Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение методов и приёмов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «театрализованная игра» и место в воспитательно-образовательном процессе.
2. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
3. Проанализировать условия, необходимые для развития творческой активоности детей в ходе театрализованной игры.
4. Разработать серию театрализованных этюдов на развитие творческих способностей у детей.
Объект: театрализованная игра как вид игры дошкольников.
Предмет: руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наиболее эфективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы руководства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3-5
Глава I. Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте как предмет научного познания
1.1 Театрализованные игры как один из видов игр дошкольников…………… 6-11 1.2 Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка……12-14
1.3 Условия развёртывания театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………15-16
1.4 Методы и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте…... …………………………………………………………..17-19
Глава II. Исследование методов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
2.1 Методика изучения методов руководства театрализованными играми …..20
2.2 Описание используемых методов исследования……………………………..21-30
2.3 Результаты изучения методов руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………….31-33
Заключение ………………………………………………………………………...34
Литература …………………………………………………………………………35
Приложение ……………………………………………………………………….36-45

Работа содержит 1 файл

КУРСАВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.doc

— 471.00 Кб (Скачать)

 

Критерии определяющие действия по подражанию:

3 балла –  ребёнок точно передаёт характерные  особенности персонажа, используя  разнообразные средства выразительности;

2 балла –  не достаточно точно передаёт  особенности персонажа использует  однообразные средства выразительности;

1 балл – ребёнок  затрудняется в изображении персонажа,  требуется помощь воспитателя;

0 баллов –  ребёнок отказывается выполнять  задание.

Уровни развития действий по подражанию:

3  балла–  высокий уровень

2 балла –  средний уровень

1, 0 баллов –  низкий уровень

По итогом данного  задания, было выявлено, что 73% детей  имеют достаточный уровень действий по подражанию, а у 27% детей имеются трудности при подражании.

По результатам  проведения констатирующего этапа  было решено провести формирующий этап со всеми дети этой группы с целью  совершенствования творческих способностей у детей.

 

 

      Формирующий этап.

Цель: содействовать развитию творческих способностей у детей.

Детям были предложены следующие творческие этюды. (Приложение 4)

  1. «Изобрази жестом» - совершенствовать у детей указательные, определительные жесты.
  2. «Глухая бабушка» - учить детей сообщать о своих желаниях при помощи жестов.
  3. «Угадай, что у меня» - формировать умение импровизировать, развивать воображение и фантазию.
  4. «Представьте себе» - развивать воображение, пантомимические навыки.
  5. «Как варили суп» - развивать способность работать с воображаемыми предметами. Развивать фантазию и память.
  6. «Передавалки»  - развивать творческую инициативу, развивать коммуникативные способности детей, их пантомические навыки.

Проведённые этюды  вызывали у детей огромный интерес, стимулировали  их творческую активность.

По окончании  формирующего этапа был проведён контрольный этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Контрольный этап.

Цель: выявить  изменения в развитии творческих способностей у детей

Детям были предложены те же задания, что и на констатирующем этапе. По результатам повторного исследования были получены следующие результаты.

  1. «Изобрази настроение»

 

 
После повторного проведения задания, увеличилось количество детей с  высоким уровнем до 92%.

  1. «Узнай настроение»

 

По итогам повторного проведения игры, было выявлено, что у детей уровень узнавания изображаемого настроения увеличился до 92%, низкий уровень узнавания отсутствовал.

 

 

  1. «Весёлые превращения»

При повторном  проведения задания, дети легко выполняли  указания, они не вызывали у них затруднений. У детей повысился уровень развития выразительных действий до 94%.

  1. «Покажи героя»

По итогам повторного проведения задания  96% детей имели  высокий уровень, а 4% - средний уровень

По окончании  проведения контрольного этапа было выявлено, что этюды и творческие задания, которые были предложены детям на формирующем этапе, позволили повысить у детей уровень творческих способностей,  что говорит о необходимости их использования при работе с детьми.

    1. Результаты изучения методов руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.

 

В результате проведенного исследования было выявлено, что при  выполнении творческих  этюдов и  заданий у детей совершенствуются и развиваются  уровень творческих способностей.

  1. «Изобрази настроение».


При сравнении  результатов выполнения задания  на констатирующем и формирующем  этапе, было выяленно,  что у детей  на 8% увеличился уровень развития мимической выразительности.

  1. «Узнай настроение»

При сравнении  выполнения игрового упражнения на констатирующем этапе с контрольным этапом было выявлено, что у детей повысился  уровень узнавания изображаемого  настроения на 19%. На контрольном этапе  отсутствовал низкий уровень узнавания изображаемого настроения.

