Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:06, курсовая работа
Задачи исследования:
– знакомство с семейной педагогикой как наукой, предметом изучения которой является семейное воспитание;
– изучение психолого-педагогических основ семейного воспитания;
– изучение структуры семейного воспитания (механизмов, требований, принципов, особенностей);
– исследование различных аспектов семейного воспитания с помощью специально подобранных методик..
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие семейной педагогики и семейного воспитания . . . . . . . . . 4
1.1. Семейное воспитание и воспитание в общественных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Задачи и методы семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания . . . . . . 10
2.1. Родительское отношение к ребенку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2.1. Психоаналитическая модель семейного воспитания . . . . 15
2.2.2. Бихевиористская модель семейного воспитания . . . . . . . 17
2.2.3. Гуманистическая модель семейного воспитания . . . . . . . 19
2.2.4. Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Механизмы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4. Требования в воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3. Воспитание ребенка в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Традиции и принципы семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Правила семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3. Особенности семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.4. Семья как фактор воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
4. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . .
Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие условия и обстоятельства, при которых ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых.
Понимание направлено на содействию формирования самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.
2.4. Требования в воспитании.
В современной педагогике понятие «требования» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию. Наиболее общим средством организации жизни ребенка в семье является режим, представляющий собой правильное распределение во времени основных жизненных процессов, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха.
В педагогическом требовании заключены две стороны: содержание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления – определенная форма выражения требования. Побудительная сила требования зависит от его ясности, четкости формулировки. Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявляется уважение к силам и возможностям ребенка, доверие к его личности. Родителям следует помнить о разумности требований, т.е. ребенок должен понимать, что и для чего он это делает. Кроме того, необходимо создавать реальные условия для выполнения требований, указаний взрослых, обеспечить выполнение требований материальными средствами, причем важно, чтобы они подбирались с учетом сил и возможностей ребенка.
В воспитательных системах отечественных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную тактику воспитания. А. В. Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений, а соответственно им тактические лини в воспитании:
Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестоких мер. К максимуму требовательности в воспитании в свое время призывал А. С. Макаренко, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с уважением и доверием к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением к ребенку.
Опека, на первый взгляд, прямо противоположна диктату: освободить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но по сути диктат родителей и опека – явления одного порядка, отличаются они по форме, а не по существу.
Мирное существование на основе невмешательства – достаточно распространенная тактика в современных семьях, где родители придерживаются принципа: дети должны расти независимыми, самостоятельными, раскованными и свободными. Отсюда – минимум требований, правил, норм поведения.
Сотрудничество характеризуется балансом любви, требовательности к ребенку. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности.
Задача родителей организовывать жизнедеятельность ребенка не только с помощью внешней регламентации, через предъявление правил, требований, а путем всемерной активизации у ребенка внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше.
3. Воспитание ребенка в семье.
3.1. Традиции и принципы семейного воспитания.
Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции. Слово «традиции» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Назначение традиций остается неизменным в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь любимому человеку[3]. Понятие «традиции» часто отождествляется с понятием «обычаи». Традиции и обычаи представляют собой два канала социализации ребенка, в них отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне остальное развитие ребенка идет более успешно. Таким образом, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности[4].
Принципы воспитания – практические рекомендации, которым следует руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности. К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:
принцип целенаправленности: воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируется в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ;
принцип научности: в течение веков семейное воспитание основывалось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и другие науки, продвинулась далеко вперед: получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в воспитании собственных детей;
принцип гуманизма, уважения к личности ребенка: суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Из принципа гуманизма вытекают следующие педагогические правила: родители должны избегать сравнения ребенка с кем-либо, родители не должны навязывать примеры поведения, деятельности, не должны призывать быть похожими на тот или иной эталон, образец поведения. Родители обязаны любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути;
принцип планомерности, последовательности, непрерывности, согласно которому семейное воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным и индивидуальным возможностям детей. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности;
принцип комплексности и систематичности: суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса;
принцип согласованности в воспитании: одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами (членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений), поэтому необходимым условием воспитания является согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.
Построение процесса семейного воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.
3.2. Правила семейного воспитания.
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают советы родителям, правила семейного воспитания. Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям.
1. Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости.
2. «Власть любимого»: любите детей, и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны.
3. «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать»[5].
4. Существование востребованного ожидания вполне понятно объясняет эгоизм некоторых родителей.
5. Усиление просительного желания, обращенного к ребенку, уменьшает вероятность отклонения просьбы.
6. В семейном воспитании весьма полезно применять прием «вызывание кризиса», который требует, чтобы в опасных и малопонятных, с неизвестным исходом ситуациях сознательно обострять отношения, доводя их до «псевдокризисных», где ситуацию еще держат под контролем и можно корректировать поведение ребенка. Это своеобразная игра. Тогда настоящий кризис не застанет врасплох.
7. «Великий тот учитель, который сам выполнит то, чему учит»: требуйте от детей только то, в чем вы можете служить ему примером.
8. Избегайте действия зависимости «давящего молчания»: контактная ситуация, сознательно удерживаемая одной стороной от превращения ее в общение, становится для другой стороны нарастающее и очень быстро непереносимо-неприятной с появлением унизительно явственного чувства.
9. «Держание в строгости», которое было в чести у наших предков, тоже не мешало бы изредка вспоминать: в строгих рамках задаваемого детям образа поведения они способны быть существами предсказуемыми и неопасными.
10. Следует помнить зависимость «заданности отношения», когда восприятие события зависит вовсе не от события, а от стереотипа нашего восприятия.
11. В воспитании детей нет мелочей, достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи.
12. Не начинайте там, где вы уже начинали. Ребенок растет, отсекая вчерашние пути влияния на него.
13. Опираясь на «инерцию интереса», давайте ребенку послабление в начале любого дела. Потом наращивайте требования и в конце концов отменяйте фору.
14. Еще никому не удавалось прожить свой век гладко – без ошиюок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше беседуйте о жизни. Вместо нотаций – пример, притча, семейная история.
15. В семье нет места мести.
16. Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше.
17. Плавность и постепенность – важные принципы воспитания детей.
18. Учитывайте факторы доступности, простоты и очевидности. Требование должно быть четко поставлено и четко выполнено.
19. Чем ближе к ребенку надзор над ним, тем эффективнее функция подчинения.
20. Если у вас не ладится с воспитанием в том ключе, в каком вы действуете, резко измените стратегию поведения.
Изложенные правила воспитания – лишь маленькая толика зависимостей, действующих в семейном воспитании. Дополнить их собственными выводами – и задача, и необходимое условие повышения воспитательного влияния родителей и педагогов.
3.3. Особенности семейного воспитания.
Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. В семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.
Воспитание здорового ребенка – одна из важнейших задач семьи. Полноценное физическое развитие ребенка – своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, выделим наиболее важные для современной семьи: 1) связь охраны здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием; 2) соблюдение определенного режима дня; 3) организация рационального питания ребенка. Воспитание здорового ребенка неразрывно связано с физическим воспитанием, которое сегодня выступает на первый план. Никто не сомневается – приоритет здоровья не может быть заменен ни каким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание