Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:06, курсовая работа
Задачи исследования:
– знакомство с семейной педагогикой как наукой, предметом изучения которой является семейное воспитание;
– изучение психолого-педагогических основ семейного воспитания;
– изучение структуры семейного воспитания (механизмов, требований, принципов, особенностей);
– исследование различных аспектов семейного воспитания с помощью специально подобранных методик..
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие семейной педагогики и семейного воспитания . . . . . . . . . 4
1.1. Семейное воспитание и воспитание в общественных учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Источники семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Задачи и методы семейной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания . . . . . . 10
2.1. Родительское отношение к ребенку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2.1. Психоаналитическая модель семейного воспитания . . . . 15
2.2.2. Бихевиористская модель семейного воспитания . . . . . . . 17
2.2.3. Гуманистическая модель семейного воспитания . . . . . . . 19
2.2.4. Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Механизмы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4. Требования в воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3. Воспитание ребенка в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.1. Традиции и принципы семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2. Правила семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3. Особенности семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.4. Семья как фактор воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
4. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таблица 2.
В таблице 3 приведены результаты испытуемых по тесту родительского отношения:
Шкала | Испытуемый 1 | Испытуемый 2 | Испытуемый 3 | Испытуемый 4 |
Принятие \ отвержение | 26 | 33 | 31 | 32 |
Кооперация | 6 | 6 | 6 | 5 |
Симбиоз | 4 | 6 | 7 | 3 |
Контроль | 2 | 5 | 4 | 6 |
Отношение к неудачам ребенка | 2 | 2 | 1 | 3 |
Таблица 3.
Результаты испытуемых по методике PARI представлены в таблице 4:
№ призн. | Признаки | Количество баллов | |||
Испыт. 1 | Испыт. 2 | Испыт. 3 | Испыт. 4 | ||
Отношение к семейной роли | |||||
3 | Зависимость от семьи | 13 | 11 | 17 | 17 |
5 | Ощущение самопожертвования | 10 | 10 | 20 | 17 |
7 | Семейные конфликты | 13 | 12 | 10 | 12 |
11 | Сверхавторитет родителей | 6 | 12 | 20 | 14 |
13 | Неудовлетворенность ролью хозяйки | 11 | 11 | 11 | 16 |
17 | Безучастность мужа | 13 | 12 | 9 | 16 |
19 | Доминирование матери | 12 | 13 | 11 | 15 |
23 | Несамостоятельность матери | 16 | 15 | 16 | 18 |
Отношение родителей к ребенку | |||||
Оптимальный эмоциональный контакт | |||||
1 | Вербализация | 18 | 17 | 20 | 17 |
14 | Партнерские отношения | 17 | 14 | 17 | 18 |
15 | Развитие активности ребенка | 15 | 12 | 17 | 19 |
21 | Уравненные отношения | 13 | 18 | 20 | 20 |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | |||||
8 | Раздражительность | 8 | 14 | 17 | 19 |
9 | Излишняя строгость | 13 | 14 | 9 | 13 |
16 | Уклонение от конфликта | 10 | 12 | 14 | 15 |
Излишняя концентрация на ребенке |
| ||||
2 | Чрезмерная забота | 13 | 10 | 20 | 12 |
4 | Подавление воли | 16 | 14 | 11 | 18 |
6 | Опасение обидеть | 14 | 17 | 17 | 16 |
10 | Исключение внутрисемейных влияний | 10 | 13 | 14 | 18 |
12 | Подавление агрессивности | 16 | 11 | 17 | 17 |
18 | Подавление сексуальности | 10 | 12 | 11 | 16 |
20 | Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | 9 | 12 | 17 | 15 |
22 | Стремление ускорить развитие ребенка | 11 | 11 | 13 | 15 |
Таблица 4.
3. Интерпретация резульатов.
Испытуемый 1.
По результатам теста взаимодействия супругов испытуемый набрал 2 балла по шкале «Воспитание детей». Это говорит о том, испытуемый занимает активную позицию в проблеме воспитания детей в своей семье. Реакции респондента в конфликтных ситуациях, связанные с воспитанием детей, всегда позитивные. Характер взаимодействия супругов в отношении данного вопроса не носит конфликтный характер.
По результатам теста родительского отношения испытуемый имеет выраженное положительное отношение к ребенку; проявляет искренний интерес к тому, что происходит с ребенком, одобряет его интересы; между испытуемым и ребенком отсутствует психологическая дистанция; неудачи ребенка испытуемый считает случайными и верит в него; однако же контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Испытуемому следует обратить на это внимание и усилить контроль за действиями ребенка.
По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, выражен средний уровень излишней эмоциональной дистанции с ребенком, отсутствует излишняя концентрация на ребенке.
Испытуемый 2.
По результатам теста взаимодействия супругов испытуемый в конфликтных ситуациях, связанных с воспитанием детей чаще всего занимает пассивную позицию, наблюдается также его негативная реакция в конфликтных ситуациях.
По результатам теста родительского отношения испытуемый получил наибольшее количество баллов по шкале «Принятие / Отвержение», что свидетельствует о выраженном положительном отношении к ребенку, уважении его интересов и индивидуальности. Неподдельный интерес испытуемый предъявляет к интересам ребенка, высоко оценивает его способности. Данный испытуемый не устанавливает психологическую дистанцию с ребенком, старается удовлетворять его основные разумные потребности, осуществляет полный контроль за действиями ребенка, однако, уровень контроля не достигает авторитарного. Несмотря на неудачи ребенка, испытуемый верит в его силы, считает их случайными, что свидетельствует о его хорошем воспитательном воздействии на ребенка.
