Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования: выявление практической значимости системы проблемного обучения и обоснование использования метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Задачи исследования:
1. изучение теоретического материала по данной проблеме;
2. выявление особенностей технологии проблемного обучения на основе теоретического анализа;
3. выявление необходимости применения проблемных методик в системе обучения и воспитания;
4. разработка проблемного занятия (лекции) с использованием метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Введение 4
Глава I. Постановка дидактической задачи 6
1.1. Целеполагание учебного занятия 6
1.2. Содержательный анализ материала темы учебного занятия 8
1.3. Структурирование содержания предметных знаний учебного
занятия 10
1.4. Разработка дидактической структуры занятия 11
Глава II. Разработка структуры дидактического процесса 13
2.1. Обоснование вида и типа учебного занятия 13
2.2. Логико-психологический анализ материала учебного занятия,
выбор его элементов 20
2.3. Обоснование выбранного метода обучения и методической
подструктуры занятия 21
2.4. Поурочное планирование разрабатываемого занятия 22
2.5. Разработка технологической карты занятия 24
2.6. Описание дидактических и технологических средств,
применяемых на занятии 25
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложения 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Кафедра гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ
«СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Педагогика»
Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава I. Постановка дидактической задачи 6
1.1. Целеполагание учебного занятия 6
1.2. Содержательный анализ материала темы учебного занятия 8
1.3. Структурирование содержания предметных знаний учебного
занятия 10
1.4. Разработка дидактической структуры занятия 11
Глава II. Разработка структуры дидактического процесса 13
2.1. Обоснование вида и типа учебного занятия 13
2.2. Логико-психологический анализ материала учебного занятия,
выбор его элементов 20
2.3. Обоснование выбранного метода обучения и методической
подструктуры занятия 21
2.4. Поурочное планирование разрабатываемого занятия 22
2.5. Разработка технологической карты занятия 24
2.6. Описание дидактических и технологических средств,
применяемых на занятии
Заключение
Список используемых источников 29
Приложения 30
ВВЕДЕНИЕ
Задачей образования является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно сочетать с развивающим обучением, то есть такое обучение при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным [14, c.56]. В зависимости от целей, от задач обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед обучением ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач [11, c.77].
Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности - это путь достижения обычной активности, а не творческой. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельны поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное обучение. Цель проблемного обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. Урок – основная форма организации учебного процесса в среднем специальном учебном заведении. На этом логически законченном целостном элементе учебно-воспитательного процесса в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство преподавателя, индивидуальные и возрастные особенности студентов, происходит реализация целей и задач их обучения, воспитания и развития. Известный отечественный дидакт М.И.Махмутов считает, что главной причиной медленного внедрения достижений педагогической науки, новых методов обучения, новых дидактических идей в практику является низкий методический уровень организации и проведения проблемного урока. Исключение не составляет и проблемное обучение. Многие даже опытные преподаватели испытывают значительные трудности при организации проблемного урока [11, c.95]. Данная курсовая работа посвящена некоторым вопросов теории и технологии проблемного урока, в частности проведения занятия с использованием эвристической беседы.
Объект исследования: проблемная образовательная технология.
Предмет: метод проблемной образовательной технологии – эвристическая беседа.
Цель исследования: выявление практической значимости системы проблемного обучения и обоснование использования метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Задачи исследования:
1. изучение теоретического материала по данной проблеме;
2. выявление особенностей технологии проблемного обучения на основе теоретического анализа;
3. выявление необходимости применения проблемных методик в системе обучения и воспитания;
4. разработка проблемного занятия (лекции) с использованием метода «эвристическая беседа» в процессе преподавания дисциплины «Экономика предприятия» по теме «Сетевые методы планирования и управления».
Гипотеза: использование методов системы проблемного обучения в педагогическом процессе повысит эффективность обучения, а также уровень интеллектуального развития и активизации познавательного интереса у учащихся.
Методологическая основа исследования: положения проблемного обучения, правила проведения занятия, особенности метода обучения «эвристическая беседа».
ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
1.1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель - заранее предполагаемый, проектируемый результат деятельности. Определение цели всегда связано с предельно обобщенным представлением идеального результата и способов его достижения. Естественно, как феномен желаемый, мысленный, цель выступает в виде образа будущего, в котором разрешены противоречия сегодняшнего дня.
Целеполагание – процесс выработки цели, в результате которого преподавателем и учащимся производится формирование предполагаемых результатов их взаимодействия в процессе обучения, в соответствии с которыми осуществляется отбор целесообразных действий для достижения этой цели.
Цель обучения определяется преподавателем и должна быть принята учащимися для пробуждения их интереса, стремления к определенным волевым усилиям, которые лежат в основе появления мотивов учения.
Педагог, таким образом, облекает в строгий структурный вид идеи проведения занятия. В таком планировании структура урока формируется логично и последовательно, что позволяет отследить по пунктам стадии изучения и закрепления, нововведения и изменения каждого конкретного занятия. Целеполагание в первую очередь определяет доминирующие цели учебного процесса, перекликающиеся с триединой задачей обучения, – образовательная, воспитательная и развивающая цели.
Цели образовательного процесса должны удовлетворять требованиям личностно-ориентированного обучения. Преподаватель, который желает достигнуть успеха в учебном процессе, должен соотносить цели с возможностями учащихся. Задействовав сторонние психические механизмы и непосредственно мотивационную сферу, преподаватель осуществляет влияние на мотивацию учащихся. [10, с.7,8]
Целеполагание должно отвечать таким требованиям, как диагностичность, конкретность. Диагностичность подразумевает достижимость и высокий уровень возможности реализации данных задач. Цели должны быть сформулированы настолько точно, чтобы можно было однозначно сделать вывод о степени реализации на уроке [3, c. 87].
Учебные (дидактические) цели имеют несколько уровней, которые определяются результатами обучения.
1 уровень – часть материала нового знания преподноситься педагогом для ознакомления, представления о каких-то законах, фактах, событиях. Ожидаемый результат обучения – представление.
2 уровень – уровень понимания знаний, репродуктивных действий по алгоритму, пересказа действий по памяти. Ожидаемый результат обучения – понимание.
3 уровень – уровень применения умений и навыков, который от обучающихся требует самостоятельного уточнения, дополнения ситуации для решения нетипичной задачи ранее усвоенным методом. Ожидаемый результат обучения – применение.
4 уровень – уровень творческого применения (переноса) знаний продуктивного типа. В процессе выполнения учебных действий добывается объективно новая информация. Обучающий действует без правил, но в известной ему области, создавая новые правила действия, получает творческий результат. Ожидаемый результат обучения – творчество (перенос). [12, с.21,22]
Тип занятия, который задан для данной курсовой работы – изучение нового учебного материала – предполагает цели 1, 2 и 3 уровней. А именно:
Цели 1-го уровня:
1. Информирования о сферах применения методов сетевого планирования и управления;
2. Ознакомление учащихся взаимосвязи планируемых работ и получаемых результатов;
3. Ознакомление с логико-математической моделью управляемого объекта в виде сетевого графика.
Цели 2-го уровня:
1. Понимание логико-математической модели управляемого объекта в виде сетевого графика.
2. формирование знаний о методах сетевого планирования и управления;
3. формирование основных понятий сетевой модели: событие, работа, путь.
4. Понимание характеристик основных элементов сетевой модели.
Цели 3-го уровня:
1. научить определять минимальное время выполнения проекта;
2. развить умение в нахождении длины критического пути, определять резерв выполнения работы.
Информация о работе Сетевые методы планирования и управления