Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, дипломная работа
Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является самообразование. Оно определяется как целена¬правленная познавательная деятельность, управляемая самой лич¬ностью; приобретение систематических знаний в какой-либо об¬ласти науки, техники, культуры.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности руководителя ОДО
1.1. Личность руководителя в воспитательно-образовательном
процессе ОДО…………………………………………………………………..8
1.2. Основные пути профессионального становления личности
руководителя ОДО.……………………………………………………………………. 20
1.3. Самообразование как основа профессионального
становления личности руководителя ОДО……………………..…………..31
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
2.1. Цели и задачи опытно-исследовательской работы…………………… 43
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации самообразования ……………………………………………... 44
2.3. Разработка и внедрение в практику работы руководителя ОДО
программы по самообразованию ……………………………………………51
Педагогические выводы и практические рекомендации…………………...55
Библиография…………………………………………………………………60
Приложение…………………………………………………………………...
Тема: «Самообразование как основа профессионального становления личности руководителя организации дошкольного образования»
План
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности руководителя ОДО
процессе
ОДО…………………………………………………………………..
1.2. Основные
пути профессионального
руководителя
ОДО.……………………………………………………………………
становления личности руководителя ОДО……………………..…………..31
Глава 2. Опытно-исследовательская работа
2.1. Цели
и задачи опытно-
2.2. Анализ деятельности руководителя ОДО по вопросам
организации
самообразования ……………………………………
2.3. Разработка и внедрение в практику работы руководителя ОДО
программы
по самообразованию ……………………………………
Педагогические выводы и практические рекомендации…………………...55
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
С незапамятных времен люди уяснили истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык.
В наше время - время невиданных ранее темпов научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Современное образование предъявляет особые требования к личностным и профессиональным качествам педагога, способного строить свою деятельность в соответствии с ценностями личностного развития (Е.В. Бондаревская, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Б.А. Слободчиков, И.C. Якиманская, В.В.Сериков).
Успех современного образования определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющие условия. Государству, обществу необходим специалист, способный гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда. Старый опыт в новых условиях может оказаться не только бесполезным, но даже вредным. Возникает потребность в «обучении длиною в жизнь» для получения новых знаний и навыков, «привязанных» к конкретным условиям и к ситуации в регионе в целом.
Побеждает тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов». Наступает время профессионалов. Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности.
Важным фактором повышения профессионального уровня руководителя является самообразование. Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.
Организация самообразования — одна из главных и сложных задач руководителя дошкольного учреждения.
Изучение данной проблемы востребовано практикой работы руководителей дошкольных учреждений. Являясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое саморазвитие. Устойчивая потребность в самообразовании, ставшая качеством личности, включает в себя потребность в личностно-профессиональном саморазвитии. Самообразование как особый вид познавательной деятельности предполагает: положительную мотивационную активность, направленность; проявление значительных волевых усилий; целеустремленность и самоорганизованность; высокий уровень интеллектуального развития; сформированность определенной системы познавательных умений; высокую самостоятельность; способность к видению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного уровня самооценки.
Руководителю, направляющему коллектив на достижение успеха, регулирующему движение по заданному маршруту, мобилизующему педагогические кадры учреждения, развивать профессионализм представляется особо важным.
Поэтому профессиональное становление личности руководителя ОДО становится все более актуальной проблемой.
Решением
этой проблемы занимались как просвещенцы-практики,
так и представители психолого-
В последние годы усилился интерес к социологии и психологии личности. Эти годы характеризуются значительным ростом философской, психологической и педагогической литературы, посвященной проблеме личности. А вместе с тем проблеме профессионального становления личности руководителя в педагогических коллективах уделялось гораздо меньше внимания.
В целом проблема профессионального становления руководителя рассматривается в научно-педагогической литературе как социально значимая проблема (Б.Г. Ананьев, А.Л. Вербуцкий, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.), но, к сожалению, в учебной литературе уделяется крайне мало внимания вопросам самообразования личности руководителей. Отсутствие обобщенных пособий, целостной системы изложения сущности этого вопроса, тормозит практическое решение проблемы.
Исходя из темы, мы определили цель исследования: теоретически обосновать психолого-педагогические основы профессионального становления руководителя ОДО и определить пути совершенствования самообразования руководителя ОДО.
