Сетевые методы планирования и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление практической значимости системы проблемного обучения и обоснование использования метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Задачи исследования:
1. изучение теоретического материала по данной проблеме;
2. выявление особенностей технологии проблемного обучения на основе теоретического анализа;
3. выявление необходимости применения проблемных методик в системе обучения и воспитания;
4. разработка проблемного занятия (лекции) с использованием метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».

Содержание

Введение 4
Глава I. Постановка дидактической задачи 6
1.1. Целеполагание учебного занятия 6
1.2. Содержательный анализ материала темы учебного занятия 8
1.3. Структурирование содержания предметных знаний учебного
занятия 10
1.4. Разработка дидактической структуры занятия 11
Глава II. Разработка структуры дидактического процесса 13
2.1. Обоснование вида и типа учебного занятия 13
2.2. Логико-психологический анализ материала учебного занятия,
выбор его элементов 20
2.3. Обоснование выбранного метода обучения и методической
подструктуры занятия 21
2.4. Поурочное планирование разрабатываемого занятия 22
2.5. Разработка технологической карты занятия 24
2.6. Описание дидактических и технологических средств,
применяемых на занятии 25
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложения 30

Работа содержит 1 файл

курсовой проект.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Цели 4-го уровня:

              1. развитие творческое мышления;

              2. развитие зрительной и слуховой памяти;

              3.развитие абстрактного мышления.

         


1.2.           СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Содержание учебного материала подбирается учителем в соответствии с темой урока и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать государственному стандарту. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.

Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

В литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям.

          Содержательный анализ материала темы учебного занятия – последовательный анализ в нескольких этапах.

          1-й этап (этап понятийного анализа).

          Основные понятия темы: критический путь, метод критического пути, временной резерв или запас времени, диаграмма Ганта, структура разбиения работ, структурная схема организации, ресурсы, назначение и выравнивание ресурсов, pесуpсное календаpное планиpование, исходный план.

          Обязательный материал для рассмотрения: управление проектами - основные понятия и методы, автоматизированных систем управления, теории массового обслуживания.

      Способы раскрытия новых знаний, которые будут использоваться на занятии: диалог (беседа). Присутствует слово учащихся, что позволяет избежать пассивного восприятия информации и пробуждает учащихся к активным действиям.

              2-й этап (этап логического анализа).

При логическом анализе информация делится на эмпирическую (описательную) и теоретическую (объяснительную с разной степенью абстракции).

К эмпирической информации в данной ситуации относятся: общее представление о методах сетевого планирования и управления. К теоретической информации, в свою очередь, относится объяснение предстоящего хода лекции.

Третий этап анализа – этап психологического анализа, который необходим для определения факторов, от которых зависит восприятие учебной информации учащимся. Также на данном этапе определяется частота и скорость передачи информации, психологическая готовность обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, мотивы обучающихся, их установки к образовательной деятельности и эмоциональная настроенность учащихся.

В виду наличия у учащихся базовых знаний по теме, можно судить о целесообразности применения частично-поискового метода при проведении занятия для совершенствования и закрепления знаний, умений, навыков.

Четвертый этап анализа – этап воспитательной значимости учебной информации, который ставит своей основной задачей более эффективное использование учебного материала для достижения поставленных воспитательных целей. [12, с.24-27]

Результатом проведенного анализа содержания материала темы «Сетевые методы планирования и управления» является выбор основных методов обучения, которые будут использоваться на занятии (проблемный при проведении лекции в виде диалога) и формы организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная).

             

 

 

 

 


1.3.                                    СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Знания в любой учебной дисциплине систематизированы и структурированы в виде разделов, глав, параграфов в соответствии с иерархией познавательных объектов той науки либо группы наук, на базе которых они формируются. Знания учебного предмета представляются в виде законченных модулей предметных знаний, взаимосвязь которых предопределена логикой науки.

Структура учебного материала модуля предметных знаний любого предмета должна строиться в соответствии с принципами иерархии материального мира, логики, подчиненности знаний одних другим и их применения. [3, с.76]

Логическое структурирование предметных знаний осуществляется с учетом двух типов деятельности:

- научно-исследовательской, которая имеет своей целью получение знаний об объектах и процессах, созданных природой и человеком;

- практической, которая целенаправленна на сознательное преобразование естественных и искусственных объектов для создания объектов и процессов со свойствами, удовлетворяющими определенную потребность человека. [11, с.48]

Занятие по теме «Сетевые методы планирования и управления» в цикле предмета «Экономика предприятия» относится к научно-исследовательскому типу деятельности. Основными этапами этой деятельности будут:

- изучение и установление эмпирических характеристик объектов на уровне явлений (выявление определенных свойств, обобщение, классификация, установление связей, законов и закономерностей этих объектов);

- поиск и нахождение объяснительных принципов (причин, порождающих различные существенные характеристики объектов), построение теории объектов в данной учебной дисциплине, ее проверка в экспериментах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ

 

Современная дидактика считает, что структура занятия должна включать такие его элементы, взаимосвязанное функционирование которых отразит названные закономерности и виды образовательной деятельности.

Структура современного занятия рассматривается на трех уровнях: дидактическом, методическом и логико-психологическом.

Общая дидактическая структура занятия должна содержать три компонента – актуализацию, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного независимо от его типа и вида. Последовательность этих компонентов зависит от дидактической цели, содержания и типа занятия.

Дидактическая цель в педагогическом процессе (уроке) определяет активную позицию обучающегося в освоении нового знания, умений и навыков.

Общая дидактическая структура занятия будет содержать следующие компоненты: актуализация, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного независимо от его типа и вида.

Методическая структура занятия должна содержать приемы управления процессом обучения.

При проведении занятия дидактической целью является овладение новыми знаниями.

Познавательная деятельность на таком уроке будет состоять в:

- передаче новых знаний в виде рассказа, беседы;

- самостоятельной работе с книгой;

- в пробном выполнении практических действии (упражнений) по предложенному алгоритму;

- в получении домашнего задания для самостоятельного закрепления учебного материала.

Мыслительные операции учебно-познавательной деятельности заложены в логико-психологической подструктуре занятия и призваны формировать профессиональное мышление:

- умение правильно, аргументированно решать поставленные задачи, делать умозаключения, выводы (понимание);

- умение правильно связать новое знание с ранее изученным (обобщение).

Три составные части дидактической структуры занятия охватывают все (внешние и внутренние) закономерности учебно-познавательной деятельности.

Системно-структурный подход к проектированию учебного занятия позволяет смоделировать, а затем спроектировать такую дидактическую структуру, компоненты подструктур которой обеспечат осознанную учебно-познавательную деятельность обучаемых высоким уровнем усвоения знаний и формирования умении навыков. [9, с.177]

 


ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

2.1. ОБОСНОВАНИЕ ВИДА И ТИПА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Занятие по предмету «Экономика предприятия» по теме «Методы сетевого планирования и управления» будет проходить в виде лекции, который включает беседу, которая присутствует слово учащихся, что позволяет избежать пассивного восприятия информации и пробуждает учащихся к активным действиям.

Лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя. Это довольно типичный вид учебных занятий в университетах и других высших учебных заведениях. Иногда лекция бывает только монологом и, в принципе, может быть записана на видеопленку. Однако использование такого подхода на аудиторном занятии было бы ошибкой. Большим преимуществом лектора по сравнению с видеозаписью является возможность получить обратную связь от студентов, которая позволяет сделать занятие более эффективным. Степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной.
Рассмотрим основные функции лекций.

1.  Исторически информационная функция была первичной.
Главная цель лекций в первых университетах состояла в передаче профессором новых знаний студентам. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение. Вероятно, для преподавателя нецелесообразно пересказывать на лекции материал учебника, который студенты могут прочитать самостоятельно, причем быстрее и эффективнее. Однако эта функция сохраняет свое значение в том смысле, что преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является необходимым. Информационная функция остается актуальной при чтении спецкурсов по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.

2.  Вторая важнейшая функция лекций — систематизирующая.
Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде. Последовательное и структурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов. Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать.

3.  Третья функция лекций — разъясняющая.
Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме.

4.  Развивающая функция лекций заключается в том, что они стимулируют не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленные преподавателем на лекции, поисковый и дискуссионный характер изложения им учебных знаний.

Ориентирующая функция - это более детальная ориентировка в самой конкретной проблеме и в касающейся ее научной литературе, а также ознакомление с авторами теорий, учеными-психологами.
Разъясняющая, объясняющая функция лекции делает сложные для студента научные положения понятными и доходчивыми.
Убеждающая функция превращает знания в собственные убеждения студента.

А что касается увлекающей, воодушевляющей функции, то она призвана делать любую лекцию интересной и увлекательной, чтобы вызванный интерес к психологии воодушевил студента на дальнейшее ее изучение.
Таким образом, какую бы функцию лекции мы ни взяли, ни одна из них задачу обучения до конца не решает, но зато все они нацеливают студента на последующую самостоятельную работу с психологической литературой.
Образно говоря, лекция служит как бы детонатором, включающим в работу мыслительную деятельность студента и направляющим ее в нужное русло. Можно назвать ее и источником его познавательной активности. Словом, с лекции только начинается знакомство с научными идеями, а их настоящее усвоение еще впереди и может быть достигнуто только благодаря самостоятельной работе с научной литературой и занятию психологическим практикумом.

Место лекции в учебном процессе.

Существуют разные уровни знаний:

 иметь представления - лекция;

 знать - семинар;

 уметь – практическое занятие;

 иметь навык (опыт) – практика (стажировки и практики).

Кроме этого, согласно АРТО этапами обучения (усвоения) выступают:

 представление – восприятие учебного материала – лекция;

 запоминание учебного материала (зубрежка) – самостоятельная работа (в т.ч. под руководством преподавателя);

 переосмысление учебного материала – семинарское занятие;

Информация о работе Сетевые методы планирования и управления