультации специалистов по  итогам ежегодной диспансеризации,  контроль за выполнением их  рекомендаций.

     1.4. Индивидуальная работа с каждым  учащимся по режиму дня на  основе медицинских данных, наследственной  предрасположенности.

     2. Обучение

     2.1. Руководство учебно-познавательной  деятельностью учащихся, их самообразование.

     2.2. Совместная работа с учителями-предметниками,  завучем по соблюдению учебной  дисциплины.

     2.3. Посещение уроков с целью выявления  способностей и возможностей  учащихся.

     2.4. Организация консультативной помощи  по предметам.

     2.5. Включение учащихся в исследовательскую  работу.

     3. Общение

     3.1. Организация систематической работы  по нравственному воспитанию.

     3.2. Овладение правилами выживания  и сосуществования в урбанизованной  среде.

     3.3. Обсуждение вопросов по культуре  поведения и общения.

     4. Досуг

     4.1. Педагогическое руководство и  влияние на досуговую сферу  школьников.

     4.2. Создание условий для культурного  досуга, использования клубных форм  общения по интересам и т.  д.

     4.3. Отработка методики внешних взаимосвязей.

     5. Семья

     5.1. Изучение условий воспитания  детей в семье.

     5.2. Организация комплексного подхода  к воспитанию детей в семье.

     5.3. Оказание помощи семье и тактичное  корректирование процесса семейного  воспитания, обеспечение соответствия  предъявляемых требований возможностям  и стремлениям ребенка, а также  осуществления родителями психотерапевтической  помощи своим детям.

     Возможны  и другие направления деятельности классного руководителя. Они предусматриваются Положением о классном руководителе и спецификой конкретного региона, учреждения, класса[4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.Взаимодействие классного  руководителя и семьи  ученика

     Необходимость и важность сотрудничества семьи  и школы никогда не ставилось  под сомнение. Родителя являются первыми  и основными учителями ребенка. Доказано, что подростки, семьи которых  не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Ведущую  роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Дети, родители, учителя  – члены оного коллектива.

     Сотрудничество  классного руководителя и семьи  – это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего  предполагающей всестороннее и систематическое  изучение семьи, особенностей и условий  семейного воспитания ребенка.  

     
    1. Сущность  взаимодействия педагогов  и семьи

     Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью  быта, взаимной помощью и моральной  ответственностью[17].

           Суть взаимодействия классного  руководителя и семьи заключается  в том, что обе стороны должны  быть заинтересованы в изучении  ребенка, раскрытии и развитии  в нем лучших качеств и свойств. 

     Элементами  системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в  воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое  взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в  случае необходимости; содействие в  установлении связи семьи с общественностью  в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к  внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

     Работа  с родителями требует от классного  руководителя умения устанавливать  доверительные и деловые отношения  с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.

     В современных условиях участие общественности в воспитании детей расширяется  и становится повседневным делом  коллективов. Общественные организации  не только оказывают материальную помощь школам, но и проявляют заботу об улучшении содержания их работы. Воспитание детей и молодежи становится всенародным  делом. Сбываются слова Энгельса, что «уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет  одинаково заботится о всех детях..»[1]. 

     
    1. Этика общения с родителями

            Профессиональная этика классного руководителя во взаимодействии с родителями обусловлена содержанием этого взаимодействия.

     Определение содержания становится основополагающим в определении профессионально-этической  позиции.

     Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение.

     Уважение  к родителям — безусловно, и  нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения  родителей.

     Уважение  к педагогу — другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона  зависит больше от тактики поведения  педагога, чем от воспитанности и  культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая  родителей незаметно в наилучших  и тонких проявлениях. Классный руководитель созидает взаимное уважение родителей и педагога. Уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшения положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо так дать, чтобы родители их принимали;

     Надо  избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

     Уметь выслушать критические замечания  родителей в свой адрес и в  адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;

     Избегать  сравнения с другими детьми и  другими семьями;

     Начинать  беседу следует с освещения положительных  моментов, чтобы таким образом  повлиять на отношение родителей  ко всему дальнейшему разговору.

     Очень важно придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает им понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.

     В общении необходимо уметь слушать  партнёра. Человек, умеющий слушать, всегда терпелив. В диалоге «учитель - родитель» недопустимы: ирония, саркастические замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.

     Общение без учёта ситуации и настроения партнёра ведёт к душевной глухоте. Не менее важно отражать мысли  партнёра по общению (эффект зеркала): если учитель встречает родителя с улыбкой, он отвечает тем же; если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный  тон.

     Обе стороны должны быть благодарны друг другу за общение. Вот формула, которой  не плохо бы руководствоваться при  общении: «Мы оба и каждый из нас  заинтересованы в том, чтобы ребёнок  вырос добрым, умным, раскрылись все  его способности».

     Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря единой ведущей

     идее "заботы о развитии ребенка". Она  разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности. 

     Забота  о развитии ребенка выступает  и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. 

     
    1. Содержание, формы и методы работы с родителями

     Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

     1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

     2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

     3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

     Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

     Методы  работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

     Формы работы с родителями

     Традиционные      Нетрадиционные
     ● Родительские собрания

     ● Общеклассные и общешкольные конференции

     ● Индивидуальные консультации педагога

     ● Посещения на дому

     ● Родительские тренинги

     ● Дискуссии

     ● Психологические разминки

     ● Круглые столы

     ● Устные журналы

     ● Практикумы

     ● Родительские вечера

     ● Родительские чтения

     ● Родительские ринги

 

Значительное  место в системе работы классного  руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому  просвещению.

     Формы психолого-педагогического  просвещения

     Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).  

     Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций). 

     Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

     Родительские  конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

     Родительские  конференции должны готовиться очень  тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые  работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических  исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции  с их результатами. Активными участниками  конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с  позиций собственного опыта.

Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся