Самообразование как основа профессионального становления личности руководителя организации дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является самообразование. Оно определяется как целена¬правленная познавательная деятельность, управляемая самой лич¬ностью; приобретение систематических знаний в какой-либо об¬ласти науки, техники, культуры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности руководителя ОДО
1.1. Личность руководителя в воспитательно-образовательном
процессе ОДО…………………………………………………………………..8
1.2. Основные пути профессионального становления личности
руководителя ОДО.……………………………………………………………………. 20
1.3. Самообразование как основа профессионального
становления личности руководителя ОДО……………………..…………..31
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
2.1. Цели и задачи опытно-исследовательской работы…………………… 43
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации самообразования ……………………………………………... 44
2.3. Разработка и внедрение в практику работы руководителя ОДО
программы по самообразованию ……………………………………………51
Педагогические выводы и практические рекомендации…………………...55
Библиография…………………………………………………………………60
Приложение…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ_ДЛЯ_РАСПЕЧАТКИ_НА_ЗАЩИТУ.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

    К. Роджерс считал, что самообразование  выражается в стремлении становиться всё более компетентным и способным к своей профессиональной деятельности, насколько это возможно биологически [45].

    Успех  же самообразования  зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:

    1. Осознание человеком персональной  необходимости в приобретении  дополнительных знаний

    2. Обладание человеком необходимым  умственным развитием, способностями  усматривать проблемы, формулировать  их, планировать последовательные шаги поиска ответа.

    3. Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать  необходимые для решения вставшей  проблемы;

    4. Желание решить проблему, а если  необходимо, то на переквалификацию  и в свете этой задачи познание нового.

       Каковы  функции самообразования?

М. Князева  выделяет несколько таких функций:

1. экстенсивная  – накопление, приобретение новых  знаний;

2. ориентировочная  – определение себя в культуре  и своего места в обществе;

3. компенсаторная  – преодоление недостатков школьного  обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

4. коммуникативная  – установление связей между  науками, профессиями, сословиями, возрастами;

5. сотворческая  – сопутствие, содействие творческой  работе, непременное дополнение  ее;

6. омолаживания  – преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);

7. психологическая  – сохранение полноты бытия,  чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

    Таким образом, самообразование – необходимое  постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие  которое сопутствует ему всегда [23].

    В самообразовании книга является незаменимым помощником. И.В. Жуковский сводит взгляды многих авторов к четырем основным методам чтения [4].

    1. чтение просмотр – когда книгу бегло перелистывают, изредка задерживаясь на отдельных страницах. Цель-первое знакомство, получение общего представления о его содержании.

    2. чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточено, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.

    3. чтение полное или сплошно, когда внимательно прочитывается весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают и основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками.

    4. чтение с проработкой материала, то есть изучение материала книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.

    Технология  организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

   1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

    2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

    3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

    4 этап – теоретическое  осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

    5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

    Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных  анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление руководителем себе «оценок» по тому или иному разделу работы, которые обязательно анализируются и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить себя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа [42].

    Руководитель  ОДО имеет возможность выступать на заседании Совета педагогов по теме самообразования, проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать в методическом кабинете выставку изготовленных ими пособий, материалов и т.д. Результаты работы по самообразованию — источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое [41].

    Результаты  работы по самообразованию должны обязательно  стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ  руководителя ОДО, воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т. д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определенные меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта дошкольного учреждения [12].

    Таким образом, потребность в совершенствовании  профессиональной деятельности становиться  для руководителя побудителем активности, в частности самовоспитательной активности, её мотивом. Важно, чтобы этот мотив сложился. Ещё важнее, чтобы он был осознан, превращен в ведущий.

    Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем  больше развиваетесь как личность.

      Профессия руководителя ДОО имеет  свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.

      Таким образом, самообразование  – непременное условие достижения  профессионального становления.

Глава 2. Опытно-исследовательская работа

    Организация исследования.

    Опытно-исследовательская работа проводилась в Рыбницком МДОУ №15 «Колобок». В исследовании принимала участие руководитель  МДОУ: Главацкая Татьяна Ивановна, образование – высшее; педагогический стаж 16; в должности 7 лет; 1 квалификационная категория.

    Цель  опытно-исследовательской  работы: определить пути совершенствования самообразования руководителя ОДО.

       На этапе опытно-исследовательской  работы ставились и решались  следующие задачи:

  1. Сделать анализ сложившейся практики самообразовательной работы руководителя в ОДО.
  2. Выявить способности руководителя ОДО к самообразованию.
  3. Разработать план – программу по самообразованию для руководителей ОДО, направленные на повышение их профессионализма.

    В ходе опытной работы использовался  комплекс эмпирических методов: анализ документации,

    - анкетирование,

    - тестирование,

    - наблюдение.

    Для выполнения данных задач нами был  специально разработан диагностический  блок.

2.2. Анализ деятельности  руководителя ОДО по вопросам

организации  самообразования 

    Анализ  проводился в три этапа, реализую поставленные задачи.

    На  первом этапе мы сделали анализ сложившейся  практики самообразовательной работы руководителя в ОДО. С этой целью  мы проанализировали личный план самообразовательной работы, которую ведет заведующая.

    Содержание  работы по самообразованию выглядит следующим образом:

Этапы работы по 
самообразованию
Деятельность  руководителя ОДО
1. Формирование  потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Педагогическая  диагностика и всесторонний анализ деятельности своей работы. 
Выявление желания работать над той или иной проблемой:
2. Планирование  работы по самообразованию Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: 
• в определении содержания работы по самообразованию; 
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; 
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма руководителя
3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) Создание условий  для работы по самообразованию: 
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы; 
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей; 
• видеозаписи; 
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; 
• материалы из опыта работы; 
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.
4. Практическая  деятельность (применение знаний, навыков  и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация  и проведение практической работы с  педагогами и детьми) Оценка работы руководителя по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов
5. Подведение  итогов самообразования Привлечение к  проведению индивидуальной или групповой  консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. 
Помощь в оформлении результатов самообразования: 
• выступление по итогам работы и обмену опытом; 
• составление картотеки по проблеме; 
• статьи и пособия; 
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; 
• составление перспективного плана работы с кадрами; 
• оформление передового педагогического опыта

    Направление и содержание самообразования определяются самим руководителем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

    Анализируя  материалы, мы пришли к выводу, что заведующая грамотно составляла ежегодный план самообразовательной работы, планируя теоретическую и практическую деятельность. Однако было выявлено из личной беседы, что не всегда руководитель выполняет все запланированные задания. Это она сама объясняет тем, что в работе руководителя ОДО ежедневно возникают нестандартные ситуации, требующие быстрого реагирования и не всегда остается время на самообразование. После анализа мы сделали вывод, что заведующей следует обратить внимание на упрощение планирования  и распределения большего времени на его реализацию.

    На  втором этапе нашего исследования выявлялась способность руководителя ОДО к  самообразованию. Для этого было проведено анкетирование и тестирование, разработанное А.Г. Ковалевым.

    1. Анкета.

    Цель - выявить способности руководителя к самообразованию.

    Заведующей  были заданы следующие вопросы:

 

 1. Я стремлюсь  изучить себя.

 

 2. Я оставляю  время для развития, как бы  ни был занят работой и домашними  делами.

 

 3. Возникающие  препятствия стимулируют мою активность.

 

 4. Я ищу обратную  связь, так как это помогает  мне узнать и оценить себя.

 

 5. Я рефлексирую  свою деятельность, выделяя на  это специальное время.

 

 6. Я анализирую  передовой педагогический опыт.

 

 7. Я много  читаю.

 

 8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

 

 9. Я верю в  свои возможности.

10. Я  стремлюсь быть более открытым.

11. Я  осознаю то влияние, которое  оказывают на меня окружающие  люди.

12. Я  занимаюсь своим профессиональным  образованием и имею положительные результаты.

13. Я  получаю удовольствие от освоения  нового.

Информация о работе Самообразование как основа профессионального становления личности руководителя организации дошкольного образования