Самообразование как основа профессионального становления личности руководителя организации дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является самообразование. Оно определяется как целена¬правленная познавательная деятельность, управляемая самой лич¬ностью; приобретение систематических знаний в какой-либо об¬ласти науки, техники, культуры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности руководителя ОДО
1.1. Личность руководителя в воспитательно-образовательном
процессе ОДО…………………………………………………………………..8
1.2. Основные пути профессионального становления личности
руководителя ОДО.……………………………………………………………………. 20
1.3. Самообразование как основа профессионального
становления личности руководителя ОДО……………………..…………..31
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
2.1. Цели и задачи опытно-исследовательской работы…………………… 43
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации самообразования ……………………………………………... 44
2.3. Разработка и внедрение в практику работы руководителя ОДО
программы по самообразованию ……………………………………………51
Педагогические выводы и практические рекомендации…………………...55
Библиография…………………………………………………………………60
Приложение…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ_ДЛЯ_РАСПЕЧАТКИ_НА_ЗАЩИТУ.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

14. Возрастающая  ответственность не пугает меня.

15. Я  положительно бы отнеслась к  моему продвижению по службе.

    По  результатам проведенного анкетирования  были получены следующие результаты. В основном заведующая в своих ответах ставила 4 и 3 балла (и да и нет). Это говорит о том, что она хотела бы уделять большее время самообразованию, но в силу своей занятости не может этого делать. То есть у руководителя отсутствует сложившаяся система саморазвития и самообразования.

    По  результатам одного анкетирования  мы не можем сделать правильно  и логически обоснованный вывод. Поэтому мы провели тестирование.

Далее заведующей был предложен тест А.Г. Ковалева.

«Оценка способностей к самообразованию»

  1. Что вам больше всего мешает самообразовываться?

2. На основе сравнительной  самооценки, выберите  какая характеристика  вам больше подходит?

3. Какой из трех  принципов вам  больше подходит?

4. За что вас ценят  ваши коллеги?

5. Удается ли найти  время на чтение  профессиональной литературы?

    Проанализировав результаты тестирования, мы можем  сделать вывод, что руководитель данного ДОО относится  в большей  степени к среднему уровню и в  меньшей степени к высокому уровню, то есть она способна к процессу самообразования, обладает необходимыми качествами личности для дальнейшего профессионального самосовершенствования.

       В педагогической практике возможны  разные пути становления мотивов  самообразования педагога. В данном  случае руководитель воздействие  со стороны: напряжённый творческий труд коллег и стиль жизни ДОО в целом, чувство ответственности, профессионального долга и чести, здорового профессионального самолюбия и т.д. также отмечается что, мотивом самообразования заведующей служит и желание получить награды, быть замеченным. За каждым мотивом стоит определённая потребность. Не будь этих потребностей, профессиональное самосовершенствование педагога осталось бы на уровне добрых намерений. Потребность порождает конкретную деятельность.

2.3. Разработка и внедрение  в практику работы руководителя ОДО программы по самообразованию.

    Проанализировав анализ деятельности руководителя ОДО  по вопросам организации  самообразования  следующей нашей задачей была разработка программы по самообразованию  для данного руководителя.

Программа по самообразованию

      Цель: Обеспечение высокого качества обучения и воспитания дошкольников через повышение профессиональной компетенции и самореализации.

      Задачи:

    • Освоение психолого – педагогических тренингов по формированию комфортной среды;
    • Освоение методик, направленных на создание оптимальных условий и обеспечение повышения качества воспитания и обучения; 
    • Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

    Механизм  реализации:

    • Банк положительного опыта;
    • Творческое объединение педагогов;
    • Различные формы методической работы.

    Тема  самообразования: Развитие нестандартного мышления и творческих способностей руководителя.

    Теоретическое освоение.

    1. Изучение психолого-педагогической  и методической литературы по  данной теме (А.З. Зак, Л.Ф. Тихомирова, С.Ю. Афонькин).

    2. Работа с нормативно-правовыми,  инновационными учебно-методическими  комплексами.

    3. Отбор и систематизация поисково-творческих  заданий, педагогических ситуаций  по развитию творческих способностей  и нестандартного мышления.

    4. Психолого- педагогический семинар «Система тренинговых занятий для развития профессионального поведения».

    5. Изучение опыта работы по внедрению  информационно коммуникативных  технологий в образовательном  процессе.

    6. Курс лекций кандидата педагогических  наук Вуза.

    7. Расширение теоретических знаний  в части использования Интернет - технологий.

    8. Метод учебного проекта в образовательном  процессе.

    Практическое  освоение.

    1. Использование диагностического инструментария (выявление уровня творческих способностей).
    2. Мониторинг результатов диагностик, анкетирования.
    3. Подготовка и реализация индивидуального плана работы с молодыми кадрами.
    4. Принятие участия в работе городского МО.
    5. Организация и проведение форм работы с кадрами.
    6. Семинар «Современный руководитель ОДО – Современный воспитанник».
    7. Нестандартная игровая деятельность как основная форма жизнедеятельности дошкольников.
    8. Связь педагогической теории с педагогической практикой (выступление на методическом объединении).
    9. «Прямой и косвенный путь формирования игровой деятельности дошкольников (выступление на методическом объединении).
    10. «Создание психолого-педагогической условий для поддержки и развития детей» (Психолого-педагогический семинар).
    11. О взаимосвязи критического и творческого мышления в развитии воспитанников.
    12. Консультирование молодых специалистов по методическим вопросам и анализ занятий.
    13. Формирование самостоятельности воспитанников в условиях применения новых технологий обучения и воспитания (выступление на методическом объединении).
    14. Реализация деятельностного подходов в воспитании и обучении как условие самореализации личности руководителя. 

    Совершенствование.

    1. Организация и проведения педагогического совета «Продуктивное воспитание – фактор повышения качества образования».
    2. Плановое повышение квалификации.
    3. Плановая аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории.
    4. Участие в проверке творческих работ педагогов – новаторов.
    5. Совершенствование структуры самоанализа занятия.
    6. Оптимизация форм и методов игровой деятельности.
    7. Причины трудностей школьников в овладении учебной деятельностью в период подготовки к ней дошкольников (мастер-класс).
    8. Игровые технологии и их роль в формировании учебной деятельности старших дошкольников (мастер-класс).
    9. Итоги работы с детьми с высокими учебными возможностями (малый педсовет).
    10. Методика организации игр – исследований с дошкольниками среднего возраста.
    11. Значение и возможности адаптационного периода для формирования норм общения младшего дошкольника.
    12. Актуальность выбора педагогических технологий и в современной ПМР (доклад).

    Передовой педагогический опыт.

    1. Управление процессом повышения профессионального уровня педагогов (работа методического объединения, разработка и проведение конкурса методических идей).
    2. Разработка авторской программы.
    3. Открытые занятия и мероприятия для студентов педагогического колледжа, вуза.
    4. Проблемное обучение как средство успешной социализации воспитанников (доклад).
    5. Распространение педагогического опыта через публикацию статьи в сборниках конференций, управленческих журналов.
    6. Управление процессом повышения профессиональной компетенции педагогов (работа в рамках аттестации).
    7. Участие в конкурсе «Лучший руководитель ОДО».

(Подробный  план работы по  самообразованию  в приложении №1 )

      Педагогические выводы и практические рекомендации

    Модернизация  образования невозможна без понимания  руководителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в  процессе деятельности, т. к. субъектность руководителя становится перспективой развития подчиненного.

    В настоящее время необходимы новые  подходы к организации методической работы в ДОО. Прежде всего, важно  создать условия для повышения  активности и инициативы, для пробуждения  и поощрения их творческих поисков.

    Постоянная  работа руководителя над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Руководителю не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков она придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

    Самообразование – это целенаправленная работа руководителя по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Руководитель должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Проведя опытно-исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что в данном ДОУ заведующая практикует разнообразные формы работы, способствующие повышению ее квалификации в том числе: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма.

    Мы  считаем, что самообразование руководителя будет продуктивным, если:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Руководитель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  3. Руководитель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом руководителя - профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  4. Программа профессионального развития руководителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  5. Руководитель обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

   Самообразование многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования руководителя дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Информация о работе Самообразование как основа профессионального становления личности руководителя организации дошкольного образования