Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, дипломная работа
Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является самообразование. Оно определяется как целена¬правленная познавательная деятельность, управляемая самой лич¬ностью; приобретение систематических знаний в какой-либо об¬ласти науки, техники, культуры.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности руководителя ОДО
1.1. Личность руководителя в воспитательно-образовательном
процессе ОДО…………………………………………………………………..8
1.2. Основные пути профессионального становления личности
руководителя ОДО.……………………………………………………………………. 20
1.3. Самообразование как основа профессионального
становления личности руководителя ОДО……………………..…………..31
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
2.1. Цели и задачи опытно-исследовательской работы…………………… 43
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации самообразования ……………………………………………... 44
2.3. Разработка и внедрение в практику работы руководителя ОДО
программы по самообразованию ……………………………………………51
Педагогические выводы и практические рекомендации…………………...55
Библиография…………………………………………………………………60
Приложение…………………………………………………………………...
К. Роджерс считал, что самообразование выражается в стремлении становиться всё более компетентным и способным к своей профессиональной деятельности, насколько это возможно биологически [45].
Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:
1.
Осознание человеком
2.
Обладание человеком
3.
Умение актуализировать знания,
способы деятельности, отбирать
необходимые для решения
4. Желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового.
Каковы функции самообразования?
М. Князева выделяет несколько таких функций:
1. экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;
2. ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе;
3. компенсаторная
– преодоление недостатков
4. коммуникативная
– установление связей между
науками, профессиями,
5. сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
6. омолаживания
– преодоление инерции
7. психологическая – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
Таким образом, самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие которое сопутствует ему всегда [23].
В самообразовании книга является незаменимым помощником. И.В. Жуковский сводит взгляды многих авторов к четырем основным методам чтения [4].
1. чтение просмотр – когда книгу бегло перелистывают, изредка задерживаясь на отдельных страницах. Цель-первое знакомство, получение общего представления о его содержании.
2. чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточено, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.
3. чтение полное или сплошно, когда внимательно прочитывается весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают и основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками.
4. чтение с проработкой материала, то есть изучение материала книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление руководителем себе «оценок» по тому или иному разделу работы, которые обязательно анализируются и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить себя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа [42].
Руководитель
ОДО имеет возможность
Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ руководителя ОДО, воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т. д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определенные меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта дошкольного учреждения [12].
Таким
образом, потребность в
Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность.
Профессия руководителя ДОО
Таким образом,
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
Организация исследования.
Опытно-исследовательская работа проводилась в Рыбницком МДОУ №15 «Колобок». В исследовании принимала участие руководитель МДОУ: Главацкая Татьяна Ивановна, образование – высшее; педагогический стаж 16; в должности 7 лет; 1 квалификационная категория.
Цель опытно-исследовательской работы: определить пути совершенствования самообразования руководителя ОДО.
На этапе опытно-
В ходе опытной работы использовался комплекс эмпирических методов: анализ документации,
- анкетирование,
- тестирование,
- наблюдение.
Для выполнения данных задач нами был специально разработан диагностический блок.
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации самообразования
Анализ проводился в три этапа, реализую поставленные задачи.
На первом этапе мы сделали анализ сложившейся практики самообразовательной работы руководителя в ОДО. С этой целью мы проанализировали личный план самообразовательной работы, которую ведет заведующая.
Содержание работы по самообразованию выглядит следующим образом:
Этапы
работы по самообразованию |
Деятельность руководителя ОДО | |
1. | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач | Педагогическая
диагностика и всесторонний анализ
деятельности своей работы. Выявление желания работать над той или иной проблемой: |
2. | Планирование работы по самообразованию | Консультирование
и методические рекомендации по разработке
темы: • в определении содержания работы по самообразованию; • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма руководителя |
3. | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) | Создание условий
для работы по самообразованию: • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы; • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей; • видеозаписи; • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; • материалы из опыта работы; • тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др. |
4. | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с педагогами и детьми) | Оценка работы руководителя по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов |
5. | Подведение итогов самообразования | Привлечение к
проведению индивидуальной или групповой
консультации; выступлению на заседании
совета педагогов; проведению открытого
просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования: • выступление по итогам работы и обмену опытом; • составление картотеки по проблеме; • статьи и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; • составление перспективного плана работы с кадрами; • оформление передового педагогического опыта |
Направление и содержание самообразования определяются самим руководителем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.
Анализируя материалы, мы пришли к выводу, что заведующая грамотно составляла ежегодный план самообразовательной работы, планируя теоретическую и практическую деятельность. Однако было выявлено из личной беседы, что не всегда руководитель выполняет все запланированные задания. Это она сама объясняет тем, что в работе руководителя ОДО ежедневно возникают нестандартные ситуации, требующие быстрого реагирования и не всегда остается время на самообразование. После анализа мы сделали вывод, что заведующей следует обратить внимание на упрощение планирования и распределения большего времени на его реализацию.
На
втором этапе нашего исследования выявлялась
способность руководителя ОДО к
самообразованию. Для этого было
проведено анкетирование и
1. Анкета.
Цель
- выявить способности
Заведующей были заданы следующие вопросы:
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю
время для развития, как бы
ни был занят работой и
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я анализирую передовой педагогический опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я
занимаюсь своим
13. Я
получаю удовольствие от