Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
– знакомство с семейной педагогикой как наукой, предметом изучения которой является семейное воспитание;
– изучение психолого-педагогических основ семейного воспитания;
– изучение структуры семейного воспитания (механизмов, требований, принципов, особенностей);
– исследование различных аспектов семейного воспитания с помощью специально подобранных методик..

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие семейной педагогики и семейного воспитания . . . . . . . . . 4
1.1. Семейное воспитание и воспитание в общественных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Задачи и методы семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания . . . . . . 10
2.1. Родительское отношение к ребенку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2.1. Психоаналитическая модель семейного воспитания . . . . 15
2.2.2. Бихевиористская модель семейного воспитания . . . . . . . 17
2.2.3. Гуманистическая модель семейного воспитания . . . . . . . 19
2.2.4. Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Механизмы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4. Требования в воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3. Воспитание ребенка в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Традиции и принципы семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Правила семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3. Особенности семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.4. Семья как фактор воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
4. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Семейная педагогика и семейное воспитание.doc

— 409.00 Кб (Скачать)
ify">2.                 Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3.                 Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4.                 Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5.                 Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6.                 Я уважаю своего ребенка.

7.                 Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.                 Мой ребенок часто мне неприятен.

9.                 Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.             Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11.             По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12.             Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.             Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14.             Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15.             Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16.             Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17.             Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18.             При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19.             Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20.             Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.             Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22.             К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23.             Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24.             Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25.             Я жалею своего ребенка.

26.             Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27.             Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28.             Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29.             Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30.             Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31.             Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32.             Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33.             При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34.             Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.             Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36.             Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37.             Я всегда считаюсь с ребенком.

38.             Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39.             Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40.             Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41.             Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42.             Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.             Я разделяю увлечения моего ребенка.

44.             Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45.             Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46.             Мой ребенок часто меня раздражает.

47.             Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48.             Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.             Я не доверяю своему ребенку.

50.             За строгое воспитание дети потом благодарят.

51.             Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52.             В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.             Я Разделяю интересы своего ребенка.

54.             Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.             Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.             Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.             Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58.             Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.             Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.             Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.             Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет).

Тестовый материал:

1.      Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2.      Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3.      Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.

4.      Некоторые дети настолько плохи, что рад и их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5.      Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

6.      Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.

7.      Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

8.      Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

9.      Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери - оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).

37. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.

44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы - им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.

58. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться - плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.

66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле.

78. Воспитание детей - тяжелая, нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий.

83. Родители должны считать детей равноправными во всех вопросах жизни.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание