Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить основные компоненты готовности детей к школе.
2. Выявить мнения родителей о их роли в процессе подготовки детей к школе.
3. Изучить мнения педагогов о роли родителей в процессе подготовки детей к школе.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Особенности готовности к школе детей дошкольного возраста
1.1.Проблемы готовности детей к школе в трудах отечественных ученых…………………...........................................................................................6
1.2. Структура и содержание готовности детей к школе...............11
Глава 2. Экспериментальное исследование роли семьи в подготовке
детей к школе
2.1. Выявление роли семьи в организации интеллектуальной подготовки детей к школе по результатам анкетирования родителей ……………………………………………………….............................................22
2.2. Выявление роли семьи в организации подготовки детей к школе по мнению педагогов..................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
Приложение 1 ……………………………………………………………………36
Приложение 2…………………………………………………………………….39
Приложение 3…………………………………………………………………….41
Приложение 4…………………………………………………………………….42
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Красноярский
государственный университет
Институт
дистанционного образования
РОЛЬ СЕМЬИ В Интеллектуальной ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
(курсовая
работа)
профиль «УДО
2
курс,
научный
руководитель:
Оценка:
Подпись:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Глава 1. Особенности готовности к школе детей дошкольного возраста
1.1.Проблемы
готовности детей к школе в трудах отечественных
ученых………………….................
1.2. Структура и содержание готовности детей к школе...............11
Глава
2. Экспериментальное
детей к школе
2.1. Выявление
роли семьи в организации
2.2.
Выявление роли семьи в
организации подготовки детей к школе
по мнению педагогов.....................
Заключение....................
Список
литературы....................
Приложение 1 ……………………………………………………………………36
Приложение 2…………………………………………………………………….39
Приложение 3…………………………………………………………………….41
Приложение 4…………………………………………………………………….42
Введение
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития“ ребенка. “Зона ближайшего развития” определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Одним из основных параметров психического развития является мотивационная готовность.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Проблема готовности детей к школе для психологии и педагогики не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970 и др.).
Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы готовности детей к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского ( Л.И. Божович, 1968; Д.Б. Эльконин, 1989; Н.Г. Салмина, 1988; Е.Е. Кравцова, 1991; и др.).
Целью курсовой работы является изучение роли семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе.
Объект исследования: готовность к школе детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить основные компоненты готовности детей к школе.
2. Выявить мнения родителей о их роли в процессе подготовки детей к школе.
3. Изучить мнения педагогов о роли родителей в процессе подготовки детей к школе.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
1.Теоретические методы: анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: анкетирование педагогов и родителей.
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ данных.
Теоретико-
- исследования А.В. Запорожца, Г.Г. Кравцова, В.Н. Недоспасовой, Н.Ф.Виноградовой и др. в которых готовность к школе рассматривается как целостное, индивидуальное и динамическое психологическое образование, имеющее сложную структуру включающее комплекс показателей физического, морфологического, умственного и социально-личностного развития
- работы А.В. Запорожца, где в качестве важнейших факторов генезиса психологической готовности к школе, рассматривается специфика дошкольного детства взятая в общем контексте онтогенеза личности.
Теоретическая значимость работы в том, что проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования поможет уточнить и расширить представление о роли семьи в подготовке детей к школе.
Практическая значимость работы заключается
в том, что предоставленный комплекс
диагностики может быть использован педагогами
в практической деятельности.
Глава 1. Особенности готовности к школе детей дошкольного возраста
1.1.Проблемы
готовности детей
к школе в трудах
отечественных ученых
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.
И здесь в полный рост встает
проблема психологической
Традиционно выделяются три аспекта зрелости: интеллектуальный эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций[14, с.89].
В советской психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968), Д.Б. Эльконина (1981; 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991).
В работах Л. И. Божович (1968) выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне[4с.90.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» [30,с.123].
Н.В.Нижегородцева (1988) в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:
1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;
2)
уровень сформированности
3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка[54,с.90].
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности[12,с.78].
Информация о работе Роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе