Самообразование как основа профессионального становления личности руководителя организации дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является самообразование. Оно определяется как целена¬правленная познавательная деятельность, управляемая самой лич¬ностью; приобретение систематических знаний в какой-либо об¬ласти науки, техники, культуры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности руководителя ОДО
1.1. Личность руководителя в воспитательно-образовательном
процессе ОДО…………………………………………………………………..8
1.2. Основные пути профессионального становления личности
руководителя ОДО.……………………………………………………………………. 20
1.3. Самообразование как основа профессионального
становления личности руководителя ОДО……………………..…………..31
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
2.1. Цели и задачи опытно-исследовательской работы…………………… 43
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации самообразования ……………………………………………... 44
2.3. Разработка и внедрение в практику работы руководителя ОДО
программы по самообразованию ……………………………………………51
Педагогические выводы и практические рекомендации…………………...55
Библиография…………………………………………………………………60
Приложение…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ_ДЛЯ_РАСПЕЧАТКИ_НА_ЗАЩИТУ.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

    В.А. Караковский отмечает существование  двух типов руководителей, в зависимости  от приоритета выполняемых ими функций:  
- руководитель - «хозяйственник»: для которого в профессии умение обеспечить материально - техническую базу, условия для продуктивной образовательной деятельности и возможность демонстрации своих достижений - превыше всего; -руководитель - «инспектор»: не столько отличается наличием организационных умений, сколько умением инспектировать деятельность коллектива, осуществляя методические инспекторские проверки [20].

    Кроме того, имеется ряд исследований, где подчеркивается, что руководитель должен выполнять все описанные  выше функции: быть хорошим организатором, хозяйственником, управленцем, лидером и выделяются при этом основные характеристики такого руководителя: 1)общие способности;  

2)достижения (образование, награды, успехи  и т.д.)  
3) ответственность (надежность, инициатива, упорство, самоуверенность, стремление выдвинуться);

4)активность;  
5)статус (социоэкономическая позиция, популярность и др.)

        Л.И. Уманский, характеризуя в  целом организаторскую деятельность  руководителя, выделил основные  качества, способствующие ее эффективности: 

- «организаторское чутье» (включая психологическую изобретательность, психологическую направленность ума и психологический такт);  
- способность почувствовать нового человека и найти ему место в общей работе;  
- способность влиять на других людей, объединять и направлять их действия;  
- «склонность к организаторской деятельности»

- устойчивый  интерес и психологическая готовность  к организаторской работе, потребность  в такой деятельности [12].

  А.К. Маркова, Л.М. Митина отмечают обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности [33, 35].

    При совершенствовании мастерства и  развитии компетентности перед руководителем  встает целый ряд задач как  личностного, так и профессионального  развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального  развития существенно обусловливают  успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития [35].

  К важным профессиональным качествам, по Е.В.Климову, относятся:

  1. Умение руководить, учит, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей».
  2. Умение слушать и выслушивать.
  3. Широкий кругозор.
  4. Речевая (коммуникативная культура).
  5. Наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению. Умение или способность мысленно представлять, моделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту.
  6. Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше.

7. Способность  к сопереживанию.

  8.  Решение нестандартных ситуаций.

  9.   Высокая степень саморегуляции.

          К необходимым  личностным (индивидуально-психологическим)  качествам руководителя в организациях дошкольного образования, по мнению В.И. Слободчикова, могут быть отнесены:

  а)  адекватность самооценки и уровня притязаний;

  б) определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога;

  в) целенаправленность;

  г) эмпатийность.

    Наряду  со «специальными» педагогическими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф.Каптерев отмечал необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» педагога, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым детям), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям [23].

   Одним из  основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность».

   Согласно  Н.В. Кузьминой, личностная  направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения  вершины в профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая направленность является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально-значимые свойства – интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

    Основой педагогической направленности является интерес к профессии педагога, который  находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями [24].

    Руководитель  несет ответственность за обеспечение  благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

    Главным профессиональным предназначением  руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом [31].

    Современному  руководителю необходимы знания психологии управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления [31].

    Личность  руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо ОДО, деятельность педагогического коллектива.

    Свойства  личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно  можно разделить на три группы:

 
Наименование  группы Свойства  личности Значение  в работе
Интеллектуально-личностные свойства Понятийное  мышление, умение обобщать, различать, классифицировать, склонность к продуманному риску Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное, умение и опыт прогнозирования событий, динамики
Эмоционально-волевые  свойства Позитивный  настой к окружающим, контактность, гибкость. Умение привлекать к себе людей. Умение устанавливать  поддерживать и регулировать социальные контакты
 

    Заведующая  несет большую ответственность  за воспитание. Вот почему вопросам формирования личности руководителя придается такое значение.

    Высокий культурные и общепедагогический уровень  руководителя ОДО весьма положительно влияет на весь педагогический коллектив, порождает особый стиль работы, люди тянутся к знаниям, к современным методам работы, повышает общую культуру. В такой обстановке педагоги глубже проникают в духовный мир детей, обсуждают новинки научной и педагогической литературы, говорят о музыке, живописи, литературе, следят за внешним видом, речью [21].

    Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным с выполнением социально-психологической  функции руководства современным  дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных  учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации.

    Стремление  управленцев ОДО совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка определенных управленческих действий развивают автоматизированные навыки и привычки, формируется “умелое  действие” – т.е. действие руководителя со знанием своего дела. И если для навыков в похожих ситуациях может срабатывать стереотип механического выполнения определенного действия, то умения проявляются в решении новых задач, когда привнесен личностный элемент творчества, проявляющийся в практическом мышлении [31].

    Помимо  всего сказанного руководителю следует  быть:

- эмоционально  зрелым, самостоятельным в суждениях  и принятии решений, коммуникабельным.

- организовать, координировать, направлять и контролировать  деятельность подчинённых;

- обладать  нравственными достоинствами –  честность, правдивость, скромность  и простота, высокая требовательность  к себе и к другим,

- развитое  чувство долга и ответственности,  непримиримость к недостаткам;

- единство  слова и дела, оперативность и гибкость, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения;

- знание  человеческой психологии, способов  срабатываться с людьми и формировать  целеустремлённый коллектив с  высоким творческим потенциалом;

- справедливость  во взаимоотношениях с подчинёнными, дар завоевать их доверие и симпатию, создавать в коллективе настроение, благоприятствующее высокопроизводительной деятельности;

- проявлять  заботу о повседневных нуждах  коллектива и отдельных работников, всемерном поддержании их здоровья и работоспособности.[]

Таким образом, изучение научной литературы показало, что в отечественной  психологии и педагогики содержится достаточно фундаментальных идей для  выявления психологических особенностей личности руководителя образовательного учреждения. Осуществлены уникальные исследования управленческой деятельности и стилей руководства, развития профессиональной культуры, мотивации, динамики социально-психологической адаптации, личностных характеристик и авторитета руководителя. Сопоставление осуществленных исследований свидетельствует, что недостаточно изучена личность и профессиональная деятельность руководителя современного образовательного учреждения

1.2. Основные пути  профессионального  становления личности  руководителя ОДО

    Проблема  профессионального становления стала актуальной вначале XX в. Понятие становление в словаре по педагогике трактуется как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определённому состоянию.

    А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова в своём педагогическом словаре определяют становление как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определённому состоянию.

    Понятие становление в словаре по социальной педагогике трактуется как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определённому состоянию [26].

Информация о работе Самообразование как основа профессионального становления личности руководителя организации дошкольного образования