Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Семья, как устойчивое объединение возникло с разложением родового строя. Из состава родовой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, люди выделили и создали моногамный союз мужчины и женщины. Моногамия (от греч.) – единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщиной.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов).

У слова «семья» есть синоним – «фамилия». FAMILIA (лат.) в Древнем Риме – это 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой входили рабы; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку.

Содержание

Ретроспектива семьи и семейного воспитания.
Функции современной семьи.
Специфика формирующего влияния семьи.
Типы воспитания детей в семье
Стили семейного воспитания.
Типы семей в современном обществе.
Родительский авторитет.
Особенности общения с ребёнком.
Особенности семейного воспитания.

Работа содержит 1 файл

семейное воститание реф..docx

— 66.79 Кб (Скачать)

   Эгоцентрический тип воспитания трудно представить  в многодетной семье, В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством  взрослых. Часто подобное отношение  к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или  внучки придает ее жизни новый  смысл.

   В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и  трагедии. Та ситуация, с которой  другие справляются быстрее, может  у этого человека вызвать депрессию  или нервный срыв. Детские иллюзии  по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и  разочарованием. Неприспособленность  к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими – это усвоить элементарные уроки типа “умей делиться”, “думай о ближнем”, “радуйся от того, что доставил другому радость”. Лучше, чтобы они были освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь не обернулась болью.

   Тревожно-мнительное воспитание, или любить - значит бояться

   Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Подобное состояние часто встречается  у родителей, дети которых впервые  идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся  в больницу или просто уезжают  погостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями  за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или  возникает редко. Жизнь входит в  свою колею. Но бывает и по-другому. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются  воедино, тревожные мысли одолевают  постоянно, даже когда нет никакой  угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания  в таких семьях вызывают панику. Очень часто такие мамы обращаются к специалистам с вопросом: “  А это нормально, с ним все  в порядке?”

   Пятилетнего ребенка обследовали в гастроцентре по поводу плохого аппетита, со слов мамы, которая высчитывала ежедневно количество съеденных сыном калорий и соотношение белков, жиров и углеводов. Мальчик выглядел рослым, активным и вполне здоровым, хотя мамина тревога отразилась на его психическом состоянии.

   Родители, которые воспринимают окружающий мир, как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка  к “тяготам жизни”. Его рано начинают обучать чему- либо, досконально  готовят к поступлению в школу. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, что наносят вред ребенку сами уже сейчас.

   Причиной  тревожного типа воспитания может быть прародительская семья, в которой  подобным образом воспитывали девочку (чаще тревожность передается по женской  линии). В этом случае тревожная мать просто переносит в свою семью  методы воспитания, взгляды, поведение, которое усвоила с детства. Вероятно, что ее страхи связаны не только с ребенком. Она, к примеру, может  бояться своего начальника, стихийных  бедствий, воров, заразных заболеваний… В основе лежит страх смерти, который зародился в детстве и не был нейтрализован оптимистическим выходом.

   К описанным вариантам поведения  можно отнести мнительность и  подозрительность. Не имея на то оснований, женщина не отпускает своего ребенка  на улицу, из-за того, что его может  украсть маньяк. Особенно тяжело приходится ребенку, если под одной крышей с  семьей живет такая же тревожная  бабушка.

   Другая  причина – трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай. Столкнувшись один раз с сильной  болью, человек всеми силами будет  пытаться избежать чего-то подобного, зачастую понимая неразумность своего поведения, но не в силах его поменять.

   Более тревожную в отношении своего ребенка мать, чем Наталья, кажется, невозможно представить. Она не спускает глаз со своей дочери, они повсюду  вместе. Шестилетняя Кристина не ходит  в детский сад. Несколько раз  в неделю мама водит ее на различные  кружки, но при этом никуда не отлучается, ждет дочь под дверью или просит разрешения педагогов присутствовать на занятии. Во время прогулки Кристине очень многое не позволяется. В список запретов включены качели, горки, велосипед  и различные игры с бегом, лазаньем, прыжками. Обычно девочка копается в песочнице с малышами или  сидит с мамой на скамейке. Мама очень тепло одевает свою дочь: колготки и берет надеты даже в теплую, солнечную погоду. А еще Кристину часто водят в поликлинику. А все дело в том, что много лет назад ребенок попал в больницу, и ее несколько недель спасали от перитонита. Все обошлось, девочка этого случая даже не помнит, а вот на маму он подействовал очень тяжело, и время не стерло из памяти переживания.

   Где заканчивается грань заботы и  разумной подстраховки и начинается перестраховка, основанная на страхах  и мнительности? Ведь трагические  случаи с детьми действительно случаются, и многие родители обвиняют себя в  том, что относились ко всему слишком  беззаботно. Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей  не реже, а может быть, даже чаще своих  сверстников становятся жертвами несчастных случаев. Обусловлено это тем, что  чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию. Мамины установки на жизнь  очень рано начинают приниматься  ребенком как истина: раз мама за него боится, значит действительно  должно что-то произойти. У него тоже возникают свои страхи: вампиров, страшных снов, взрослых парней – все как  у других детей, но протекать они  будут тяжело и с возрастом  не исчезнут, а приобретут новую  форму.

   В поведении такой ребенок проявляет  робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют присущую детям  любознательность, открытость. Как  крайний вариант – невротическое  состояние, которое переходит в  невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые  появились в поведении ребенка, - верный признак того, что надо проанализировать все происходящее и обратиться к  психологу.

   Но  бывает и по-другому. Ребенок очень  рано начинает протестовать против попыток  родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще больше изматывает тревожных родителей, и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, начинается война “кто кого”

   Здесь описаны варианты тревожного типа воспитания в их крайних проявлениях. Подобное встречается не часто, но вот склонность к такому отношению к ребенку  и соответственно поведению можно  наблюдать во многих семьях.

   Воспитание  без любви

   Не  любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости  от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится  к матерям-“кукушкам”, к отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде.

   Ребенок, который является для своих родителей  источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять  взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и  нежности, напрочь отвергает что-то подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают книг, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.

   Между тем неприятие встречается и  в обычных, внешне благополучных  семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка  или семья находится на грани  развода, материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, “некрасивость” ребенка, капризный, невротичный ребенок.

   Иногда  временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

   Но  бывает и по-другому. Внешне заботливые, “приличные” родители уделяют ребенку  и время, и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют “непутевым”, “безруким”, “рохлей”, “глупым”. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

   К возможным причинам неприятия родителей  можно отнести трагедии их собственного детства. Не все, выросшие в детских  домах или дети из неблагополучных  семей становятся такими родителями, но зачастую, неприятие встречается  именно у них. Не получи в детстве  так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной  форме, вырастая, они просто не в  состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к  собственным детям.

   Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении  с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает  и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

   Последствия такого воспитания всегда сказываются  на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем  – взрослого. Различного рода невротические  проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, “ломают” его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: “Любовь – это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир мне враждебен”. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка. 

  1. Стили семейного воспитания.

   Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

   Стили семейного воспитания формируются  под воздействием объективных и  субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

    • Типы темпераментов родителей, их совместимость;
    • Традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
    • Научно-педагогическая литература, которую читают родители;
    • Уровень образования родителей.

   В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:

  • Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда часто не считают нужным обращать на них внимание.

        Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребёнка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя появление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного обращения с окружающим: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребёнка – вместе с ними. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребёнок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть всё время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из неё максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Информация о работе Семейное воспитание