Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение методов и приёмов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «театрализованная игра» и место в воспитательно-образовательном процессе.
2. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
3. Проанализировать условия, необходимые для развития творческой активоности детей в ходе театрализованной игры.
4. Разработать серию театрализованных этюдов на развитие творческих способностей у детей.
Объект: театрализованная игра как вид игры дошкольников.
Предмет: руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наиболее эфективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы руководства.
Введение …………………………………………………………………………… 3-5
Глава I. Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте как предмет научного познания
1.1 Театрализованные игры как один из видов игр дошкольников…………… 6-11 1.2 Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка……12-14
1.3 Условия развёртывания театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………15-16
1.4 Методы и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте…... …………………………………………………………..17-19
Глава II. Исследование методов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
2.1 Методика изучения методов руководства театрализованными играми …..20
2.2 Описание используемых методов исследования……………………………..21-30
2.3 Результаты изучения методов руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………….31-33
Заключение ………………………………………………………………………...34
Литература …………………………………………………………………………35
Приложение ……………………………………………………………………….36-45
Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.
Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение . Педагог не только говорит о достигнутых ребёнком успехах, но обязательно привлекает внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.
По ходу игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих напоминает о чувствах, настроении героя, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребёнка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнёрами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Организация театрализованной
игры начинается с отбора произведения,
в котором обязательно
Основные требования к организации театрализованных игр: [12, с.25]
- содержательность и разнообразие тематики;
- постепенное,
ежедневное включение
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игры;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на этих этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов соответствуют возрасту и умениям детей.
В старшем возрасте дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острата ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – всё это создаёт благоприятные условия для проведения театрализованных игр на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала : «такая игра сложнее для ребёнка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения» [12, с.26]
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов, персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по темам произведения. Закончив работу, дети представляют сказку по своим работам. Таким образом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Дети очень любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть её с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен впечатлениями, мнениями. Иногда ребёнок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений.
Итак, основная цель педагогического руководства – будить воображение ребёнка, создавать условия для того, чтобы как можно больше выразительности, творчества проявили сами дети
ГЛАВА 2. Исследование методов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
2.1 Методика изучения методов руководства театрализованными играми.
Методы и методология исследования:
- констатирующий этап;
- формирующий этап;
- констатирующий.
3. Математическая обработка данных.
Экспериментальное
Исследование проводилось в
В рамках исследования был
проведен педагогический
– констатирующий этап. Цель: выявить уровень творческих способностей в театрализованных играх.
- формирующий этап. Цель: развитие у детей творческих способностей посредством разработанной серии театрализованных игр.
- контрольный этап. Цель: определить результативность разработанной серии театрализованных игр на процесс формирования творческих способностей у детей.
2.2.Описание используемых методов исследования.
Констатирующий этап.
Цель: выявить уровень творческих способностей у детей.
Детям были предложены следующие задания:
Детям было предложено изобразить мимикой: «я весёлый», «я грустный», «я злой», «я скучный», «я обиженный», «я уставший», «я испуганный». Полученные данные были занесены в таблицу.
«Узнай настроение»
Фамилия, имя детей |
Настроение | |||||||
«Я весёлый» |
«Я грустный» |
«Я злой» |
«Я скучный» |
«Я обиженный» |
«Я уставший» |
«Я испуганный» |
Средний балл | |
Катя Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ангелина Г. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Настя К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Настя В. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Юля Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ульяна Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сева Г. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Алиса Б. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Влад М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Эвелина З. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Андрей Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Никита Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Саша Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Влад П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Алёна З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Саша Щ. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Илья С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Ваня Ю. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ангелина К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Критерии определения мимической выразительности:
3 балла –
ребёнок точно передаёт
2 балла – ребёнок передаёт настроение не точно, при помощи воспитателя;
1 балл – ребёнок
затрудняется изобразить
0 баллов –
ребёнок отказывается
Уровни развития мимической выразительности:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1, 0 баллов – низкий уровень
По итогом этого задания было выявлено, что у детей преобладает высокий уровень мимической выразительности.
Детям предлагают просмотреть иллюстрации и определить настроение изображаемого героя. Полученные данные были занесены в таблицу.
Фамилия, имя детей |
Настроение | |||||
Весёлый |
Удивлённый |
Злой |
Хитрый |
Обиженный |
Средний балл | |
Катя Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Ангелина Г. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
2 |
Настя К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Настя В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
2 |
Юля Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Ульяна Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Сева Г. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
1 |
Алиса Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
3 |
Влад М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Эвелина З. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
2 |
Андрей Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Никита Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Саша Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Влад П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Алёна З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Саша Щ. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Илья С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Ваня Ю. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Ангелина К. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
2 |
Критерии определения изображаемого настроения:
«+» - ребёнок определил настроение;
«-» - ребёнок не определил настроение.
Уровни определения изображаемого настроения:
4,5 «+» - высокий уровень – 3 балла;
3 «+» - средний уровень – 2 балла;
1,2 «+» - низкий уровень – 1балл .
В результате проведённой игры было выявлено, что у детей достаточный уровень определения изображаемого настроения , лишь у 6% детей имеются трудности при определении настроения.
Детям было предложено изобразить при помощи движений озорного щенка, щенок ищет, гордого петушка, пугливого мышонка, заводную пчелу, озорную кошку. Полученные данные были занесены в таблицу.
Фамилия, имя детей |
Озорной щенок |
Щенок ищет |
Злой щенок |
Гордый петушок |
Пугливый мышонок |
Заводная пчела |
Озорная кошка |
Средний балл |
Катя Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ангелина Г. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Настя К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Настя В. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Юля Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ульяна Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сева Г. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Алиса Б. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Влад М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Эвелина З. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Андрей Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Никита Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Саша Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Влад П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Алёна З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Саша Щ. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Илья С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Ваня Ю. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ангелина К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Критерии развития выразительных действий:
3 балла –
ребёнок точно передаёт
2 балла –
ребёнок передаёт действия
персонажа не точно, при
1 балл – ребёнок
затрудняется изобразить
0 баллов –
ребёнок отказывается
Уровни развития выразительных действий:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1, 0 баллов – низкий уровень
В результате выполнения этого задания, было выявлено, что у 74% детей достаточный уровень развития выразительных действий, а у 26% детей имеются трудности при передачи образа изображаемого персонажа.
Детям было предложено изобразить при помощи движений следующих животных: лису, петуха, зайца, медведя. Полученные данные были занесены в таблицу.
«Покажи героя»
Фамилия, имя детей |
Лиса |
Петух |
Заяц |
Медведь |
Средний балл |
Катя Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ангелина Г. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Настя К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Настя В. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Юля Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ульяна Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сева Г. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Алиса Б. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Влад М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Эвелина З. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Андрей Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Никита Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Саша Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Влад П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Алёна З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Саша Щ. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Илья С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ваня Ю. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Ангелина К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Информация о работе Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте