Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 07:15, реферат
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В связи с этим целью данного исследования являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.
Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива (в психологии их называют «звездами») поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые «отверженные»). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по ходу игры [12].
Идея использования ролевого поведения в свое время получила подкрепление со стороны теории социальных ролей, разработанной социологами и социопсихологами, такими как Т.Парсонс, Т.Шибутани, Р.Липтон [10]. Сторонники этой теории показали, что связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенную социальную роль. Обычно даже несколько ролей, например: отца, мужа и работника [5].
С этой точки зрения урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащийся вступают в определенные социальные отношения друг с другом [3].
Социальные (ролевые) отношения принято делить на симметричные и ассиметричные. При симметричных отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например: ученик – ученик, учитель – учитель, брат – сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контакта. Ассиметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками, например: подчиненный – начальник, ученик – учитель и др. [1;6].
4. ФУНКЦИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ И ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ В НЕЙ
С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции, которые можно увидеть на схеме:
Функции ролевой игры |
||||||||
|
|
|
|
| ||||
Обучающая |
Воспитательная |
Ориентирующая | ||||||
Мотивационно-побудительная |
Компенсаторная |
Рассмотрим эти функции поподробнее.
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление [6].
С позиции учителя
ролевая игра выступает как форма
организации учебного процесса, цель
которой заключается в
В игре учитель может занимать следующие позиции:
Позиция учителя |
|||||||
|
|
|
|
||||
Руководитель |
Участник |
Наблюдатель |
Отсутствующий | ||||
Сценарист, режиссер |
Партнер учеников в игре |
Контролер за ходом игры в классе |
Уходит из класса, оставив играющих |
Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится проигрывать многочисленные ситуационные роли (под которыми понимаются более или менее зафиксированные стандарты поведения и деятельности), которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока, например: роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организатора деятельности и др. [6].
Ролевые отношения между участниками общения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.
Джон В.Оллер отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, т.е. добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях [13].
В структуру ролевой игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспринимаемая в игре.
Задача учителя состоит
в том, чтобы отобрать необходимые
ситуации – иллюстрации и ситуации
– проблемы на конкретном материале,
подготовить дидактический
5. ТЕХНОЛОГИЯ (ЭТАПЫ) ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:
1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.
2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.
4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т. е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.
Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:
Этап подготовки |
- разработка сценария; - составление плана; - общее описание игры; - характерные особенности |
Этап объяснения |
- ориентация участников; - определение режима работы; - формулировка главной цели; - постановка проблемы; - выбор ситуации; - работа с пакетом документов; - психологическая подготовка |
Этап проведения |
- процесс игры |
Этап анализа и обобщения |
- вывод из игры; - анализ, рефлексия; - оценка и самооценка работы; - выводы и обобщения; - рекомендации |
Многие исследователи считают, что интервью – одна из самых простых форм проведения ролевой игры. В качестве основы для интервью может быть использован любой материал на иностранном языке [9].
Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав «историю». Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью.
Предлагается записывать интервью на видеомагнитофон для дальнейшего анализа ролевой игры с точки зрения успешности общения [11,13].
Что касается импровизации, то Л.Г.Денисова считает данный прием эффективным при обучении иноязычному общению, так как импровизация предполагает активную работу воображения школьников [2].
В инструкциях к данному виду ролевой игры дается недостаточно информации, фактов для проведения реалистичной ролевой игры. Участникам необходимо самостоятельно додумывать ситуацию и выбирать линию поведения.
Г.В.Рогова рекомендует использовать телепередачу как опору для организации ролевой игры на уроке иностранного языка и дают технологию проведения данных ролевых игр [8].
Выбрав телепередачу с учебными целями, необходимо решить, какой ее аспект можно использовать как основу для ролевой игры: содержание передачи, ее форму или только персонажей. После анализа проблем, которые будут обсуждаться, и определения темы ролевой игры учителю следует настроить школьников на внимательный просмотр телевизионной программы, постараться запомнить (законспектировать, записать схематично или в виде плана), о чем пойдет речь.
Затем учитель совместно с учениками намечает общий ход игры:
2) осуществляется специальная языковая подготовка, в ходе которой отрабатываются новые слова и выражения.
Следующий шаг – игра, которая при максимально точном следовании передаче занимает урок. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры занимают часть следующего урока.
Другие методисты - К.Левингстон, Л.Г.Денисова - предлагают использовать ролевые игры по работе с газетой [2,4].
Проведение ролевой игры по общественно-политической тематике требует тщательной подготовки, которая должна включать различные виды работ:
В процессе такой подготовки знания, умения и навыки учащихся ведут к новому единству – коллективным согласованным речемыслительным действиям, которые создают условия для творческого общения и импровизации.
Хочется отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.
По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности, учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативности школьников на всех этапах игры.
6. РОЛЕВАЯ ИГРА..КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ
Информация о работе Ролевая игра на уроках иностранного языка