Объект исследования: процесс формирования профессионального становления руководителя ОДО.
Предмет исследования: самообразование как основа профессионального становления личности руководителя ОДО.
Задачи исследования:
Для реализации поставленных задач использовался комплекс
взаимодополняющих и взаимообуславливающих методов:
- анализ понятийно-терминологической системы исследования
эмпирические методы:
- наблюдение,
- беседа,
- анкетирование.
Методологическую и теоретическую основу дипломного исследования составляют концептуальные положения отечественных и зарубежных психологов и педагогов о человеке способном к саморазвитию, самореализации, концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.О.Якиманская); содержание профессионального воспитания педагогов (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сластенин); а также работы Е.А.Панько, М.В.Швыдкой, А.А. Реана, С.Г.Москвичева, М.М.Левина, Т.К.Крикуновой, В.И.Ковалева и других, в которых профессионально значимые качества личности рассматривается как необходимый компонент профессионального становления руководителя ОДО.
1.1.
Личность руководителя
в воспитательно-
Социально-психологические
проблемы руководства современным
дошкольным образовательным учреждением
функционально усложняют
Руководитель
образовательного учреждения одна из
ключевых фигур,
способная продуктивно решать проблемы
обучения и воспитания, управлять развитием
системы образования. Именно руководитель,
выступая инициатором внедрения того
или иного новшества, принимает решения,
несет ответственность за этот выбор,
формирует соответствующий педагогический
коллектив, мобилизует людей на реализацию
предложенных идей, возглавляет их работу,
добиваясь продуктивности [41].
Прежде чем приступить к рассмотрению содержательного своеобразия личности руководителя образовательной структуры, остановимся на анализе самого понятия «личность», «структура личности».
В психологии существуют разные подходы к понятию «личность». В разнообразии этих определений и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность феномена личности.
В рамках различных зарубежных психологических направлений личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно изменяющейся среде.
В
современной науке с разной полнотой
раскрывается содержание личностной специфики
руководителя образовательного учреждения
(Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, Н.В. Кузьмина,
В.А. Сластенин, М.М. Поташник, Р.Х. Шакуров
и др.). Из ряда определений понятия «руководитель»
как образовательной структуры выделим
следующие.
У Р.Х. Шакурова «руководитель ДОУ - это
лицо, осуществляющее руководство, т.е.
занимающееся организацией внутрисадовского
управления и несущее главную ответственность
перед обществом за ее эффективность».
В данном определении, на наш взгляд, выделена
только внешняя сторона деятельности
руководителя, подчеркнуто руководство
педагогическим коллективом и ответственность
перед обществом [42].
По мнению М.М. Поташника «Современный руководитель развивающейся организации дошкольного образования - это человек, умеющий работать с целями и сам обладающий четкими и осознанными целями. Обобщая, мы будем говорить о руководителе образовательного учреждения, как о человеке, осуществляющем управление педагогическим коллективом в соответствии с поставленными образовательными целями, обладающим четкими и осознанными целями и соответствующим уровнем самоактуализации [42].
Современные
исследователи (М.Г. Захаров, Р.Л. Кричевский,
А.В.Филиппов и др.) рассматривают личность
руководителя образовательного учреждения
с учетом особенностей организационной
структуры и должностных полномочий. При
этом, управленческий цикл включает в
себя сбор и анализ информации, определение
проблем, выработку идей и предложений
по альтернативным возможностям, принятие
решений, мотивирование людей и убеждение
их в правильности намеченных мер, популяризацию
и организацию осуществления последних,
контроль за их исполнением, корректировку
и др.
Отличительной особенностью руководителя образовательного учреждения выступает то, что осуществляя общее руководство он выполняет также и педагогические функции, являясь и учителем (Г.И. Оглоблин, Р.Х.Шакуров) [56].
Как указывает Р.Х. Шакуров, для руководителя современного учреждения системы образования чрезвычайно важно не только глубоко знать управленческую науку, владеть организационными навыками, но и хорошо владеть дидактикой, частными методиками, разбираться в возрастной психологии, быть мастером — педагогом, способным показать другим образцы педагогического мастерства [56].