Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
– знакомство с семейной педагогикой как наукой, предметом изучения которой является семейное воспитание;
– изучение психолого-педагогических основ семейного воспитания;
– изучение структуры семейного воспитания (механизмов, требований, принципов, особенностей);
– исследование различных аспектов семейного воспитания с помощью специально подобранных методик..

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие семейной педагогики и семейного воспитания . . . . . . . . . 4
1.1. Семейное воспитание и воспитание в общественных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Задачи и методы семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания . . . . . . 10
2.1. Родительское отношение к ребенку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2.1. Психоаналитическая модель семейного воспитания . . . . 15
2.2.2. Бихевиористская модель семейного воспитания . . . . . . . 17
2.2.3. Гуманистическая модель семейного воспитания . . . . . . . 19
2.2.4. Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Механизмы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4. Требования в воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3. Воспитание ребенка в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Традиции и принципы семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Правила семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3. Особенности семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.4. Семья как фактор воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
4. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Семейная педагогика и семейное воспитание.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.

В таблице 3 приведены результаты испытуемых по тесту родительского отношения:

Шкала

Испытуемый 1

Испытуемый 2

Испытуемый 3

Испытуемый 4

Принятие \ отвержение

26

33

31

32

Кооперация

6

6

6

5

Симбиоз

4

6

7

3

Контроль

2

5

4

6

Отношение к неудачам ребенка

2

2

1

3

Таблица 3.

Результаты испытуемых по методике PARI представлены в таблице 4:

№ призн.

Признаки

Количество баллов

Испыт. 1

Испыт. 2

Испыт. 3

Испыт. 4

Отношение к семейной роли

3

Зависимость от семьи

13

11

17

17

5

Ощущение самопожертвования

10

10

20

17

7

Семейные конфликты

13

12

10

12

11

Сверхавторитет родителей

6

12

20

14

13

Неудовлетворенность ролью хозяйки             

11

11

11

16

17

Безучастность мужа

13

12

9

16

19

Доминирование матери

12

13

11

15

23

Несамостоятельность матери

16

15

16

18

Отношение родителей к ребенку

Оптимальный эмоциональный контакт

1

Вербализация

18

17

20

17

14

Партнерские отношения

17

14

17

18

15

Развитие активности ребенка

15

12

17

19

21

Уравненные отношения

13

18

20

20

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком

8

Раздражительность

8

14

17

19

9

Излишняя строгость

13

14

9

13

16

Уклонение от конфликта

10

12

14

15

Излишняя концентрация на ребенке

 

2

Чрезмерная забота

13

10

20

12

4

Подавление воли

16

14

11

18

6

Опасение обидеть

14

17

17

16

10

Исключение внутрисемейных влияний

10

13

14

18

12

Подавление агрессивности

16

11

17

17

18

Подавление сексуальности

10

12

11

16

20

Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

9

12

17

15

22

Стремление ускорить развитие ребенка

11

11

13

15

Таблица 4.

3. Интерпретация резульатов.

Испытуемый 1. 

По результатам теста взаимодействия супругов  испытуемый набрал 2 балла по шкале «Воспитание детей». Это говорит о том, испытуемый занимает активную позицию в проблеме воспитания детей в своей семье. Реакции респондента в конфликтных ситуациях, связанные с воспитанием детей, всегда позитивные. Характер взаимодействия супругов в отношении данного вопроса не носит конфликтный характер.

По результатам теста родительского отношения испытуемый имеет выраженное положительное отношение к ребенку; проявляет искренний интерес к тому, что происходит с ребенком, одобряет его интересы; между испытуемым и ребенком отсутствует психологическая дистанция; неудачи ребенка испытуемый считает случайными и верит в него; однако же контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Испытуемому следует обратить на это внимание и усилить контроль за действиями ребенка.

По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, выражен средний уровень излишней эмоциональной дистанции с ребенком, отсутствует излишняя концентрация на ребенке.

Испытуемый 2.

По результатам теста взаимодействия супругов  испытуемый в конфликтных ситуациях, связанных с воспитанием детей чаще всего занимает пассивную позицию, наблюдается также его негативная реакция в конфликтных ситуациях.

По результатам теста родительского отношения испытуемый получил наибольшее количество баллов по шкале «Принятие / Отвержение», что свидетельствует о выраженном положительном отношении к ребенку, уважении его интересов и индивидуальности. Неподдельный интерес испытуемый предъявляет к интересам ребенка, высоко оценивает его способности. Данный испытуемый не устанавливает психологическую дистанцию с ребенком, старается удовлетворять его основные разумные потребности, осуществляет полный контроль за действиями ребенка, однако, уровень контроля не достигает авторитарного. Несмотря на неудачи ребенка, испытуемый верит в его силы, считает их случайными, что свидетельствует о его хорошем воспитательном воздействии на ребенка.

По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, отсутствует излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, а также излишняя концентрация на ребенке.

Испытуемый 3.

По результатам теста взаимодействия супругов  количество набранных баллов по шкале «Воспитание детей» - 0. Это связано с семейным положением испытуемого (разведена).

По результатам теста родительского отношения испытуемый имеет выраженное положительное отношение к ребенку; проявляет искренний интерес к тому, что происходит с ребенком, одобряет его интересы; между испытуемым и ребенком отсутствует психологическая дистанция; неудачи ребенка испытуемый считает случайными и верит в него. Контроль за ребенком испытуемым осуществляется достаточно хорошо, не достигает авторитарного.

По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, выражен средний уровень излишней эмоциональной дистанции с ребенком, выявлен средний уровень излишней концентрации на ребенке.

Испытуемый 4.

По результатам теста взаимодействия супругов  количество набранных баллов по шкале «Воспитание детей» - 0. Это связано с семейным положением испытуемого (разведена).

По результатам теста взаимодействия супругов испытуемый имеет выраженное положительное отношение к ребенку; проявляет искренний интерес к тому, что происходит с ребенком, одобряет его интересы. Низкое количество баллов по шкале «Симбиоз» свидетельствуют о психологической дистанции, существующей между испытуемым и ребенком. Контроль по отношению к ребенку испытуемым осуществляется слишком авторитарно, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Неудачи ребенка испытуемый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, выражен средний уровень излишней эмоциональной дистанции с ребенком, выявлен средний уровень излишней концентрации на ребенке.

Заключение.

        В ходе проведенного исследования поставленные цели были достигнуты:

–        были рассмотрены источники семейной педагогики, ее основные задачи и методы;

–        были изучены психолого-педагогические основы семейного воспитания, а именно: родительское отношение к ребенку, основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений, механизмы воспитания  и требования в воспитании;

–        была изучена структура семейного воспитания, выявлены его традиции и принципы, правила и особенности, также в качестве фактора воспитания была рассмотрена семья;

–        было проведено экспериментальное исследование изученного материала с помощью методики PARI (Е.С. Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В. Нещерет), методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», теста родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).

        Выполнению поставленных целей способствовал литературный материал, соответствующий теме работы.

        Список литературы:

1.      Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с., ил. – (Б-чка семейного чтения). 

2.      Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-314-00128-4.

3.      Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с. – ISBN 5-7695-0700-4.

4.      Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – 2-изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.: ил. – (Б-ка для родителей). – ISBN 5-7155-0053-2.

5.      Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. – ISBN 5-7695-1745-Х.

6.      Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с. – ISBN 5-7695-0706-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Стили семейного воспитания

Название

Эмоциональная близость

Требования

Контроль, санкции

Модель общения

Тип личностного развития ребенка

Демократический (разумная любовь; сотрудничество;

принимающее-авторитарный; авторитетный; ценностное отношение с высокой рефлексией)

Принятие, тепло, любовь

Справедливые, с обоснованием запретов

На основе разумной заботы;   диалог и сотрудничество

Личностно-ориентированная

Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение

Авторитарный (автократический диктат)

Чаще отсутствует, хотя не исключается

Жесткие, без объяснения причин

Жесткий, часто некорректный; наказания

Дисциплинарная (окрики, угрозы)

Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрессивный – превращение в тирана. Лицемерный.

Гиперопека (гиперпротекция; доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка»

Излишняя забота

Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях

Тотальный, чрезмерный

Стремление к тесному эмоциональному контакту (мелочная опека)

Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм; вседозволенность; асоциальность; инфантилизм.

Гиперопека (гиперпротекция; потворствующая гиперопека; «кумир семьи)

Обожание, любование

Отсутствуют

Слабый; вседозволенность

«Жертвоприноше-ние» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей)

Истероидный – демонстративность, несдержанность в негативных эмоциях.

Эпилептоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками

Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация)

Пониженное внимание

Высокие

Возможны варианты

Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами

Тревожно-мнительный

Анархический (потворствующий; либерально-попустительский)

Прерывание эмоционального контакта, иногда демонстративное, при нарушениях поведения ребенка

Отсутствуют или слабые

Отсутствует (оправдание поведения)

«Заискивающая» (некритичное отношение)

Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество

Гиперпротекция (безнадзорность; индифферентный; мирное сосуществование)

Безразличие; недостаток тепла

Отсутствуют

Отсутствует (равнодушие)

«Невмешательство» (автономия, закрытость для общения)

Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость

Эмоциональное отвержение (отчужденный; отвергающий; «золушка»; «маленький неудачник»)

Отсутствует

Повышенные

Жесткий, строгие наказания

Психологическая дистанция, полная потеря контакта

Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства

Жестокое обращение (агрессивный)

Отсутствует

Открытая агрессия

Жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои

Антагонизм, враждебность (по поводу поведения)

Эгоистичный – жестокость, провокации.

Эпилептоидный

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание