Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:06, курсовая работа
Задачи исследования:
– знакомство с семейной педагогикой как наукой, предметом изучения которой является семейное воспитание;
– изучение психолого-педагогических основ семейного воспитания;
– изучение структуры семейного воспитания (механизмов, требований, принципов, особенностей);
– исследование различных аспектов семейного воспитания с помощью специально подобранных методик..
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие семейной педагогики и семейного воспитания . . . . . . . . . 4
1.1. Семейное воспитание и воспитание в общественных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Задачи и методы семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания . . . . . . 10
2.1. Родительское отношение к ребенку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2.1. Психоаналитическая модель семейного воспитания . . . . 15
2.2.2. Бихевиористская модель семейного воспитания . . . . . . . 17
2.2.3. Гуманистическая модель семейного воспитания . . . . . . . 19
2.2.4. Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Механизмы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4. Требования в воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3. Воспитание ребенка в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Традиции и принципы семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Правила семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3. Особенности семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.4. Семья как фактор воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
4. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . .
Высокие баллы по шкале (6–7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1–2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала «Отношение к неудачам ребенка»
Высокие баллы по шкале (7–8 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1–2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет)[8].
Назначение теста. Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С.Шефер и Р.К.Белл, адаптирована Т.В.Нещерет.
Шкалы: отношение родителей к семейной роли, отношение родителей к ребенку – оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке.
Тестируем: межличностные отношения. Возраст: любой.
Тип теста: Вербальный. Вопросов: 115.
Инструкция к тесту: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.
Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:
А - если с данным положением согласны полностью;
а - если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б - если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б - если с данным положением полностью не согласны».
Ключ к тесту:
№ признака | Признаки | № вопросов | ||||
Отношение к семейной роли | ||||||
3 | Зависимость от семьи | 3 | 26 | 49 | 72 | 95 |
5 | Ощущение самопожертвования | 5 | 28 | 51 | 74 | 97 |
7 | Семейные конфликты | 7 | 30 | 53 | 76 | 99 |
11 | Сверхавторитет родителей | 11 | 34 | 57 | 80 | 103 |
13 | Неудовлетворенность ролью хозяйки | 13 | 36 | 59 | 82 | 105 |
17 | Безучастность мужа | 17 | 40 | 63 | 86 | 109 |
19 | Доминирование матери | 19 | 42 | 65 | 88 | 111 |
23 | Несамостоятельность матери | 23 | 46 | 69 | 92 | 115 |
Отношение родителей к ребенку | ||||||
Оптимальный эмоциональный контакт | ||||||
1 | Вербализация | 1 | 24 | 47 | 70 | 93 |
14 | Партнерские отношения | 14 | 37 | 60 | 83 | 106 |
15 | Развитие активности ребенка | 15 | 38 | 61 | 84 | 107 |
21 | Уравненные отношения | 21 | 44 | 67 | 90 | 113 |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | ||||||
8 | Раздражительность | 8 | 31 | 54 | 77 | 100 |
9 | Излишняя строгость | 9 | 32 | 55 | 78 | 101 |
16 | Уклонение от конфликта | 16 | 39 | 62 | 85 | 108 |
Излишняя концентрация на ребенке | ||||||
2 | Чрезмерная забота | 2 | 25 | 48 | 71 | 94 |
4 | Подавление воли | 4 | 27 | 50 | 73 | 96 |
6 | Опасение обидеть | 6 | 29 | 52 | 75 | 98 |
10 | Исключение внутрисемейных влияний | 10 | 33 | 56 | 79 | 102 |
12 | Подавление агрессивности | 12 | 35 | 58 | 81 | 104 |
18 | Подавление сексуальности | 18 | 41 | 64 | 87 | 110 |
20 | Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | 20 | 43 | 66 | 89 | 112 |
22 | Стремление ускорить развитие ребенка | 22 | 45 | 68 | 91 | 114 |
Баллы за ответы начисляются в соответствии со следующей схемой:
А - 4 балла;
а - 3 балла;
б - 2 балла;
Б- 1 балл.
Обработка результатов теста.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
– оптимальный эмоциональный контакт;
– излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;
– излишняя концентрация на ребенке.
Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):
ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
ощущение самопожертвования в роли матери (5);
семейные конфликты (7);
сверхавторитет родителей (11);
неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
доминирование матери (19);
зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу: 1, 14, 15, 21):
побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
партнерские отношения (14);
развитие активности ребенка (15);
уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу: 8, 9, 16):
раздражительность, вспыльчивость (8);
суровость, излишняя строгость (9);
уклонение от контакта с ребенком (16).
Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу: 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
преодоление сопротивления, подавление воли (4);
создание безопасности, опасение обидеть (6);
исключение внесемейных влияний (10);
подавление агрессивности (12);
подавление сексуальности (18);
чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:
20 – максимальная оценка признака;
18, 19, 20 – высокие оценки;
8, 7, 6 – низкие оценки;
5 – минимальная оценка признака.
Интерпретация результатов теста.
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
– хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
– межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
– отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Высокие показатели по шкале 7 (семейные конфликты) могут свидетельствовать о конфликтности, и возможном переносе семейного конфликта на производственные отношения. В этом случае психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.
Высокие оценки по шкале 3 (зависимость от семьи) свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13 (неудовлетворенность ролью хозяйки). Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку (3), характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
2. Проведение исследования.
Исследование проводилось с использованием представленных выше методик. Информация об испытуемых представлена в таблице 1.
| Возраст | Семейное положение (сколько лет в браке) | Количество и возраст детей |
Испытуемый 1 | 32 лет | замужем (13 лет) | 1 (8 лет) |
Испытуемый 2 | 30 лет | замужем (6 лет) | 1 (4 года) |
Испытуемый 3 | 41 год | разведена (12 лет) | 1 (17 лет) |
Испытуемый 4 | 39 лет | разведена (18 лет) | 1 (15 лет) |
Таблица 1.
Результаты испытуемых по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (таблица 2):
Шкала | Испытуемый 1 | Испытуемый 2 | Испытуемый 3 | Испытуемый 4 |
Проблемы отношений с родственниками и друзьями | - 0,75 | - 0,5 | 0,75 | - 0,75 |
Вопросы, связанные с воспитанием детей | 2 | - 0,25 | 0 | 0 |
Проявление стремления к автономии | 0,25 | 0,25 | 0,75 | - 0,5 |
Нарушение ролевых ожиданий | - 0,25 | 0 | 0,75 | - 1 |
Рассогласование норм поведения | - 0,75 | - 0,75 | 1,25 | - 0,25 |
Проявление доминирования одним из супругов | 0 | 0 | - 0,5 | - 0,75 |
Проявление ревности | 0 | 0 | 0 | - 0,25 |
Расхождения в отношении к деньгам | 1,5 | 0,5 | - 1 | - 1,25 |
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание