Ролевая игра на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 07:15, реферат

Описание работы

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В связи с этим целью данного исследования являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.

Работа содержит 1 файл

rolevaya_igra_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Важную роль при распределении  ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива (в психологии их называют «звездами») поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые «отверженные»). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по ходу игры [12].

Идея использования  ролевого поведения в свое время  получила подкрепление со стороны теории социальных ролей, разработанной социологами  и социопсихологами, такими как Т.Парсонс, Т.Шибутани, Р.Липтон [10]. Сторонники этой теории показали, что связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенную социальную роль. Обычно даже несколько ролей, например: отца, мужа и работника [5].

С этой точки зрения урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащийся вступают в определенные социальные отношения друг с другом [3].

Социальные (ролевые) отношения  принято делить на симметричные и ассиметричные. При симметричных отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например: ученик – ученик, учитель – учитель, брат – сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контакта. Ассиметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками, например: подчиненный – начальник, ученик – учитель и др. [1;6].

 

4. ФУНКЦИИ  РОЛЕВОЙ ИГРЫ И ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ В НЕЙ

С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая  деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции, которые можно увидеть на схеме:

 

Функции ролевой игры

 

Обучающая

 

Воспитательная

 

Ориентирующая

         

Мотивационно-побудительная

 

Компенсаторная


 

Рассмотрим эти функции  поподробнее.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого  человека, увидеть себя с позиции  партнера по общению. Она ориентирует  учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения  собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Компенсаторная  функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление [6].

С позиции учителя  ролевая игра выступает как форма  организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и  умений у учащихся.

В игре учитель может  занимать следующие позиции:

 

 

Позиция учителя

 

 

 

 

Руководитель

 

Участник

 

Наблюдатель

 

Отсутствующий

 

 

 

Сценарист, режиссер

 

Партнер учеников в игре

 

Контролер за ходом игры в классе

 

Уходит из класса, оставив  играющих


 

Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится проигрывать многочисленные ситуационные роли (под которыми понимаются более или менее зафиксированные стандарты поведения и деятельности), которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока, например: роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организатора деятельности и др. [6].

Ролевые отношения между  участниками общения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

Джон В.Оллер отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, т.е. добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью  сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях [13].

В структуру ролевой  игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как  средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми;

г) реальные отношения  между играющими;

д) сюжет (содержание) –  область действительности, условно воспринимаемая в игре.

Задача учителя состоит  в том, чтобы отобрать необходимые  ситуации – иллюстрации и ситуации – проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно  с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.

 

5. ТЕХНОЛОГИЯ  (ЭТАПЫ)  ПРОВЕДЕНИЯ  РОЛЕВОЙ  ИГРЫ

Технология ролевой  игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

4. Этап анализа  и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т. е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки

- разработка сценария;

- составление плана;

- общее описание игры;

- характерные особенности действующих  лиц

Этап объяснения

- ориентация участников;

- определение режима работы;

- формулировка главной цели;

- постановка проблемы;

- выбор ситуации;

- работа с пакетом документов;

- психологическая подготовка участников

Этап проведения

- процесс игры

Этап анализа и обобщения

- вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации


 

Многие исследователи  считают, что интервью – одна из самых простых форм проведения ролевой  игры. В качестве основы для интервью может быть использован любой  материал на иностранном языке [9].

Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав «историю». Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью.

Предлагается записывать интервью на видеомагнитофон для  дальнейшего анализа ролевой  игры с точки зрения успешности общения [11,13].

Что касается импровизации, то Л.Г.Денисова считает данный прием  эффективным при обучении иноязычному  общению, так как импровизация предполагает активную работу воображения школьников [2].

В инструкциях к данному  виду ролевой игры дается недостаточно информации, фактов для проведения реалистичной ролевой игры. Участникам необходимо самостоятельно додумывать ситуацию и выбирать линию поведения.

Г.В.Рогова рекомендует  использовать телепередачу как опору  для организации ролевой игры на уроке иностранного языка и дают технологию проведения данных ролевых игр [8].

Выбрав телепередачу с учебными целями, необходимо решить, какой ее аспект можно использовать как основу для ролевой игры: содержание передачи, ее форму или только персонажей. После анализа проблем, которые будут обсуждаться, и определения темы ролевой игры учителю следует настроить школьников на внимательный просмотр телевизионной программы, постараться запомнить (законспектировать, записать схематично или в виде плана), о чем пойдет речь.

Затем учитель совместно  с учениками намечает общий ход  игры:

  1. распределяются роли;

2) осуществляется специальная  языковая подготовка, в ходе которой  отрабатываются новые слова и  выражения.

Следующий шаг – игра, которая при максимально точном следовании передаче занимает урок. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры занимают часть следующего урока.

Другие методисты - К.Левингстон, Л.Г.Денисова - предлагают использовать ролевые игры по работе с газетой [2,4].

Проведение ролевой  игры по общественно-политической тематике требует тщательной подготовки, которая  должна включать различные виды работ:

  • адаптирование самими учащимися газетного материала, его анализ;
  • комментирование и продуцирование текста на данную тему;
  • умение вести диалоги и полилоги (например, репортажи, обсуждение).

В процессе такой подготовки знания, умения и навыки учащихся ведут  к новому единству – коллективным согласованным речемыслительным действиям, которые создают условия для  творческого общения и импровизации.

Хочется отметить, что  работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую  формы подготовки. Все они имеют  самостоятельную дидактическую  ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

По завершении ролевой  игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика  в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности, учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативности школьников на всех этапах игры.

 

6. РОЛЕВАЯ  ИГРА..КАК   СПОСОБ  КОНТРОЛЯ

Информация о работе Ролевая игра на уроках иностранного языка