Ролевая игра на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 07:15, реферат

Описание работы

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В связи с этим целью данного исследования являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

rolevaya_igra_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Ролевая игра может быть использована в качестве контрольного задания.

Ученику предлагается представить  себя в определенной роли в определенной ситуации и осуществлять общение в соответствии с данными инструкциями, которые в доступной форме объясняют суть задания [4,6].

Причем, как отмечает Артур Хьюз, ситуации могут быть детально описаны, или ученики должны самостоятельно их придумывать в зависимости от возраста, уровня владения иностранным языком, опытом участия в ролевых играх [6,7].

Ролевые игры используются как тестовые задания для проверки:

  • определенных функций общения;
  • определенных структур (например, сообщение о краже, когда проверяется использование пассивных конструкций);
  • определенных лексических единиц по какой-либо теме (например, заказ билетов).

 

7. СПОСОБЫ  МОТИВАЦИИ   В  РОЛЕВОЙ  ИГРЕ

Игровая форма обучения способствует использованию различных способов мотивации.

1. Мотивы общения:

а) учащиеся, совместно  решая задачи, участвуют в ролевой  игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;

б) в ролевой игре, при  решении коллективных задач, используются различные возможности учащихся; учащиеся в практической деятельности на собственном опыте сознают полезность своих действий и действий своих товарищей по игре; они могут критически оценить, насколько быстро соображают их партнеры; в игре ученики становятся осмотрительными, а порой – и рискованными;

в) совместные эмоциональные переживания во время ролевой игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные  мотивы

в ролевой игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности и  играющим с ним другим ученикам.

3. Познавательные  мотивы

а) ситуация успеха создает  благоприятный эмоциональный фон  для развития познавательного интереса; неудача воспринимается не как личное поражение, а элементарное поражение  в игре, и стимулирует познавательную деятельность;

б) в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность, мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Учащиеся, являясь участниками  ролевой игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение и тем самым выявляется их ценность. К тому же сказывается влияние игрового коллектива: нельзя подводить своих товарищей.

С помощью ролевой игры осуществляется учебно-познавательная деятельность учащихся. Ролевая игра отличается двуплановостью, т.е. наличием двух реальностей, в которых пребывает участник игры: искусственно созданная (благодаря созданию имитационной модели) и действительная. Поэтому исполнителю определенной роли постоянно приходится соотносить свои решения, в результате чего и происходит усвоение знаний и умений учащимися. Но играющий во время игры этого не замечает (не осознает, что обучается), так как обучение осуществляется тут латентно (скрыто, не явно для учащегося).

Развитию воображения  и творческих способностей учащихся способствует образ игровой ситуации и содержания ролевой игры в целом, возникающей благодаря наглядности  модели и воплощению мыслей в действиях игроков. Стимулирует этот процесс и раскрепощение мыслительной деятельности отсутствие в ролевой игре негативно-оценочного давления на учащихся (деятельности игроков дается оценка после ролевой игры, и именно оценка, а не отметка «семерка», «девятка» и т.д., а это не одно и то же).

В ролевой игре учитель  осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Ролевая  игра функционирует как реальный процесс, который вовлекает всех без исключения учащихся класса в  активную учебную деятельность. Во время ролевой игры учитель незаметен. Наверное, это и есть высший уровень управления учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя: результат огромного труда его ума и души. Речь идет только о видимой части того «айсберга» педагогического труда, под которым скрыта основная его часть.

Хочется отметить, что  обучение в процессе ролевой игры осуществляется посредством организации  учебной деятельности самими учащимися, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию – познавательной, практической и ценностно-ориентированной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая сказанное выше, мы можем сделать выводы о том, что:

1. Ролевая игра –  ситуативно-управляемое речевое  упражнение, направленное на совершенствование  речевых навыков и на развитие умения говорения. Являясь специфической организационной формой обучения общению, ролевые игры легко вписываются в урок.

2. Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. Для учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, увлекательное занятие. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников, т.е. ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных ее чертах и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.

3. В ролевой игре  партнеры вступают во взаимодействие, порой обсуждая те или иные проблемы и высказывая собственную точку зрения. Это может напоминать дискуссию, но ролевая игра коренным образом отличается от нее. Если в дискуссии проблема и пути ее разрешения просто обсуждаются, то в игре они не только обсуждаются, но и испытываются в «деле», воплощаясь в поступках и действиях игроков на основе создания имитационной модели. Дискуссия «уступает» ролевой игре еще и в том, что вовлекает в активную деятельность лишь часть учеников класса, иногда большую, но все же часть. В то время как ролевая игра вовлекает в деятельность всех без исключения [11].

4. Ролевая игра выполняет  в учебном процессе пять основных  функций: мотивационно-побудительную,  обучающую, воспитательную, ориентирующую,  компенсаторную.

5. Важнейшим элементом игры является ситуация как воображаемый момент реальной деятельности, в которой реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях. Эти роли носят условный характер. Однако, проигрывая определенные ситуации, ученики получают возможность подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни. Если в условиях проблемного обучения учащиеся решают проблемные задачи теоретически, то в ролевой игре они делают это практически, поскольку посредством определенной модели создается искусственная условная реальность, имитирующая действительность, на которой проверяются правильность решения или поиск пути решения.

6. Ролевая игра предполагает  усиление личностной сопричастности  ко всему происходящему. Ученик  входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное «я», но через «я» соответствующей роли, и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого играет.

7. Ролевая игра способствует  расширению ассоциативной базы  при усвоении языкового материала,  так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

8. Ролевая игра способствует  формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакцию товарищей, помогая друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой в языковом отношении подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.

9. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться хотя бы о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона и пониманию других людей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Знание, 1987. – 204 с.

2. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческого этапа обучения//Иностранные языки в школе. - № 2, 1990. С. 101-104.

3. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. - № 4, 1989. – С. 14-16.

4. Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сборник научных трудов. Выпуск 4. – Липецк, 1993. – 243 с.

5. Конышева А.В. Коллективная деятельность как средство субъектности обучаемых//Фемомен человека в психологических исследованиях и социальной практике. – Смоленск, 2003. – С. 145-150.

6. Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.

7. Лившиц О.Л. Ролевая игра на уроках английского языка в VIII классе//Иностранные языки в школе. - № 5, 1975. – 175 с.

8. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение. 1991. – 256 с.

9. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994. – 231 с.

10. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 554 с.

11. Шмаков С.А. Игра учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

12. Фетисова Н.Л. Социально-психологическая подготовка руководителей образовательных учреждений. – М.: Экономика, 2011. – 110 с.

13. Fried-Booth Diana L. Project Work (in Resource Books for Teachers). Ed. by Alan Maley. – Oxford, 1988. – 53 p.




Информация о работе Ролевая игра на уроках иностранного языка