Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования: выявление практической значимости системы проблемного обучения и обоснование использования метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Задачи исследования:
1. изучение теоретического материала по данной проблеме;
2. выявление особенностей технологии проблемного обучения на основе теоретического анализа;
3. выявление необходимости применения проблемных методик в системе обучения и воспитания;
4. разработка проблемного занятия (лекции) с использованием метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Введение 4
Глава I. Постановка дидактической задачи 6
1.1. Целеполагание учебного занятия 6
1.2. Содержательный анализ материала темы учебного занятия 8
1.3. Структурирование содержания предметных знаний учебного
занятия 10
1.4. Разработка дидактической структуры занятия 11
Глава II. Разработка структуры дидактического процесса 13
2.1. Обоснование вида и типа учебного занятия 13
2.2. Логико-психологический анализ материала учебного занятия,
выбор его элементов 20
2.3. Обоснование выбранного метода обучения и методической
подструктуры занятия 21
2.4. Поурочное планирование разрабатываемого занятия 22
2.5. Разработка технологической карты занятия 24
2.6. Описание дидактических и технологических средств,
применяемых на занятии 25
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложения 30
Подготовка и особенно чтение лекции - достаточно сложная деятельность, требующая от преподавателя всесторонней подготовки, большого напряжения его сил и мастерства. Кроме этого, требуется учитывать динамику учебной работоспособности и закономерности познавательной деятельности обучаемых. Исходя из этого, крайне важно правильно определить и функционально-смысловую динамику лекции, соотнесенную с ее основными информационными блоками. Например, если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимание обучаемых, то затем по мере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес, интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваясь активного восприятия и осмысливания основного её содержания. Для этого, наряду с общей педагогической подготовкой, требуется владение и навыками публичного выступления, умелое обращение к опыту и знаниям обучаемых, способность постановки проблемных вопросов и т.п.
Метод беседы поможет побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечет их в процесс самостоятельных размышлений, в творческий процесс получения новых знаний; будет способствовать активизации познавательной деятельности, вовлечет учащихся в максимальный мыслительный поиск, подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений. [3, с.167]
2.4. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ЗАНЯТИЯ
Поурочное планирование – это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определенно основное содержание и направленность урока.
Поурочное планирование необходимо в первую очередь преподавателю с целью определения оптимальных путей реализации основных функций учебно-воспитательного процесса (образовательной, воспитательной, развивающей).
Рассматривая учебное занятие или урок как организационную форму реализации конкретной дидактической цели, можно выделить его этапы, которые в своей совокупности дадут тот необходимый результат, который в педагогике принято называть реальным результатом учебного занятия (или урока).
Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, рефлексия. Именно этот подход дает возможность выделить основные этапы учебного занятия и спланировать его проведение преподавателем. [6, с.103-105]
Как правило, план занятия составляется по единой, давно сложившейся схеме. В нем планируются: компоненты дидактической структуры занятия, реализуемые в методической и логико-психологической подструктурах, этапы методической системы усвоения нового знания, цели, типы и виды структуры занятия, методы обучения и воспитания, виды работ педагога и обучающихся.
Схема поурочного плана может состоять из пяти разделов, каждый из них должен содержать ряд подразделов, обязательных для разных типов и видов занятий. [8, с.246]
Первый раздел – тема занятия. На первом этапе планирования разрабатываемого занятия выбирается тема. Затем определяются цели (лучше, если общая дидактическая цель указывается дифференцированно: образовательная, воспитательная, развивающая), тип и вид занятия. В зависимости от выбранного типа урока продумываются методы обучения, которые будут применяться при проведении занятия. В соответствии с видом урока и методами обучения планируются технические средства обучения, средства наглядности, источники информации необходимые для проведения занятия.
Второй раздел – актуализация. Преподаватель устанавливает связь с прошлым уроком, преемственные межпредметные связи – опорные знания, которые надо активизировать в сознании учащихся. Такая работа будет проводиться методом вводной беседы, плавно подводя учащихся к осознанию материала. Контроль за самостоятельной работой учащихся будет производиться в виде выполнения самостоятельных упражнений для подготовки к следующему занятию.
Третий раздел – формирование новых понятий и способов действия. Данный раздел является важнейшим по содержанию и формам работы. Новые понятия, обязательные для рассмотрения на занятии: критический путь, метод критического пути, временной резерв или запас времени, диаграмма ганта, структура разбиения работ, структурная схема организации, ресурсы, назначение и выравнивание ресурсов, pесуpсное календаpное планиpование, исходный план.
Четвертый раздел – применение. Применение включает в себя и предполагает выполнение учащимися индивидуальных упражнений для закрепления полученных знаний. В процессе самостоятельной деятельности учащихся преподаватель контролирует и корректирует их деятельность, указывает и исправляет допускаемые учащимися ошибки и неточности, не забывает хвалить учащихся, что является стимулом для получения дальнейшего обучения.
Пятый раздел – домашнее задание. В плане урока обязательно должно отмечаться: общее задание с конкретизацией того, что надо повторить дома или приготовить к предстоящему уроку; источники информации, которые учащиеся должны исследовать при подготовке дома; объем домашнего задания и время его выполнения. [12, с.28-30]
2.5. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ
Технологическая карта урока – это самая оптимальная форма организации учебного процесса (урока), отражающая общие образовательные потребности современной системы образования. Учебный материал в таких картах структурирован, в нем выделены главные и второстепенной важности тезисы для проведении учебного занятия, даются разные варианты заданий для учащихся с разной степенью подготовки для решения задач разной степени сложности, рекомендуются определенные формы организации учебной деятельности.
Технологическая карта урока представляет собой таблицу, в которой наглядно видны структура урока, состоящая из дидактической и методической структур, и элементы технологии урока, где находят свое отражение методы обучения, средства обучения, формы организации деятельности учащихся.
Использование технологической карты дает возможность преподавателю при разных отвлечениях быстро сориентироваться в процессе урока, что поможет довести тему до логического конца. [7, с.77-81]
2.6. ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЗАНЯТИИ
Средства обучения – это идеальный или материальный объект, который используется преподавателем для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых преподаватель обучает, а учащийся учится. К средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, справочники, раздаточные и дидактические материалы, технические средства обучения, приборы.
Важность использования средств обучения обусловлена их влиянием на: интеллектуальное развитие учащихся; усвоение и понимание нового материала; осуществление практической деятельности обучаемых; становление тех или иных качеств учащихся; запоминание, логическое рассуждение; возбуждение интереса и внимания к обучению. [1, с.206]
Для правильного использования средств обучения необходимы следующие условия: оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид; количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств; средства обучения должны соответствовать реальными условиям работы и потребностям местного населения.
При проведении нашего занятия будет использоваться видеометод – показ презентации по теме. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Современные средства видеоинформации позволяют подчеркивать, выделять наиболее важные места, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры, особенно богатыми возможностями располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образного раскрытия сущности трудных тем. [2, с.83,84]
Студентам высших учебных заведений необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении приемами и способами эффективной учебной работы. Учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.
Учащемуся предстоит сложная и необходимая динамика от овладения приемами работы с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому самообразованию. Содержательно такая динамика у учащегося связана с развитием умений восприятия и воспроизведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргументации выводов. Целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, особенно творчество с элементами эксперимента, исследования. Все это достаточно сложно при классической форме обучения, тем более при активной форме обучения, которая требует особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.
Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе со студентами велика роль организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой линии научного познания, практические задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление и т.д.
Условно выделяются две основные функции анализа преподавателем организации деятельности по самообразованию учащихся:
1. позитивно-творческая функция – соответствие собственных действий преподавателя требованиям современной педагогики, прежде всего умение выделить разные теоретические концепции и тенденции массового опыта;
2. практически-действенная функция – критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы: с данной группой учащихся в зависимости от ее специфики.
Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам современности, использование активного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных задач. Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы [5, c. 97].
С целью стимуляции и поддержания у учащихся интереса к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Учащиеся должны овладеть основными и отдельными конкретными составляющими элементами труда преподавателя: работать с научной, методической и учебной литературой; излагать учебный материал, составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса; быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию; уметь контролировать и оценивать знания.
Информация о работе Сетевые методы планирования и управления