Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение методов и приёмов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «театрализованная игра» и место в воспитательно-образовательном процессе.
2. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
3. Проанализировать условия, необходимые для развития творческой активоности детей в ходе театрализованной игры.
4. Разработать серию театрализованных этюдов на развитие творческих способностей у детей.
Объект: театрализованная игра как вид игры дошкольников.
Предмет: руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наиболее эфективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы руководства.
Введение …………………………………………………………………………… 3-5
Глава I. Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте как предмет научного познания
1.1 Театрализованные игры как один из видов игр дошкольников…………… 6-11 1.2 Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка……12-14
1.3 Условия развёртывания театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………15-16
1.4 Методы и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте…... …………………………………………………………..17-19
Глава II. Исследование методов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
2.1 Методика изучения методов руководства театрализованными играми …..20
2.2 Описание используемых методов исследования……………………………..21-30
2.3 Результаты изучения методов руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………….31-33
Заключение ………………………………………………………………………...34
Литература …………………………………………………………………………35
Приложение ……………………………………………………………………….36-45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИДСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Дошкольное отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
преподаватель педагогики
Лида, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………… 3-5
Глава I. Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте как предмет научного познания
1.1 Театрализованные игры как один из видов игр дошкольников…………… 6-11 1.2 Значение театрализованных игр для всестороннего развития ребёнка……12-14
1.3 Условия развёртывания театрализованных
игр в группах старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.4 Методы и приёмы руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте…... …………………………………………………………..17-19
Глава II. Исследование методов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте
2.1 Методика изучения методов руководства театрализованными играми …..20
2.2 Описание используемых методов исследования……………………………..21-30
2.3 Результаты изучения методов руководства
театрализованными играми в старшем дошкольном
возрасте…………………………………………………………
Заключение
………………………………………………………………………...
Литература …………………………………………………………………………35
Приложение
……………………………………………………………………….36
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда и назад пути нет.
Мир детства, внутренний
мир ребёнка – ключ ко многим
волнующим проблемам нашей
Выдающийся режиссёр и актёр К.С.Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», характеризуя детскую игру говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла [5, c.3]. стоит ребёнку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живёт уже в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учиться жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как то сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать. Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они полезны детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребёнка об окружающем, готовя его к тонкому восприятию различных видов искусств. Не являясь курсом актёрского мастерства, театрализованные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку «дети очень серьёзно искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре» [3, с. 32]. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолёта, мамино платье – в бальный наряд принцессы, а комната становится сказочным лесом, то королевским замком.
Проблемами развития театрализованной игры в дошкольном возрасте занимались следующие учёные: Менджерицкая Д.В., Шульга О., Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л., Артёмова Л.В., Чурилова Э.Г., Маханёва М.Д., Теплов Б.М. и другие. К примеру, Маханёва М.Д. утверждала, что «… театральные игры являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям…» [1, с.4]. Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания – как отмечал психолог и педагог, академик Теплов Б.М. – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые…» [1, с.4] Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные игры должны одновременно выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции и в коей мере не сводить только к подготовке выступлений. К решению данной проблемы ряд исследований провела Чурилова Э.Г.
В наше время тема развития театрализованных игр дошкольников не потеряла свою актуальность и требует своего дальнейшего развития, т.к. большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство воспитания ребёнка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, естественно.
Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в ходе театрализованных игр.
Цель исследования: изучение методов и приёмов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Объект: театрализованная игра как вид игры дошкольников.
Предмет: руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наиболее эфективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы руководства.
ГЛАВА I. Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте как предмет научного познания
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло - космическая ракета, плюшевый пингвинчик - отважный путешественник).
Детская игра – явление неоднозначное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В истории педагогики многие учёные рассматривали вопрос разнообразия детских игр, и каждой из них выдвигал свою классификацию игр [6, с 270]. В настоящее время в дошкольной педагогике используется классификация игр, предложенная С.Л Новосёловой, которая была представлена в программе «Истоки: базисная программа развития ребёнка-дошкольника» ( М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
Классы |
Виды |
Подвиды |
Игры, возникающие по инициативе ребёнка |
Игры-экспериментировния |
С природным материалом С животными и людьми Общения с людьми Со специальными
игрушками для |
Сюжетные самодеятельные игры |
Сюжетно-отобразительные игры Сюжетно-ролевые игры Режиссёрские игры Театрализованные игры | |
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого |
Обучающего игры |
Автодидактические предметные Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкальные Учебно-предметные дидактические |
|
Досуговые игры |
Интеллектуальные Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные |
Игры народные, идущие от исторических традиций этноса |
Обрядовые игры |
Культовые Семейные Сезонные |
Тренинговые игры |
Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные | |
Досуговые игры |
Игрища Тихие Забавляющие Развлекающие |
Исходя из
данной классификации, можно сказать,
что театрализованная игра является одним
из видов игр дошкольников, возникающих
по инициативе ребёнка (т.е. творческих
игр). Театрализованные игры – это игры,
в которых дети точно воспроизводят события
по сюжету сказки или литературного произведения,
исполняя роли героев произведения.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. В игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понимать, каков персонаж, почему так поступает. Представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. [6, c.302]
Итак, полноценное участие
детей в игре требует особой подготовленности,
которая проявляется в
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации. [12, с. 25]
К режиссёрским играм можно отнести настольный театр, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его мимикой, интонацией.
Информация о работе Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте