Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования: выявление практической значимости системы проблемного обучения и обоснование использования метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Задачи исследования:
1. изучение теоретического материала по данной проблеме;
2. выявление особенностей технологии проблемного обучения на основе теоретического анализа;
3. выявление необходимости применения проблемных методик в системе обучения и воспитания;
4. разработка проблемного занятия (лекции) с использованием метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Введение 4
Глава I. Постановка дидактической задачи 6
1.1. Целеполагание учебного занятия 6
1.2. Содержательный анализ материала темы учебного занятия 8
1.3. Структурирование содержания предметных знаний учебного
занятия 10
1.4. Разработка дидактической структуры занятия 11
Глава II. Разработка структуры дидактического процесса 13
2.1. Обоснование вида и типа учебного занятия 13
2.2. Логико-психологический анализ материала учебного занятия,
выбор его элементов 20
2.3. Обоснование выбранного метода обучения и методической
подструктуры занятия 21
2.4. Поурочное планирование разрабатываемого занятия 22
2.5. Разработка технологической карты занятия 24
2.6. Описание дидактических и технологических средств,
применяемых на занятии 25
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложения 30
применение на практике усвоенного – практическое занятие, практика, стажировка.
Формы лекционных занятии и их краткая характеристика.
Лекция-беседа. Это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения обучаемых в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Её преимущество перед традиционным «монологическим» чтением лекции состоит в том, что она позволет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определить более адекватное для данной аудитории содержание, способы и приёмы изложения учебного материала. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знания.
Активное участие студентов в лекции-беседе можно обеспечить следующими приемами.
1.Вопросы к аудитории. В ходе изложения лекции преподаватель задает обучаемым вопросы, которые предназначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности учащихся по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность более доказательно изложить очередной тезис выступления.
Вопросы могут быть относительно простые, так и носящие проблемный характер. Обучаемые, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес и степень восприятия материала.
При такой форме занятий преподаватель должен следить за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления обучаемых.
2. Приглашение к коллективному исследованию (беглая мозговая атака).
Лектор предлагает обучаемым с опорой на собственный опыт и знание совместно вывести комплекс требований или закономерностей рассматриваемого процесса, явления. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он тем самым подводит под имеющееся содержание коллективного обсуждения теоретическую основу, систематизирует и "возвращает" обучаемым содержание их же высказываний уже в виде консолидированного, совместно выработанного тезиса. Таким образом, удается не только сообщить слушателям полезную информацию, но и убедить их в необходимости сделать её для себя руководством к действию.
Лекция-дискуссия. В отличие от предыдущей формы проведения занятий преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы обучаемых на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением аудитории, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. Разумеется эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Выбор вопросов для обсуждения должен осуществляться преподавателем заблаговременно и в зависимости от степени подготовленности обучаемых и тех конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой в данной аудитории.
Проблемная лекция. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска её решения.
Понятие "проблемный вопрос" и "проблемная задача" разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут «перерастать» в задачи, а задача - делиться на вопросы и подвопросы.
Решение проблемных задач, ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи обучаемых, организуя обмен мнениями). Он должен не только разрешить противоречие, найти правильный ответ на сложный вопрос, но и раскрыть технологию этого процесса, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это занимает существенное время, поэтому от преподавателя требуется значительная работа по предварительному отбору содержания учебного материала и подготовки "сценария" лекции. В самом общем виде это могут быть следующие этапы (ступени) подготовки:
1. Анализ и отбор «ключевого», основного материала, который составляет логическое ядро курса.
2. Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (опыт показывает, что таких проблем в лекции не должно быть больше 3-4).
3. Продумывание, определение логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.
4. Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему знаний и методического обеспечения.
5. "Проигрывание" лекции в слух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов, активизации внимания и мышления обучаемых.
6. Коррекция и окончательная подготовка содержания и методического арсенала лекции.
Таким образом, на лекции проблемного характера обучаемые находятся в постоянном процессе "сомышления" с лектором и в конечном итоге "соавторами" в решении проблемных задач. Это приводит к значительным результатам: усвоенные таким образом знания являются собственным достоянием обучаемых, т. е. в какой-то степени знаниями - убеждениями (тем самым достигается воспитательный эффект занятия). Знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия). Решение проблемных задач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия). Знания усвоенные «активно», более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития, творческого мышления). Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность (эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).
Лекция-консультация. Эта форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения лекции - консультации. Рассмотрим некоторые из них.
1. Занятие начинается со вступительной части, где преподаватель акцентирует внимание аудитории на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем обучаемые задают вопросы: на это отводится значительная часть времени учебного занятия (до 50 %). В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.
2. За несколько дней до занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде. Первая часть занятий проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению. Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы обучаемых, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом лектора.
3. Обучаемые заблаговременно получают материал к занятию. Как правило, он должен носить не только учебный, но и инструктивный характер, т.е. представлять собой методическое руководство к практическому использованию в ходе подготовки к лекции. Обучаемые должны изучить материал и подготовить свои вопросы к консультанту. Занятия проводится в форме отвеов на вопросы и свободного обмена мнениями. Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов консультации или заключительной лекцией, в которой обобщается практика применения рассматриваемого материала.
4. Первая часть занятия проводится в форме краткого сообщения о передовом опыте работы определенного должностного лица или коллектива, просмотра кино, видеофильма. Обучаемые могут и заранее получить материал с более подробным освещением этого опыта (брошюра, файл и т.д.). Вторая часть занятий строится в форме ответов преподавателя на вопросы обучаемых относительно изложенного им содержания.
5. Занятие проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие несколько высококвалифицированных педагогов. Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении проблем наиболее актуальных и комплексных, (в т.ч. междисциплинарных).
Занятия в форме лекции-консультации проходят активнее, если обучаемыми задается больше вопросов, которые охватывают широкое предметное содержание. Когда вопросов мало или их нет, то это объясняется тем, что:
практическое применение изучаемого материала не вызывает трудностей (в таком случае достаточно традиционной лекции);
тема настолько нова, что обучаемые еще не представляют себе тех трудностей, с которыми могут столкнуться на практике;
обучаемые недооценивают глубину и сложность рассматриваемой проблемы, излишне доверяя своему прошлому опыту.
Программированная лекция-консультация. Эта форма занятий отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы обучаемым. На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить обучаемых, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов.
Групповая консультация проводится, как правило, после лекции или цикла занятий, посвященных данной теме. Таким образом, отвечая на поставленные вопросы, студенты актуализируют полученные знания, привлекая свой опыт и показывают тем самым понимание проблемы и умение правильно применять то или иное положение в конкретной ситауции.
Преимущество лекции-консультации перед другими формами проведения лекционного занятия в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам обучаемых, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым.
Письменная программированная лекция. Она позволяет освободить преподавателей от необходимости объяснения элементарных вопросов и направляет внимание обучаемых на новейшую проблематику. В первой половине лекционного занятия обучаемые знакомятся с теоретическим материалом, во второй половине прочитанное комментируется, дополняется преподавателем, проводятся дискуссии по некоторым вопросам. В конце лекции обобщается самое существенное, намечаются направления самостоятельной работы обучаемых.
Лекция с применением техники обратной связи. При проведении такой лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где имеется возможность с помощью технических средств получать сведения от всей группы обучаемых на поставленный вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы узнать, насколько обучаемые осведомлены об излагаемой проблеме. Второй - для контроля качества усвоения материала. В дальнейшем, в зависимости от количества правильных ответов преподаватель корректирует намеченный порядок изложения материала.
Таким образом, рассмотренные формы лекционных занятий позволяют в значительной степени активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых. При этом важно помнить, что выбор и применение той или иной формы лекции зависит от многих факторов: целей занятия, подготовленности аудитории, наличия времени, технического оснащения образовательного процесса и т.п. Наряду с научной компетентностью, значимым фактором эффективности занятий является и уровень методической подготовки преподавателя, его желания и умения освоить разнообразные приемы и средства активизирующего влияния на аудиторию.
2.2. ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, ВЫБОР ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
При логическом анализе тему «Сетевые методы планирования и управления» делим на эмпирическую (описательную) и теоретическую (объяснительную с разной степенью абстракции).
К эмпирической информации в данной ситуации относятся: общее представление об управлении проектами - основные понятия и методы, автоматизированных систем управления, теории массового обслуживания. К теоретической информации, в свою очередь, относится объяснение предстоящего хода работы на занятии в виде рассказа и беседы.
Психологический анализ необходим для определения факторов, от которых зависит восприятие учебной информации учащимся. Сюда относиться: устранение шума, достаточное освещение помещения, соблюдение оптимального температурного режима, удобная поза учащегося. Так как информация для учащихся частично знакома из смежных предметов, то скорость передачи информации преподавателем будет средней, что поможет избежать отвлечения или непонимания учащихся. Создать психологическую готовность обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности возможно, показав важность получаемых новых знаний и возможность их нахождения через самостоятельное исследование. Мотивы обучающихся будут правильными в том случае, когда поставлены правильные цели в обучении – в нашем случае это стремиться воспитать самостоятельность и способствовать воспитанию ответственности и дисциплины. [13, с.93-95]
Мыслительные операции учебно-познавательной деятельности заложены в логико-психологической подструктуре занятия и призваны формировать профессиональное мышление:
- умение правильно, аргументировано решать поставленные задачи разной степени сложности, делать верные умозаключения, выводы (понимание);
- умение правильно связать новое знание с ранее изученным (обобщение).
- умение применить новополученное знание для решения поставленной перед обучающимся задачи, которая требует творческого подхода (творческий перенос). [9, с.243]
2.3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДСТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ
Выбор методов обучения – для любого преподавателя дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание.
Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза построения занятия различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. [4, с.53,54]
Для проведения занятия по изучению нового учебного материала целесообразно выбрать группу методов, включающую беседу, рассказ, самостоятельную работу с литературой.
Информация о работе Сетевые методы планирования и управления