Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение методов и приёмов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «театрализованная игра» и место в воспитательно-образовательном процессе.
2. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
3. Проанализировать условия, необходимые для развития творческой активоности детей в ходе театрализованной игры.
4. Разработать серию театрализованных этюдов на развитие творческих способностей у детей.
Объект: театрализованная игра как вид игры дошкольников.
Предмет: руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наиболее эфективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы руководства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3-5
Глава I. Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте как предмет научного познания
1.1 Театрализованные игры как один из видов игр дошкольников…………… 6-11 1.2 Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка……12-14
1.3 Условия развёртывания театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………15-16
1.4 Методы и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте…... …………………………………………………………..17-19
Глава II. Исследование методов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
2.1 Методика изучения методов руководства театрализованными играми …..20
2.2 Описание используемых методов исследования……………………………..21-30
2.3 Результаты изучения методов руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………….31-33
Заключение ………………………………………………………………………...34
Литература …………………………………………………………………………35
Приложение ……………………………………………………………………….36-45

Работа содержит 1 файл

КУРСАВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.doc

— 471.00 Кб (Скачать)

Драматизации основаны  на собственных действиях исполнителя  роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, использует свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В.Артёмова предлагает следующую классификацию режиссёрских игр. [4, с.5]    ( Приложение 1)

1. Настольный  театр игрушек. Используются самые  разнообразные игрушки и поделки.  Главное, чтобы они устойчиво  стояли на столе и не создавали  помех при передвижении.

2.  Настольный  театр картинок. Персонажи и декорации  – картинки. Их действия ограниченны.  Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес  детей.

3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий  изображают при помощи сменяющихся  друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенд-книжки,  ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события.

4. Фланелеграф.  Картинки  или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой  затянуты экран и обратная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги.

5. Теневой театр.  Для него необходим экран из  полупрозрачной бумаги, чёрные плоскостные  персонажи и яркий источник  света за ними, благодаря которому  персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

А.В.Артемьева выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников [4, с 7].

1. Игры-драматизации  с пальчиками. Атрибуты ребёнок  надевает на пальцы. Он играет за персонажа, изображение которого находится на  руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

2. Игры-драматизации  с куклами бибабо. В этих играх  на пальцы руки надевают  куклы  бибабо. Они обычно действуют на ширме, за  которой  стоит водящий.

3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без  предварительной подготовки.

4. Кукольный  театр.

5. Игра-драматизация  с шапочками на голове.

Подготовка  к проведению театрализованной игры осуществляется в 3-и этапа:

  1. Освоение литературного текста,  который будет драматизироваться. При подборе важно что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации,  беседуют о прочитанном, учатся пересказывать текст.
  2. Дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений  героев, создаются декорации, костюмы.
  3. Проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки. 

Помимо выше перечисленных видов театра, которые  используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров [ 13, с.67 ] (Приложение 2):

- театр «Живая  рука»;

- театральные   ростовые куклы;

- театр передников;

- театр из  подушек;

- театр нестандартной  игрушки;

- театр «Рукавичка»;

- театр на  ложках;

- театр из  шерстяных ниток.

Разнообразные виды театра делают театральную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка

Театрализованные  игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в той или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе  с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти ему на помощь.

Большое и разностороннее влияние оказывают театрализованные игры  на дошкольников. Участвуя в  них, дети знакомятся с окружающим миром  во всё его многообразии через  образы, краски, звуки,  умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняя роль, произносимые реплики становят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры так же являются средством развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать  эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельям и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место,» - утверждал Б.М.Теплов [1, с.5].

Театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания  и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную игру оказывать позитивное действие на детей.

Известный композитор Д.Б.Кабалевский в книге «Воспитание  ума и сердца» так писал  о значении театрализованных игр  для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, они уже в эти ранние годы  дают нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Количество и качество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает у них интерес» [1, с.5]

Театрализованные  игры оказывают также эстетическое влияние на детей. Активное участие  ребят в подготовке атрибутов, декораций  развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно-эстетическое переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъём, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники. [4, с.12]

В театрализованных играх развиваются различные  виды детского творчества: художественно-речевое, музыкальное, игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Особо следует  отметить роль театрализованных игр  в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными  видами театрализованного искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижёра. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе готовят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества. [6, с.305]

Театрализованные  игры позволяют ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно  от лица какого-либо персонажа. Это  помогает преодолевать робость, неуверенность  в себе, застенчивость.

Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребёнка. Поэтому не случайно в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении подчёркивается, что педагог обязан       [1, с.5] :

- создавать  условия для развития творческой  активности детей в театрализованных играх (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации);

- приобщать  детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечить  взаимосвязь театрализованной деятельности  с другими видами деятельности  в едином педагогическом процессе;

- создавать  условия для совершенствования театрализованной деятельности детей  и взрослых.

 

 

 

 

 

 

    1. Условия развёртывания театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста

Для развёртывания  театрализованных игр необходимо создание определённых условий. В первую очередь  это соответствующая организация работы. Только разумная организация театральной игры детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. [1, с.6]

Театрализованная игра в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Среди условий, благоприятных  для развития театрализованных игр, нужно знать следующее:

- учить детей вслушиваться  в художественное слово, эмоционально  откликаться на него. Почаще обращаться  к потешкам, пестушкам, попевкам, стихотворениям, в том числе и  таким, которые побуждают ребёнка  к диалогу («Был сапожник? –  Был. – Шил сапожки? – Шил.»);

- воспитывать  у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой  целью создавать специальные  ситуации, в которых персонажи  кукольного театра, образные игрушки  вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Воспитатель  вовлекает детей в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов и атрибутов вызывает большой интерес и желание поиграть в сказку. На интерес к театрализованным играм у детей старшего возраста влияет содержание произведения включения их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в формировании спектакля, в творческой работе по изготовлению игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации, оркестр), о разных жанрах театрального искусства, об истории театра.

- заботиться  об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театрализованные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семей воспитанников дошкольного учреждения.

- уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамическими событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками. В наибольшей степени такими требованиями отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Таким образом, одной из важнейших задач руководства  театрализованными играми дошкольников является создание определённых условий, так как правильная организация  театрализованной игры поможет выбрать  наиболее рациональные направления, формы и методы работы.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного восприятия детей  в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.

Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического  руководства театрализованными  играми содержится в работах Р.И.Жуковского, Н.С.Карпинской, А.С. Фурминой [6, с.308]. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приёмов следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм. При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. При формальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.

В основу руководства  театрализованными играми следует  положить работу над текстом литературного  произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. [6, с.309]

В старших группах  перед игрой проводится беседа по содержанию. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему делали.

Обогащению  детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям  предлагают изобразить отдельные эпизоды  из прочитанного произведения. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыграть его. Остальные – зрители -  угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкального произведения.

Информация о работе Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте