Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, дипломная работа
Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является самообразование. Оно определяется как целена¬правленная познавательная деятельность, управляемая самой лич¬ностью; приобретение систематических знаний в какой-либо об¬ласти науки, техники, культуры.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности руководителя ОДО
1.1. Личность руководителя в воспитательно-образовательном
процессе ОДО…………………………………………………………………..8
1.2. Основные пути профессионального становления личности
руководителя ОДО.……………………………………………………………………. 20
1.3. Самообразование как основа профессионального
становления личности руководителя ОДО……………………..…………..31
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
2.1. Цели и задачи опытно-исследовательской работы…………………… 43
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации самообразования ……………………………………………... 44
2.3. Разработка и внедрение в практику работы руководителя ОДО
программы по самообразованию ……………………………………………51
Педагогические выводы и практические рекомендации…………………...55
Библиография…………………………………………………………………60
Приложение…………………………………………………………………...
Э.Ф. Зеер понимает становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. По мнению учёного, становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность её удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении [18].
Н.В. Горнова, Г.И. Железовская указывают, что под становлением личности понимается смена этапов в её развитии, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими. В результате этого личность приобретает нечто новое, характерное именно для этого этапа содержание, сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей последующей жизни [12].
Теоретической
основой концепции
Для
теоретического анализа психолого-
Анализ литературы по проблеме профессионального становления показывает, что проблема выступает общим предметным полем ряда наук: педагогики, психологии, философии, социологии.
Таким образом, несмотря на то, что проблеме профессионального становления посвящены многочисленные исследования, всё ещё нет единого взгляда на определение его сущности.
В настоящее время руководитель ОДО должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции руководителя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. Руководителю важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей [28].
Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).
В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания [35].
В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.
Существуют
различные подходы к
1. стадия «выживания» — на первом году работы;
2. стадия адаптации и активного
усвоения методических
3.
стадия зрелости, наступающая, как
правило, через 6-8 лет и характеризующаяся
стремлением переосмыслить
Каждому из этих этапов присущи специфические интересы педагогов. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием педагога к своей профессиональной деятельности. Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.
Существуют
различные формы повышения
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОО. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность руководителя.
Обучающие семинары являются, наиболее продуктивной формой повышения квалификации руководителя: на них основное внимание уделяется повышению его теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие руководителей. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции руководителя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации играют открытые просмотры занятий, Руководители учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом.
Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей руководителя до формирования его устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.
Из множества форм и методов профессионального становления личности руководителей ОДО можно выделить следующие:
Лекции в форме диалога активизируют мыслительную и познавательную деятельность слушателей. Во время такой лекции поясняют содержание рассматриваемой темы, а затем ведут рассуждение с руководителями, последовательно совместно разбирали вопросы темы.
Проблемные
лекции привлекают слушателей к доказательству
отдельных положений и
Семинары-интервью оказывают большое влияние на развитие способности формировать вопросы, делать заключение и предлагать рекомендации.
Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
Используются и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака, по наиболее важным вопросом, тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ОДО.
Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для руководителя в инновационном учреждении, является научно-методический совет. В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса [41].
Также наиболее эффективной формой становления профессионального становления личности руководителя ОДО является мастер-класс. Мастер-класс может проводить как сам руководитель, так и может наблюдать у воспитателя-мастера. Современный подход требует от него показать суть его инновационной деятельности.
Не
менее значимо для
Анализ состояния практики обучения и воспитания, поддержка и научное объяснение успехов и достижений – необходимое условие выполнение наукой ее основных функций, ее научно обеспечивающей роли по отношению к педагогической практике.
Не удивительно, что эта проблема привлекает пристальное внимание ученых, руководителей и организаторов образования. Инновационные процессы занимают все большее внимание и место в деятельности руководителя [42].
Однако руководители ДОО зачастую не только не умеют обобщать передовой педагогический опыт, но и затрудняются в выделении его критериев. Так, в исследованиях Давыткиной Е.В. 89 % руководителей признались, что не умеют выдвинуть гипотезу, выделить ведущую идею собственного педагогического опыта, увидеть взаимосвязь между различными сторонами педагогического явления, убедительно аргументировать выводы.
Научное
изучение, анализ и обобщение служат
различным исследовательским
профессионального становления личности руководителя ОДО
Термин «самообразование» стал применяться с середины XIX века, хотя его определение не давалось в энциклопедиях в словарях даже в начале XX века. Дело в том, что применяли этот термин представители самых различных философских и педагогических течений, нередко вкладывая в него различный смысл [11].
Опираясь на исследование А.Я. Арета, А.А. Бодалёва, А.И. Ковалёва, Л.И. Рувинского, мы вычленили те основные признаки самообразования, которые встречаются в их определениях [9].
Самообразование - это сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, чётко осознанных целей идеалов, личностных принципов.
Самообразование требует высокой психической активности личности, носит деятельный характер, оно неотделимо от ведущей деятельности личности от её жизненного опыта, органически включается в её практику [13].
Организация
самообразования - одна из главных и
сложных задач дошкольного
Самообразование всегда, так или иначе, связано с саморазвитием, выступает как его продолжение, углубление, субъективное преломление.
Самообразование
– это самостоятельное
Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ и методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик - хороший стимул для организации этой работы.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей; разработку и практическую апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения; создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д. [21].