Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение методов и приёмов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «театрализованная игра» и место в воспитательно-образовательном процессе.
2. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
3. Проанализировать условия, необходимые для развития творческой активоности детей в ходе театрализованной игры.
4. Разработать серию театрализованных этюдов на развитие творческих способностей у детей.
Объект: театрализованная игра как вид игры дошкольников.
Предмет: руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наиболее эфективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы руководства.
Введение …………………………………………………………………………… 3-5
Глава I. Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте как предмет научного познания
1.1 Театрализованные игры как один из видов игр дошкольников…………… 6-11 1.2 Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка……12-14
1.3 Условия развёртывания театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………15-16
1.4 Методы и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте…... …………………………………………………………..17-19
Глава II. Исследование методов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
2.1 Методика изучения методов руководства театрализованными играми …..20
2.2 Описание используемых методов исследования……………………………..21-30
2.3 Результаты изучения методов руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………….31-33
Заключение ………………………………………………………………………...34
Литература …………………………………………………………………………35
Приложение ……………………………………………………………………….36-45
Критерии определяющие действия по подражанию:
3 балла –
ребёнок точно передаёт
2 балла –
не достаточно точно передаёт
особенности персонажа
1 балл – ребёнок
затрудняется в изображении
0 баллов –
ребёнок отказывается
Уровни развития действий по подражанию:
3 балла– высокий уровень
2 балла – средний уровень
1, 0 баллов – низкий уровень
По итогом данного
задания, было выявлено, что 73% детей
имеют достаточный уровень
По результатам проведения констатирующего этапа было решено провести формирующий этап со всеми дети этой группы с целью совершенствования творческих способностей у детей.
Формирующий этап.
Цель: содействовать развитию творческих способностей у детей.
Детям были предложены следующие творческие этюды. (Приложение 4)
Проведённые этюды вызывали у детей огромный интерес, стимулировали их творческую активность.
По окончании формирующего этапа был проведён контрольный этап.
Контрольный этап.
Цель: выявить изменения в развитии творческих способностей у детей
Детям были предложены те же задания, что и на констатирующем этапе. По результатам повторного исследования были получены следующие результаты.
После повторного проведения задания,
увеличилось количество детей с
высоким уровнем до 92%.
По итогам повторного проведения игры, было выявлено, что у детей уровень узнавания изображаемого настроения увеличился до 92%, низкий уровень узнавания отсутствовал.
При повторном проведения задания, дети легко выполняли указания, они не вызывали у них затруднений. У детей повысился уровень развития выразительных действий до 94%.
По итогам повторного проведения задания 96% детей имели высокий уровень, а 4% - средний уровень
По окончании проведения контрольного этапа было выявлено, что этюды и творческие задания, которые были предложены детям на формирующем этапе, позволили повысить у детей уровень творческих способностей, что говорит о необходимости их использования при работе с детьми.
В результате проведенного
исследования было выявлено, что при
выполнении творческих этюдов и
заданий у детей
При сравнении результатов выполнения задания на констатирующем и формирующем этапе, было выяленно, что у детей на 8% увеличился уровень развития мимической выразительности.
При сравнении
выполнения игрового упражнения на констатирующем
этапе с контрольным этапом было
выявлено, что у детей повысился
уровень узнавания
При сравнении уровня развития выразительных действий на констатирующем этапе с уровнем развития выразительных действий на контрольном этапе было выявлено, что у детей на 20% повысился уровень развития выразительных действий.
При проведении игрового упражнения повторно на контрольном этапе было выявлено, что у детей, по сравнения с констатирующим этапом исследования, на 23% увеличился уровень развития действий по подражанию.
Таким образом, в результате исследования было выявлено, что театрализованные этюды и творческие задания в игровой форме способствуют развитию у детей творческих способностей, эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации.
Заключение
Дошкольный возраст – период для развития творческих способностей детей в сфере художественной деятельности, в особенности театральной игры. Театрально- игровая деятельность – наиболее рациональный, синтетический вид деятельности для развития творческих способностей детей, она включает элементы игровой (действие детей с кукольными персонажами), художественно-речевой (передача знакомого текста, придумывание текста), художественной (оформление костюмов, места действия), музыкальной деятельности (исполнение, пританцовывание).
Театрализованная игра – это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, а также формируются социально значимые черты личности.
Наиболее эффективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы, так как именно через них все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения, развитие творческих сил, воображения. Именно через игровые методы у детей первоначально появляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, что и подтверждает гипотезу исследования.
Список используемой литературы:
1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1990.
2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. М., 1986.
3. Козлова С.А. , Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2004.
4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2000.
5. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. М., 2002.
6. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре. М., 2003.
7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2001.
8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2003.
9. Шульга О.Г. Дети любят играть // Пралеска 2002, 8.
10. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М., 1986.
11. Шупикова А. Говорим правильно и красиво // Пралеска 2004, 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Виды театров:
Театр игрушек:
Стенд-книжка:
Театр на фланелеграфе:
Пальчиковый театр:
Театр с куклами бибабо:
Кукольный театр:
Театр с масками (шапочками) на голове:
Театр с ростовыми куклами:
Приложение 2
Нетрадиционные виды театра:
Приложение 3
Иллюстрации к игре
«Узнай настроение»
Приложение 4
Серия этюдов для развития творческих способностей у детей.
- Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (воспитатель передаёт «мяч» рядом стоящему ребёнку)
- Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.
- Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ёжика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ёжика Пете.
- Петя, твой ёжик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.
Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин – в клубок, нитки – в маленького котёнка, его можно осторожно погладить, котёнок превратился в румяного колобка из сказки «Колобок»).
Правой рукой чищу картошку, шкурку снимаю с неё понемножку.
Держу я картошку левой рукой, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по её серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукой ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу – получается ловко.
Тёплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою. Провой рукою возьму поварёшку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
- Ну вот, супчик
готов. «Угощайте» друг друга!
(дети воображаемыми
- Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку (дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки).
Информация о работе Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте