Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:20, реферат
Семья, как устойчивое объединение возникло с разложением родового строя. Из состава родовой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, люди выделили и создали моногамный союз мужчины и женщины. Моногамия (от греч.) – единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщиной.
Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов).
У слова «семья» есть синоним – «фамилия». FAMILIA (лат.) в Древнем Риме – это 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой входили рабы; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку.
Ретроспектива семьи и семейного воспитания.
Функции современной семьи.
Специфика формирующего влияния семьи.
Типы воспитания детей в семье
Стили семейного воспитания.
Типы семей в современном обществе.
Родительский авторитет.
Особенности общения с ребёнком.
Особенности семейного воспитания.
4. Потворствующая гипопротекция — это довольно часто встречающийся стиль воспитания, суть которого заключается в двойственности отношения: с одной стороны, данный вариант воспитания характеризуется стремлением родителей оградить ребенка от воспитательных мер педагогов, детского коллектива, других взрослых, пытающихся оказать влияние на ребенка, а с другой — попустительством всем проделкам и отсутствием контроля за поведением ребенка со своей стороны.
5. Компенсаторная гиперопека заключается в том, что мать особое значение придает самой себе, а не воспитанию ребенка. Мать пытается предотвратить в ребенке возникновение любого недостатка. Причем признаки чего-то плохого она видит во всем, к чему обращается ее неистовая и постоянная деятельность. Чрезмерная опека такой матерью чаще всего принимает форму страха, что ребенок умрет, заболеет, будет плохо вести себя или уйдет от нее. Эти усилия вроде бы направлены на благо ребенка, отнимают у матери много сил, но успокаивают только ее персону и оправдывают перед лицом окружающих людей. Чрезмерная забота, по-видимому, позволяет ей преодолевать свое чувство вины за отвергание своего ребенка.
6. Перфекционизм. Грубо такую форму воспитания можно обозначить как отсутствие материнской любви. Матери очень трудно признаться прежде всего самой себе в ее отсутствии. Оправдывая свои отрицательные эмоции несовершенством ребенка, убеждая окружающих и его самого, что он плохой, нервный, неуклюжий, упрямый или имеет дурную наследственность, она принимает для себя как установку к деятельности необходимость улучшить ребенка. Вместо того чтобы выяснить причину своего отвергания, мать переносит свою вину и нелюбовь на ребенка. Она при этом испытывает необходимость и требует, чтобы и специалисты признавали дефектность ребенка. Родительский перфекционизм, особенно сопровождающийся принуждением, а тем более насильственным принуждением, приводит ребенка к постоянному угнетающему чувству неудовлетворенности собой и безнадежности. Находясь в постоянной и непрекращающейся погоне за тем, чтобы удовлетворить своих родителей, и не получая при этом одобрения, ребенок со временем перестает верить в свои силы и постоянно переживает чувство вины.
Одной
из причин нервно-психических
Различают несколько форм гиперпротекции:
1) чистую;
2) смешанную (гиперпротекция в младенческом возрасте с последующим отверганием);
3) компенсаторную;
4) мягкую (слабовыраженная форма);
5) нематеринскую (гиперпротекцию отца или других родственников);
6) доминирующую, при которой наряду с доскональной, мелочной опекой, ограждением от реальных и нереальных опасностей и болезней ребенку постоянно навязывается родительская воля, лишающая его свободы выбора, самостоятельности, решительности, инициативности и препятст-вующая развитию чувства долга. Такая форма гиперопеки приводит к развитию невроза. При доминирующей гиперпротекции дети становятся пассивными, подчиненными и зависимыми, в связи с чем плохо приспосабливаются к любым условиям;
7) потворствующую, при которой ребенок становится предметом постоянного восхищения, любования. Ему не только поклоняются, но и демонстрируют его перед окружающими как образец, уникальное явление, приписывают необычные и чаще всего несуществующие таланты. При этом все его шалости и проступки истолковываются как признаки необычности и одаренности. При потворствующей гиперпротекции больше трудностей в поведении отмечается в семейном кругу. В результате воспитания по типу гиперпротекции дети приобретают разнообразные психические расстройства. Они становятся заторможенными, невротичными, у них развиваются эмоциональные нарушения, школьные фобии.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. В данном случае родители, идентифицируя себя с детьми, стремятся заставить их реализовать все, что не получилось у самих, если собственные родительские чаяния и надежды оказались неосуществленными либо в области образования, либо в жизненной карьере. В другом случае ребенку поручаются кормление, забота, сопровождение или уход за другим, более младшим или беспомощным членом семьи. Ребенок очень скоро начинает понимать, какая большая ответственность лежит на нем, а вынести такой груз не может. Результатом такого непосильного бремени могут быть психогенные расстройства, в частности, в форме обсессивно-фобического невроза.
Противоречивое воспитание. У взрослых людей могут также возникать психологические трудности, что приводит иногда к тому, что в одной семье возникают разные образцы воспитания. Такая ситуация возникает и при различном отношении к ребенку и к своим обязанностям по его развитию. Для ребенка при этом создается весьма неблагоприятная психологическая ситуация в форме противоречивых требований и установок, затрудняющая его адаптацию, нередко приводящая к искажению развития психики и формированию невротических черт личности.
Смена образцов воспитания в связи с изменением динамики семейной жизни. Нередко в случае распада семьи, развода родителей, смерти или болезни одного из родителей система воспитания меняется, что обусловливается изменением структуры семьи и нарушением психического состояния того родителя, который берет на себя основную заботу о воспитании. Эти изменения могут быть очень резкими. Так, например, гиперпротекцию единственного ребенка в семье может сменить скрытая гипоопека после рождения другого.
Особое
место во влиянии на нервно-психическое
развитие ребенка занимают сложившиеся
в семье отношения, тип воспитания.
Для оценки этих компонентов используется
диагностика семьи, целью которой
является выявление семейных дисгармоний,
оказывающихся главной причиной
неправильного воспитания и возникновения
у детей нервно-психических
Гиперсоциальное воспитание, или “правильные родители”
Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется. Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью почитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера. Лишь немногие оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: “Что-то здесь не так, уж больно он “правильный”, как будто не ребенок вовсе, а маленький “старичок”.
Сделали ребенка таким родители, движимые “благими намерениями” и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен “план” его развития, в котором родители четко определили основные “вехи”: “плавать раньше, чем ходить”, ясли с полутора лет, кружки, секции те, что попрестижнее, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, институт… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей – спорт, бизнес, политика, здоровый образ жизни.
Подобным образом поступают многие родители, но немногие одержимы выполнением задуманного. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть “правильным”. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного, не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Любовь становится разменной монетой : скушал кашу - любим, не скушал - не любим, и так во всем.
Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется, когда ребенок дорастет до школы.
Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.
Взрослый мужчина обратился за помощью к психологу по поводу того, что от него ушла жена. Его речь пестрела словами “надо”, “должна”, “необходимо”, “обязана” и походила больше на перечисление лозунгов или свод правил, чем на размышление человека, у которого случилось несчастье. Жесткие правила, усвоенные с детства, он без изменений принес в свою семью и искренне считал, что правила типа “ребенок в 9 часов должен ложиться спать” или “жена обязана мыть посуду сразу после приема пищи” не могут подвергаться сомнению. Иногда стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе “родителей”- в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтение принципиальным и авторитарным людям. При этом он может жаловаться на жизнь и даже пытаться что-то менять, но вместо одного тирана-начальника он выберет другого, ничем не лучше.
Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, может быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств, зависимость от мнения окружающих.
Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка
Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих – суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово “нельзя” произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в “можно”. Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставляет их пожалеть о содеянном: “Ну, он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами”. Окружающие – и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны – родственников, знакомых, воспитателей – дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: “Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!” Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство не придумало их дитя.
Пятилетняя девочка, мечтавшая отпраздновать Новый год, ждать положенного срока не захотела, как ее не уговаривали, и пришлось дедушке отправляться за елкой в ноябре, а папа с мамой тем временем доставали украшения, вешали гирлянды.
Любимой игрой другого выдумщика было “спрятать” всех родителей в многочисленные стенные шкафы, а потом искать. Семья развлекалась этой игрой каждый вечер, а мальчику было невдомек, что бабушка только что пришла с работы, а у мамы болит голова.
В
такой семье у ребенка