Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогике".

Работа содержит 1 файл

ЕКЗАМЕН ИСТОРИЯ ПЕД.docx

— 157.82 Кб (Скачать)

 

  1. Я.-А.Коменський. "Велика дидактика", "Материнська  школа, або Про  дбайливе виховання  юнацтва у перші  шість років".

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Коменский  принадлежал к религиозной общине Чешских братьев, выступавшей против католической религии и феодального  гнета и объединявшей народные массы  Чехии. Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало  и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о  греховности человека. Считал, что  человек как существо природное  находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря  воспитанию «из всякого ребенка  можно сделать человека».

 Основываясь  на принципе природосообразности,  который он понимал как универсальность,  всеобщность законов развития  природы и человека, Коменский  разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития  человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое  внимание первому из них, который  длится 6 лет. Коменский считал, что  в этот период, когда происходит  усиленный физический рост и  развитие органов чувств, младшие  дети должны воспитываться в  материнских школах, семье, руководимые  мудрыми матерями, обладающими педагогическими  способностями и любящими своих  воспитанников. Специальный труд  Коменского о воспитании детей  дошкольного возраста «Материнская  школа» явился первой в мире  программой и пособием по дошкольному  воспитанию. Коменский призывал  тщательно заботиться о здоровье  и физическом раз-витки детей.  Он дал ряд важных и ценных  указаний об образе жизни женщин  в период беременности, предложил  опирающиеся на народный опыт.и  современную ему медицину конкретные  рекомендации по уходу за новорожденным,  о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал  Коменский, должны быть созданы  условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать  их подвижность, а наоборот, развивать  у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение  этими и другими навыками и  умениями должно происходить  непременно в форме игры, она  - основное средство развития  детей.

 Коменский  считал, что усвоение нравственных  норм тесно связано с религиозным  воспитанием, но целью должна  быть не подготовка к служению  богу, а соответствие нравственного  облика человека реальным условиям  и потребностям общества. Ценными  были рекомендации Коменского  по воспитанию таких качеств,  как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость,  опрятность, вежливость и др.

 Коменский  провозглашал принцип умеренной  и разумной дисциплины, предлагая  воздействовать на детей личным  примером, разумными наставлениями,  увещеваниями, порицаниями. Физические  наказания он считал возможным  применять лишь в самых крайних  случаях.

 С нравственным  воспитанием у Коменского тесно  связывалось трудовое, которое предусматривало  не только формирование трудовых  навыков, соответствующих данному  возрасту, но и воспитание любви  и привычки к труду.

 Коменский  рассматривал дошкольное детство  как период подготовки к дальнейшему  систематическому обучению в  школе. Он считал, что материнская  школа призвана способствовать  накоплению детьми конкретных  представлений, и детально очертил  весьма обширный круг элементарных  знаний об окружающем мире, которыми  должен овладеть ребенок дошкольного  возраста. Так, в области естествознания  к 7-му году ребенок должен  знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед,  свинец, железо и пр., различать  солнце, луну, звезды, знать, когда  дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок  должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный»,  «короткий», «широкий», «узкий»,  знать основные фигуры - круг, квадрат,  крест, основные меры длины  и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали  понимание того, что такое город,  деревня, поле, сад, знание названия  своего села или города. Кроме  того, следовало знать времена  года, понимать термины «час»,  «день», «неделя», «месяц», «год».

 Советуя матерям  развивать память и мышление  детей, Коменский рекомендовал  в доступной форме знакомить  их с началами истории, экономики,  политики, общественными отношениями.  Он советовал не только воздействовать  на память ребенка, но и главным  образом развивать у него осмысленное  восприятие и понимание явлений  окружающего мира.

 Многие положения  Коменского - о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств  явились важным вкладом в развитие  мировой педагогики. Выдающийся  труд Я. А. Коменского «Материнская  школа», написанный почти три  с половиной века назад, был  первой и блестящей попыткой  создания теории дошкольного  воспитания, положившей начало продуманной  и организованной работе с  маленькими детьми в соответствии  с их возрастными осрбенностями.

2. Джон Локк. "Думки про виховання".

3. Ж.-Ж.Руссо. "Еміль,  або Про виховання".

4. Й.-Г. Песталоцці. "Як  Гертруда вчить  своїх дітей", "Книга  матерів".

5. Ф.фребель. "Дитячий  садок".

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение  получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).

 Педагогическая  система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической  философии, утверждавшей главенство  духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем  как развитие у человека четырех  врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного  в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.

 Вместе с  тем Фребель пропагандировал  ценную и важную мысль о  бесконечном развитии в природе  и о развитии человека на  протяжении всей жизни. Придавая  огромное значение дошкольному  воспитанию, он считал игру основным  средством развития, показал ее  большую роль в физическом  и психическом становлении ребенка.  Исходя из природных особенностей  детей, Фребель считал, что для  удовлетворения потребностей ребенка  в деятельности и общении е  другими детьми необходимо воспитывать  его в обществе сверстников.  Он дал глубокое педагогическое  обоснование этой идеи и многое  сделал для ее популяризации  и широкого распространений.

 Фребель ввел  термин «детский сад», ставший  общепринятым во всем мире. В  этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу  Фребель называл «садовницей», ярко  проявилась его любовь к детям,  призыв к педагогам помогать  ребенку зреть и развиваться,  высокая оценка значения целенаправленного  педагогического воздействия.

 Фребель положил  начало созданию системы дидактических  игр и разнообразных занятий,  разработал методические указания  к их проведению. Он значительно  обогатил практику дошкольного  воспитания, разработав разнообразные  приемы работы с детьми в  соответствии с их возрастом.  Фребель детально показал этапы  формирования речи детей раннего  и дошкольного возраста и выдвинул  требование о том, чтобы ознакомление  с предметом предшествовало его  называнию. Много ценного содержалось  в предложениях Фребеля о работе  детей с различными материалами  (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).

 Идеи Фребеля  получили широкое распространение,  однако прогрессивные педагоги  подвергали их критике за чрезмерную  регламентацию деятельности детей,  усложненность упражнений и занятий,  мистическое истолкование природы  ребенка. Значение Фребеля в  истории педагогики определяется  тем, что он способствовал выделению  дошкольной педагогики в самостоятельную  отрасль науки, впервые создав  теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды  идеи дошкольного воспитания  и широкого распространения детских  садов.

6. М.Монтєссорі. "Метод  наукової педагогіки, що застосовується  до виховання в  "будинках дітей"

В конце XIX - начале XX в. в зарубежной дошкольной педагогике происходят значительные изменения. В  связи с успехами естественных наук - биологии, физиологии и на их основе психологии - происходит дальнейшее развитие педагогики и ее отдельных отраслей, в том числе дошкольной педагогики. Капитализм вступил в новый - империалистический этап развития.

Стремление буржуазии  подчинить своему влиянию все  стороны общественной жизни приводит к тому, что педагогика становится объектом пристального внимания буржуазных идеологов. Громогласно объявляя педагогику беспартийной и надклассовой, идеологи капитализма пытались обосновать классовые различия в обществе якобы природными различиями людей. Доказывая, что власть имущие стали таковыми не в силу экономических причин, а благодаря природному превосходству над другими, многие буржуазные педагоги распространяли идеи спонтанного развития личности ребенка в процессе свободного самовоспитания и самообучения, проповедовали отказ от руководящей роли воспитателя, ограничивая его роль созданием соответствующих условий и возможностей для саморазвития детей.

 Сравнительно  широкое распространение получают  в этот период детские сады, которые освобождали женщин-матерей,  все более вовлекаемых в процесс  капиталистического производства, от ухода за детьми и планомерно  воспитывали детей в духе норм  буржуазной морали.

 В области  общественного дошкольного воспитания  периода империализма особенно  выделяется видный итальянский  врач-психиатр и педагог Мария  Монтессори (1870-1952). В основанных  ею домах ребенка, охватывающих  детей дошкольного возраста, осуществлялась  своеобразная система воспитания. От воспитателя требовалось, не  вмешиваясь в процесс развития  ребенка, лишь организовывать  обстановку, способствующую его  самовоспитанию. Но при этом влияние  воспитателя сохранялось безусловно  и несомненно. Прежде всего, дети  воспитывались в четко выраженном  религиозном духе, на котором  строилось все нравственное формирование. Использовались специальные упражнения  для выработки послушания. Отрицание  коллективных форм деятельности  детей, занятия с отдельным  ребенком вели к возникновению  у детей резко индивидуалистических  черт.

 Умственное  воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов  чувств, для чего разработала  соответствующий дидактический  материал. В основу занятий были  положены материалы и упражнения, взятые из практики работы  с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена  на выработку у детей определенных  умений и навыков: различать  предметы по форме, весу и  цвету, узнавать разнообразные  звуки и запахи. Интересные и  ценные в отдельности, эти упражнения  применялись очень педантично  и излишне детализированно, что  вместо широкого развития личности  приводило к дрессировке различных  чувств. Лишенные всякого элемента  игры и фантазии, эти упражнения  превращались в скучный механический  труд, отрицательно сказывались  на умственном развитии детей.

 Подобное  бездуховное, практическое воспитание, сдобренное религиозностью, полностью  соответствовало потребностям буржуазии.  Н. К. Крупская, анализируя буржуазное  дошкольное воспитание, подчеркивала: «И фребелевские и монтессориевские  детские сады насквозь пропитаны  духом буржуазного патриотизма,  способствуют целиком воспитанию  подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны».

 Подвергнув  глубокой и основательной критике  оторванную от жизни индивидуалистическую  педагогику Монтессори, прогрессивная  педагогика взяла на вооружение  некоторые ее ценные находки.  Это особенно относится к разнообразным  дидактическим материалам и методам  использования их в сенсорном  воспитании.

7. П.Кергомар. "Дошкільне  виховання і дитячі  садки у Франції".

8. Л.М.Толстой. "Про  вільну школу", "Роль  прикладу та наслідування  у вихованні".

9. К.Д.Ушинський. "Про  народність у громадському  вихованні", "Рідне  слово", "Рідне  слово. Книга для  тих, хто навчає", "Людина  як предмет виховання", "Педагогічна  подорож до Швейцарії".

10.А.С.Симонович. "Дитячий садок".

Видная деятельница  общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933), предварительно ознакомившись  с работой детских садов Швейцарии, в 1866 г. вместе с мужем открыла  в Петербурге для детей интеллигенции  платный детский сад и начала издавать первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Изучая особенности детей, она убедилась  в невозможности правильного  воспитания по системе Фребеля и  обратилась к идее народного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"