  1. «Весёлые превращения»

 

 

При сравнении  уровня развития выразительных действий на констатирующем этапе с уровнем  развития выразительных действий на контрольном этапе было выявлено, что у детей на 20% повысился уровень развития выразительных действий.

 

  1. «Покажи героя»

При проведении игрового упражнения повторно на контрольном  этапе было выявлено, что у детей, по сравнения с констатирующим этапом исследования, на 23% увеличился уровень развития действий по подражанию.

Таким образом, в результате исследования было выявлено, что театрализованные этюды и  творческие задания в игровой  форме способствуют развитию у детей творческих способностей, эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дошкольный  возраст – период для развития творческих способностей детей в сфере художественной деятельности, в особенности театральной игры. Театрально- игровая деятельность – наиболее рациональный, синтетический вид деятельности для развития творческих способностей детей, она включает элементы игровой (действие детей с кукольными персонажами), художественно-речевой (передача знакомого текста, придумывание текста), художественной (оформление костюмов, места действия), музыкальной деятельности (исполнение, пританцовывание).

Театрализованная  игра – это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, а также формируются социально значимые черты личности.

Наиболее эффективными методами руководства воспитателя  театрализованными играми являются игровые методы, так как именно через них все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

  Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения, развитие творческих сил, воображения. Именно через игровые методы у детей первоначально появляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, что и подтверждает гипотезу исследования.

 

 

Список  используемой литературы:

     1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1990.

     2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. М., 1986.

     3. Козлова С.А. , Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2004.

     4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2000.

     5. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. М., 2002.

6. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре.  М., 2003.

     7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2001.

8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2003.

    9. Шульга О.Г. Дети любят играть // Пралеска 2002, 8.

   10. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М., 1986.

    11. Шупикова А. Говорим правильно и красиво // Пралеска 2004, 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Виды  театров:

Театр игрушек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стенд-книжка:

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр на фланелеграфе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковый театр: 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр с куклами  бибабо:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кукольный театр:

 

 

 

 

 

 

 

Театр с масками (шапочками) на голове:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр с ростовыми  куклами:

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Нетрадиционные  виды театра:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации к  игре

«Узнай настроение»

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Серия этюдов для развития творческих способностей у детей.

  1. «Изобрази жестом» - дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй»,  «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и другие.
  2. «Глухая бабушка» - ребёнок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой нужно разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребёнка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» . ребёнок жестами отвечает.
  3. «Угадай, что у меня» - дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует воспитатель.

- Посмотрите, у  меня в руках большой мяч.  Возьми его, Саша (воспитатель передаёт «мяч» рядом стоящему ребёнку)

- Ой, у тебя  он стал маленький. Передавай  его Насте.

- Настя, в  твоих руках маленький мячик  превратился в ёжика.  Его колючки  колкие, смотри, не уколись и не  урони ежа. Передай ёжика Пете.

- Петя, твой ёжик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.

Дальше импровизировать  можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий  блин, блин – в клубок, нитки –  в маленького котёнка, его можно  осторожно погладить, котёнок превратился в румяного колобка из сказки «Колобок»).

  1. «Представьте себе» -  педагог говорит, дети выполняют: «Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать. Потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но – подъём! Идём в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причёсываетесь, надеваете одежду. Идёте завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете её  кладёте за щёку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!»
  2. «Как варили суп» - дети под слова стихотворения имитируют движения:

Правой рукой  чищу картошку, шкурку снимаю с неё  понемножку.

Держу я картошку левой рукой, картошку верчу и  старательно мою.

Ножом проведу  по её серединке, разрежу картошку на две половинки.

Правой рукой  ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою  морковку и лук, воду стряхну с  потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук  и морковку, в горсть соберу – получается ловко.

Тёплой водой  горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою. Провой рукою  возьму поварёшку, перемешаю крупу  и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я  крышкой закрою.

 Варится  супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

- Ну вот, супчик  готов. «Угощайте» друг друга! (дети воображаемыми половинками  разливают суп в воображаемые  тарелки и «едят»).

- Подкрепились? А теперь каждый помоет за  собой тарелку (дети открывают  воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки).

  1. «Передавалки» -  дети стоят в кругу и передают друг другу:
    1. передай улыбку соседу;
    1. передай сердилку;
    2. передай хлопок;
    3. передай «испуг»;
    4. передай «страшилку»;
    5. передай «смешинку»;
    6. передай приветствие.

Информация о работе Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте