- Состязательный
стиль семейного воспитания.
При состязательном стиле семейного воспитания
с раннего возраста родители ищут в действиях
своего ребёнка нечто выдающееся и необычное.
Активность самого ребёнка постоянно
поощряется. Иногда ребёнок получает поощрение
не только морального характера, но и материального.
Родители постоянно сравнивают своего
ребёнка с другими детьми и очень страдают,
если это сравнение не в его пользу. Для
раскрытия талантов своего ребёнка родители
дают возможность ему попробовать себя
в различных видах деятельности даже тогда,
когда ребёнок этого не хочет. Такое разностороннее
развитие, однако, связано вовсе не с интересами
ребёнка, а с родительским эгоизмом. Родителям
очень хочется при удобном случае заявить
о том, что ребёнок «увлекается теннисом,
занимается вокалом» и т. д. зачастую это
приводит к тому, что ребёнок становится
уверенным в своём превосходстве над другими
детьми. Если же он терпит поражение, это
может надолго выбить его из колеи и привести
к депрессии и апатии. Участие ребёнка
с раннего детства в различных кружках
и секциях нередко приводит и к проблемам,
связанным с его здоровьем: хроническая
усталость, болезни могут дать о себе знать.
В воспитательном воздействии на ребёнка
родители используют как методы поощрения,
так и методы наказания. Однако, если поведение
ребёнка идёт вразрез с нормами, принятыми
в семье, последующее наказание может
быть не только суровым, но и жестоким.
В своей любви к ребёнку родители порой
не обращают внимания на человеческие
качества малыша. Защиту ребёнка от всех
претензий и нападок со стороны других
людей, и в том числе от школы, они ставят
на первое место, не обращая внимания при
этом на то, прав их ребёнок или не прав.
Родители не терпят обидчиков своего ребёнка,
не боятся вступать с ними в конфликтную
ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый
это или ребёнок. В результате такого воспитания
формируется поисковый
социально-психологический
тип личности ребёнка.
- Рассудительный
стиль семейного воспитания.
Родители с самого раннего детства предоставляют
ребёнку полную свободу действий, дают
ему возможность приобретать личный опыт
путём собственных проб и ошибок. Из своего
педагогического арсенала они исключают
окрики и упрёки. Родители ребёнка считают,
что его активность должна находить естественный
выход. В воспитании ребёнка они не пользуются
принудительными мерами и физическими
наказаниями, считая, что ребёнок может
сам выбрать себе деятельность по душе,
а они вправе лишь дать ему рекомендацию
или совет.
У родителей и детей складываются тёплые
и добрые взаимоотношения. Ребёнок наравне
со взрослыми принимает участие в семейных
советах, решает семейные ситуации. Родители
заботятся о том, чтобы достоинство ребёнка
никогда не принижалось ни посторонними
людьми, ни родственниками. В результате
такого стиля семейного воспитания формируется
сенситивный социально-психологический
тип личности.
- Предупредительный
стиль семейного воспитания. В процессе
предупредительного стиля семейного воспитания
формируется инфантильный социально-психологический
тип личности. Одной из причин предупредительного
стиля может быть болезненность ребёнка
с раннего детства, а второй – особенности
характера родителей. В результате того.
Что ребёнок часто болел и болеет, родители
становятся чрезвычайно мнительными и
болезненно реагируют на любое проявление
его нездоровья. Родители ни на минуту
не оставляют ребёнка без внимания и опеки.
Ребёнок в такой семье практически лишён
активной деятельности, родители сами
определяют. Что может быть ему интересно,
сами являются инициаторами детских игр,
сами регламентируют его поведение. Такая
деятельность может объясняться ещё тем,
что они боятся нарушить раз и навсегда
заведённый порядок в доме, боятся всяких
проявлений инициативы со стороны ребёнка.
С раннего детства родители стараются
оградить своего дитя от каких бы то ни
было наказаний со своей стороны и со стороны
родственников, а также со стороны чужих
взрослых и детей. Очень часто в таких
семьях удовлетворяется любая прихоть
ребёнка. Когда ребёнок становится постарше,
родители используют материальное стимулирование
для того, чтобы он не выходил из повиновения
и был им послушен. Родителям очень удобно,
что ребёнок находится под таким надзором,
тем самым они считают, что болезни роста
и детские кризисные ситуации обойдут
его стороной.
Родители делают всё возможное и даже
невозможное для своего ребёнка, чтобы
он не испытывал никаких трудностей, особенно
если они сами в своей жизни их испытывали.
Окружающие люди вызывают у таких родителей
большие опасения, так как они считают
других людей источником неприятностей
для своих детей.
- Контролирующий
стиль семейного воспитания. В процессе
контролирующего стиля семейного воспитания
формируется тревожный
социально-психологический
тип личности. Этому способствуют следующие
причины:
- Ребёнок воспитывается
в детском доме или растёт в семье опекунов,
и они жестоко обращаются с ним.
- Ребёнок длительное
время находится без родителей. Возможно
он находился в лечебном учреждении, где
к нему относились не так, как в семье.
Ребёнок мог при этом испытывать дискомфорт,
перенести стрессовую ситуацию, сопряжённую
с жестокостью взрослых людей. Всё это
может привести к тому, что ребёнок
замкнётся, станет злым и агрессивным
в ответ на уже испытанные им эмоции и
чувства.
- Сами родители
воспитывались в семьях, в которых к детям
относились достаточно жестоко, и они
автоматически перенесли стиль воспитания
родительской семьи в свою семью.
- Родители
считают значимым для себя мнение других
людей о собственных детях и считают его
основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребёнка строго
регламентируется и контролируется. Родители
диктуют ребёнку, что он должен надевать,
с кем дружить, они сами определяют режим
дня ребёнка. Младшие школьники относятся
к этому достаточно спокойно, но старшие
школьники протестуют против такого к
себе отношения.
Родители достаточно активно используют
методы наказания. Это проявляется в командном
тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые
родители используют физические наказания
достаточно жестокие, оправдывая себя
тем, что в их семьях тоже использовали
такие методы, и они выросли хорошими людьми.
В подобных семьях дети лишены родительской
ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Такие дети хорошо знают свои слабые стороны,
они совсем лишены возможности демонстрировать
и подчёркивать свои лучшие стороны. Если
же родители увидели и отметили положительно
какой-то поступок ребёнка, мимо которого
нельзя было пройти, то они тут же найдут
повод указать на что-то плохое, что им
не нравится. Родители не считают нужным
прислушиваться к мнению своего ребёнка,
считая его глупым и неуместным. Такие
родители часто говорят: «яйцо курицу
не учит».
Они иногда наказывают своего ребёнка
демонстративно для того, чтобы показать
степень своей власти над ним. Родители
мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос
высоконравственным человеком. Девиз
их родительского воспитания состоит
в том, что ребёнок должен всегда поступать
нравственно, это должно стать привычкой.
Поскольку родители всегда недовольны
поведением своего ребёнка, дети растут
неуверенными, не знают, где и как нужно
себя вести. Уже в начальной школе поступки
ребёнка могут стать неадекватными и принимают
форму защитных реакций.
- Сочувствующий
стиль семейного воспитания. Сочувствующий
стиль формирует интровертированный
социально-психологический
тип личности. Условием формирования
такого стиля воспитания являются отсутствие
материального достатка в семье, отсутствие
в семье одного из родителей. В таких семьях
ребёнок с раннего детства предоставлен
сам себе. Отсутствие интересного игрового
материала приводит к тому, что ребёнок
в своих играх проигрывает трудовые операции,
совершаемые его родителями или другими
близкими ему людьми. Достаточно много
времени ребёнок проводит с родителями,
наблюдая их жизнь. Это приводит к тому,
что ребёнок рано включается во взрослую
жизнь и трудовую деятельность, активно
помогая родителям. Такие дети очень жалеют
своих родителей за то, что им приходится
много и активно работать. Однако ребёнок
при этом сильно замыкается на семье и
её жизни. Он становится малоактивным,
безынициативным, его кругозор сужен.
Попадая в детский коллектив, такой ребёнок
ведёт себя настороженно, долго присматривается
к окружающим его людям, не желает говорить
о себе и рассказывать о своей семье. В
подобных семьях нет нужды использовать
методы поощрения или наказания. Дети
в этой обстановке взрослеют достаточно
рано, они видят и понимают те трудности,
которые есть в семье, и те радости, которыми
живёт их семья. Потребности детей в таких
семьях удовлетворяются по мере их возможностей
их родителей. Дети это понимают, так как
родители делают всё для своих детей, но
в пределах разумного и своих возможностей.
Это говорит о том, что родители любят
своего ребёнка, но никогда его не балуют.
Они понимают. Что их родительская задача
– научить ребёнка жить в реальном мире,
борясь с трудностями и радуясь каждой
достигнутой своим трудом победе. В таких
семьях ребёнка стараются оградить от
своих переживаний и огорчений, не рассказывают
о проблемах на работе, не пытаются обсуждать
и тем более осуждать людей, с которыми
возникают какие-то трудности. Однако
дети хорошо всё видят и понимают своих
родителей, стараясь поддержать их, при
этом поведение родителей служит для них
эталоном и примером.
- Гармоничный
стиль семейного воспитания.
Суть гармоничного стиля воспитания заключается
уже в самом названии. Этот стиль формирует
гармоничный тип личности. В таких
семьях ребёнок является всегда желанным,
и родители задолго до его рождения размышляют
над тем, какого человека они хотят вырастить
и воспитать. Ребёнок рождается, воспитывается
и растёт в тёплой и дружественной
атмосфере. Родители в таких семьях уделяют
большое внимание формированию традиций
и обычаев своей семьи, которых они строго
придерживаются. Необычное празднование
дней рождения, сюрпризы и подарки членам
семьи, праздничные газеты, концерты и
совместные игры – это и многое другое
формируют собственную значимость ребёнка,
его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем
возрасте показывают свою рассудительность
и мотивируют свои поступки. Родители
требуют от детей осознания своих поступков
и действий. Они сами поступают по отношению
к ребёнку мотивированно и осознанно.
Характерная особенность этих детей состоит
в том, что они всегда говорят правду, а
если по каким то причинам хотят её скрыть,
то никогда не проговорятся. Такие дети
умеют верно дружить, в общении с друзьями
всегда откровенны и правдивы, открыто
делятся своими проблемами, не скрывают
своих истинных чувств.
- Типы
семей в современном
обществе.
Семья
– это часть общественной системы.
Общество, влияя на семью, формирует
определённый её тип. Семья тоже оказывает
воздействие на процессы и отношения
в обществе. Российские психологи
выделяют несколько типов семей:
- Семья
патриархальная (традиционная).
Это наиболее архаичная форма отношений
в семье она опирается на зависимость
жены от мужа и детей от родителей. Главенство
мужа состоит в том, что в его руках экономические
ресурсы, и в силу этого он принимает основные
решения.
Внутрисемейные роли строго распределены,
в патриархальной семье господствует
абсолютная родительская власть и авторитарная
система воспитания.
Дети и родители в таких семьях существуют
под одной крышей, но как будто в параллельных
измерениях: каждый живёт своей жизнью,
но подчиняется силе старшего и главного.
- Семья
детоцентристская (современная).
Возникший в середине 19 в. в Европе детоцентристский,
или современный, тип семьи характеризуется
возвышением частной жизни человека, чувственной
стороны брака и интимности. В семье этого
типа функция продолжения рода ограничивается
непродолжительным временем (примерно
10 лет) и рождением одного – двух детей.
В такой малодетной семье желанный ребёнок
превращается в объект родительской любви
и привязанности. Вместе с тем система
воспитания, складывающаяся в семье детоцентристского
типа, характеризуется рядом негативных
черт. Родители с гипертрофированным
чувством долга по отношению к детям обеспечивают
своим трудом удовлетворение всех потребностей
ребёнка, ограждают его от каких бы то
ни было забот, усилий, трудностей, принимают
этот груз на себя.
Дети страдают от отсутствия самостоятельности.
Инициативы, ответственности. Их мораль:
«Нам можно всё!» им тяжело в школе, так
как семья не привила им потребности трудиться.
Много проблем и за порогом школы, ведь
эти дети очень любят повелевать, командовать,
в общении с друзьями у них часты истеричные
нотки, хамство, грубость.
Особенностью
поведения родителей является то,
что они живут лозунгом: «Ребёнок
всегда прав!» мнение их ребёнка, его
«правда» для них гораздо важнее
мнения любого взрослого.
- Семья
супружеская (постсовременная). С середины
70-х годов 20 в. формируется новый тип семьи,
называемый супружеским, или постсовременным.
В семье такого типа отношения определяются
не родством и не родительством, а супружеством.
Норма семейной жизни меняется: родители
не в полной мере подчиняют свои интересы
интересам детей. Особенность таких семей
проявляется в известной автономии супругов,
когда интересы каждого из них шире семейных,
а круг общения – выходит за рамки супружества.
Здесь в равной степени значимо как супружество,
так и родительство. Члены семьи руководствуются
не только обычаями и традициями, но и
идеалами, нравственно эстетическими
ценностями каждого из них. Такую тактику
семейного воспитания называют сотрудничеством.
Главные ценности семьи – сочувствие,
сопереживание, отзывчивость. Очень важно,
чтобы нравственные ценности и микроклимат
семьи были истинными, а не ложными, реальными,
а не декларируемыми. Если слово родителей
будет подкреплено делом, поступком, действием,
в такой семье не возникнет проблем в воспитании
ребёнка.
- Таким образом,
существует закономерная связь между
психологическим климатом и результатами
воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная
семья воспитывает прямой и искренний
характер. Прямые искренние истинные отношения
родителей и детей становятся необходимостью
взрослой жизни последних.
Важным
условием воспитания является родительский
авторитет – влияние отца и матери на
детей, основанное на знаниях, нравственных
достоинствах, воспитывающее уважение
к родителям и в конечном счёте – к взрослым
людям вообще.
Анализируя
опыт семейного воспитания, можно
прийти к такому выводу: далеко не все
родители понимают значение собственного
авторитета в воспитании детей.
- Авторитет
подавления;
- Авторитет
родительского положения;
- Авторитет
педантизма;
- Авторитет
назидания;
- Авторитет
демонстративной любви;
- Авторитет
доброты;
- Авторитет
подкупа.