По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, отсутствует излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, а также излишняя концентрация на ребенке.
Испытуемый 3.
По результатам теста взаимодействия супругов количество набранных баллов по шкале «Воспитание детей» - 0. Это связано с семейным положением испытуемого (разведена).
По результатам теста родительского отношения испытуемый имеет выраженное положительное отношение к ребенку; проявляет искренний интерес к тому, что происходит с ребенком, одобряет его интересы; между испытуемым и ребенком отсутствует психологическая дистанция; неудачи ребенка испытуемый считает случайными и верит в него. Контроль за ребенком испытуемым осуществляется достаточно хорошо, не достигает авторитарного.
По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, выражен средний уровень излишней эмоциональной дистанции с ребенком, выявлен средний уровень излишней концентрации на ребенке.
Испытуемый 4.
По результатам теста взаимодействия супругов количество набранных баллов по шкале «Воспитание детей» - 0. Это связано с семейным положением испытуемого (разведена).
По результатам теста взаимодействия супругов испытуемый имеет выраженное положительное отношение к ребенку; проявляет искренний интерес к тому, что происходит с ребенком, одобряет его интересы. Низкое количество баллов по шкале «Симбиоз» свидетельствуют о психологической дистанции, существующей между испытуемым и ребенком. Контроль по отношению к ребенку испытуемым осуществляется слишком авторитарно, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Неудачи ребенка испытуемый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
По результатам методики PARI у испытуемого с ребенком установлен оптимальный эмоциональный контакт, выражен средний уровень излишней эмоциональной дистанции с ребенком, выявлен средний уровень излишней концентрации на ребенке.
Заключение.
В ходе проведенного исследования поставленные цели были достигнуты:
– были рассмотрены источники семейной педагогики, ее основные задачи и методы;
– были изучены психолого-педагогические основы семейного воспитания, а именно: родительское отношение к ребенку, основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений, механизмы воспитания и требования в воспитании;
– была изучена структура семейного воспитания, выявлены его традиции и принципы, правила и особенности, также в качестве фактора воспитания была рассмотрена семья;
– было проведено экспериментальное исследование изученного материала с помощью методики PARI (Е.С. Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В. Нещерет), методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», теста родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
Выполнению поставленных целей способствовал литературный материал, соответствующий теме работы.
Список литературы:
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с., ил. – (Б-чка семейного чтения).
2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-314-00128-4.
3. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с. – ISBN 5-7695-0700-4.
4. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – 2-изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.: ил. – (Б-ка для родителей). – ISBN 5-7155-0053-2.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. – ISBN 5-7695-1745-Х.
6. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с. – ISBN 5-7695-0706-3.
Приложение 1.
Стили семейного воспитания
Название | Эмоциональная близость | Требования | Контроль, санкции | Модель общения | Тип личностного развития ребенка |
Демократический (разумная любовь; сотрудничество; принимающее-авторитарный; авторитетный; ценностное отношение с высокой рефлексией) | Принятие, тепло, любовь | Справедливые, с обоснованием запретов | На основе разумной заботы; диалог и сотрудничество | Личностно-ориентированная | Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение |
Авторитарный (автократический диктат) | Чаще отсутствует, хотя не исключается | Жесткие, без объяснения причин | Жесткий, часто некорректный; наказания | Дисциплинарная (окрики, угрозы) | Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрессивный – превращение в тирана. Лицемерный. |
Гиперопека (гиперпротекция; доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка» | Излишняя забота | Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях | Тотальный, чрезмерный | Стремление к тесному эмоциональному контакту (мелочная опека) | Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм; вседозволенность; асоциальность; инфантилизм. |
Гиперопека (гиперпротекция; потворствующая гиперопека; «кумир семьи) | Обожание, любование | Отсутствуют | Слабый; вседозволенность | «Жертвоприноше-ние» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей) | Истероидный – демонстративность, несдержанность в негативных эмоциях. Эпилептоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками |
Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) | Пониженное внимание | Высокие | Возможны варианты | Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами | Тревожно-мнительный |
Анархический (потворствующий; либерально-попустительский) | Прерывание эмоционального контакта, иногда демонстративное, при нарушениях поведения ребенка | Отсутствуют или слабые | Отсутствует (оправдание поведения) | «Заискивающая» (некритичное отношение) | Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество |
Гиперпротекция (безнадзорность; индифферентный; мирное сосуществование) | Безразличие; недостаток тепла | Отсутствуют | Отсутствует (равнодушие) | «Невмешательство» (автономия, закрытость для общения) | Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость |
Эмоциональное отвержение (отчужденный; отвергающий; «золушка»; «маленький неудачник») | Отсутствует | Повышенные | Жесткий, строгие наказания | Психологическая дистанция, полная потеря контакта | Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства |
Жестокое обращение (агрессивный) | Отсутствует | Открытая агрессия | Жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои | Антагонизм, враждебность (по поводу поведения) | Эгоистичный – жестокость, провокации. Эпилептоидный |
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание