Роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить основные компоненты готовности детей к школе.
2. Выявить мнения родителей о их роли в процессе подготовки детей к школе.
3. Изучить мнения педагогов о роли родителей в процессе подготовки детей к школе.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Особенности готовности к школе детей дошкольного возраста
1.1.Проблемы готовности детей к школе в трудах отечественных ученых…………………...........................................................................................6
1.2. Структура и содержание готовности детей к школе...............11
Глава 2. Экспериментальное исследование роли семьи в подготовке
детей к школе
2.1. Выявление роли семьи в организации интеллектуальной подготовки детей к школе по результатам анкетирования родителей ……………………………………………………….............................................22
2.2. Выявление роли семьи в организации подготовки детей к школе по мнению педагогов..................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
Приложение 1 ……………………………………………………………………36
Приложение 2…………………………………………………………………….39
Приложение 3…………………………………………………………………….41
Приложение 4…………………………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

    Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Эмоциональная зрелость в основном понимается как  уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    К социальной зрелости относится потребность  ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    На  основании выделенных параметров создаются  тесты определения школьной зрелости.

     Успешное  решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

     Влияние родителей на развитие ребенка очень велико

       Дл выявления роли семьи в  процессе подготовки детей к   школе было проведено исследование. В исследовании принимали участи родители и педагоги школ г. Абакана №20, №5, №1, №18.  На вопросы анкеты отвечали 25 родителей и 25 педагогов. В ходе  данного исследования изучается роль семьи и школы в организации готовности ребенка к школе:

     -  степень воздействия семьи на  формирование у ребенка готовности к школе;

     -  отношение педагогов к необходимости организации данного процесса и условия, созданные в школе, обеспечивающие формирование у ребенка готовности к школьному обучению.

      Метод анкетирования был выбран как более продуктивный, документальный, гибкий по возможностям получения и обработки информации (П.И. Пидкасистый). Родителям и педагогам предлагаются анкеты смешанного типа, где часть вопросов содержала готовые ответы на выбор испытуемого и были оставлены свободные строки с предложением сформулировать свой вариант ответа

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Арапова-Пискарева   Н.    О   российских   программах   дошкольного
  2. образования //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. 
  3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). -М., 1983. -96 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте-М., 1999.- 400с
  5. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М., 1985.
  6. Венгер      Л.А.      Воспитание      психологической      готовности      к систематическому обучению. //Дошкольное воспитание. - 1988. - № 9. 
  7. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1979. - № 5.
  8. Венгер   А.Л.,   Поливанова   К.Н.   Особенности   принятия   заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. -1988.-№4.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2 - М., 1982.Готовность детей к школе. 
  10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.  
  11. Гуткина  Н.   И.   В  первый  класс,  как  в  университет?//  Народное образование, - 1998. - № 2.
  12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.,1986.
  13. ЗлатопольскийД.С. «Удивительные превращения». - М.: Вентана-Граф. 2005.
  14. Кравцов Г.Г. Психологическая готовность к школе.-М., 1990.
  15. Кравцова   Е.Е.    Психологические   проблемы   готовности   детей   к

    обучению  в школе. - М., 1991.

  1. Козлова С.А. «Я хочу в школу». - М.: Вентана-Граф. 2005.
  2. Куликова Т.А. «Я и моя семья». - М.: Вентана-Граф. 2005.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. 
  4. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //
  5. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., Л., 2001
  6. Мухина   B.C.    Возрастная   психология:    феноменология   развития,
  7. детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 3-е изд. - М., 1998.
  8. Нежнова  Т.А.   Динамика  «внутренней  позиции»  при  переходе  от дошкольного   к   младшему   школьному   возрасту//   Вестник   МГУ.

    Психология. - 1988. - № 1.

  1. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М, 1988.
  2. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
  3. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 1

Анкета  для родителей 

Уважаемые родители! С целью  выявления  роли семьи в подготовке детей к школе   просим   Вас ответить на вопросы.

1.Считаете  ли Вы необходимым   организацию предшкольного  обучения

Да

Нет

2..Кто  должен готовить  ребенка к поступлению  в школу

 —  родители,

— воспитатели,

 —  школьные учителя,

  —  другое (укажите).

3.  Занимаетесь ли  вы подготовкой  ребенка к школе

Да

Нет 

4.  Как вы  осуществляете  подготовку ребенка  к школе

- занимаетесь  математикой

- развиваете  речь;

- развиваете  мышление, воображение, и другие  познавательные процессы.

e) другое (укажите).

5. Занимаетесь ли  вы с ребенком  постоянно или  время от времени

a)  постоянно

b)  когда  есть время

b)  (свой  вариант).

6.  Знаете ли вы, что существуют группы предшкольной подготовки для детей

Да 

Нет

7.  Укажите источник  информации

 

8. Известна ли Вам  литература, где указано,  как формировать  у детей  готовность к школе

Да

Нет

9. Имеете ли вы  какую – нибудь  информацию о том,  какие методы и  приемы помогают формировать готовность к школе

Да

 Нет

 

10. Необходима ли  Вам помощь со  стороны педагогов   в вопросах  подготовки детей к школе ?

Да

 Нет

 

11. Какого рода информацию   и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов школы?

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Анкетирование родителей

Вопрос  Количество  ответов
Абсолютное  число %
1.Считаете  ли Вы необходимым  организацию  предшкольного обучения

Да

Нет

 

20

5

 
80

20

2..Кто должен готовить ребенка к поступлению в школу

 —  воспитатели,

— родители, воспитатели

 —  воспитатели, школьные учителя,

  —  другое (укажите).

 
25

20

25

10

 
100

80

100

40

 

3.  Занимаетесь ли вы подготовкой  ребенка к школе

Да

Нет

 
20

5

 
80

20

4.  Как вы  осуществляете подготовку ребенка к школе

- занимаетесь  математикой

- развиваете  речь;

- развиваете  мышление, воображение, и другие  познавательные процессы.

e) другое (укажите).

 
10

12

25

19

-

 
40

48

100

76

-

5. Занимаетесь  ли вы с ребенком постоянно или время от времени

a)  постоянно

b) когда есть время

b) (свой вариант).

 
 
19

12

10

 
 
76

48

40

6.  Знаете ли вы что  существуют  группы предшкольной подготовки  для детей

Да 

Нет

 
 
7

18

 
 
28

72

7.  Укажите источник информации

 узнали  случайно

узнавали специально

другое

 

10

12

3

 

40

48

12

8. Известна  ли Вам литература, где указано,  как формировать у детей  готовность к школе

Да

Нет

 
 
18

7

 
 
72

28

  9. Имеете ли вы какую – нибудь  информацию о том,  какие методы и приемы помогают формировать готовность к школе

Да

Нет

 
 
 
15

10

 
 
 
60

40

10. Необходима  ли Вам помощь со стороны  педагогов  в вопросах  подготовки  детей к школе ? 
 
25
 
100
11.  Какого рода информацию   и  в каком виде Вы хотели бы  получить от педагогов школы?    
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 3

      Анкета  для педагогов 

1.Считаете  ли Вы необходимым   участие родителей  в подготовке детей  к школе

- Да

- Нет

2. Как вы оцениваете  участие родителей  в подготовке детей  к школе

- хорошо;

- удовлетворительно;

- неудовлетворительно;

3.Укажите  недостатки  в организации учебно –воспитательного процесса

4. На наш взгляд должны ли принимать участие в педагогическом процессе подготовки к школе, родители

    - да

    - нет 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Приложение 4

      Ответы  педагогов на анкету 

Вопрос  Количество  ответов
Абсолютное  число %
1.Считаете  ли Вы необходимым  участие  родителей в подготовке детей к школе

Да

Нет

 

25

 

 
100

 

 

2. Как вы оцениваете  роль семьи

- хорошо;

- удовлетворительно;

- неудовлетворительно;

 
 
18

7

 

 
 
72

28

3.Укажите  недостатки  

 
  
 
  
5.На  наш взгляд должны ли принимать  участие в педагогическом процессе подготовки к школе, родители

    - да

    нет

   

Информация о работе Роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе