Роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить основные компоненты готовности детей к школе.
2. Выявить мнения родителей о их роли в процессе подготовки детей к школе.
3. Изучить мнения педагогов о роли родителей в процессе подготовки детей к школе.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Особенности готовности к школе детей дошкольного возраста
1.1.Проблемы готовности детей к школе в трудах отечественных ученых…………………...........................................................................................6
1.2. Структура и содержание готовности детей к школе...............11
Глава 2. Экспериментальное исследование роли семьи в подготовке
детей к школе
2.1. Выявление роли семьи в организации интеллектуальной подготовки детей к школе по результатам анкетирования родителей ……………………………………………………….............................................22
2.2. Выявление роли семьи в организации подготовки детей к школе по мнению педагогов..................................................................................................29
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
Приложение 1 ……………………………………………………………………36
Приложение 2…………………………………………………………………….39
Приложение 3…………………………………………………………………….41
Приложение 4…………………………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

      В исследовании принимали участи родители и педагоги школ г. Абакана №20, №5, №1, №18.  На вопросы анкеты отвечали 25 родителей и 25 педагогов. В ходе  данного исследования изучается роль семьи и школы в организации подготовке детей к школе:

      -  степень воздействия семьи на  формирование у ребенка готовности к школе;

      -  отношение педагогов к необходимости организации данного процесса и условия, созданные в школе, обеспечивающие формирование у ребенка готовности к школьному обучению.

     Метод анкетирования был выбран как  более продуктивный, документальный, гибкий по возможностям получения и обработки информации (П.И. Пидкасистый). Родителям и педагогам предлагаются анкеты смешанного типа, где часть вопросов содержала готовые ответы на выбор испытуемого и были оставлены свободные строки с предложением сформулировать свой вариант ответа (см. приложения 1 и 3).

     Анкета для родителей состоит из 11 вопросов и позволяет определить:

     - осознают ли родители необходимость специально организованного обучения для подготовке детей к школьному обучению;

     - есть ли у родителей знания  о том, как нужно готовить детей к школе;

     -  как родители осуществляют подготовку детей к школьному обучениию;

     - необходима ли родителям помощь  со стороны школы, и какая, в проведении такой работы.

     Анкета  для педагогов, состоящая из 4 вопросов, выявляет:

     - осознают ли педагоги необходимость участия родителей по организации подготовки детей к школе;

       - какую они организуют деятельность по организации подготовки детей к школе, решают ли данную проблему самостоятельно или совместно с родителями;

       Анализ педагогических планов и методических материалов направлен на выявление системы в организации предшкольного обучения, предпочитаемых форм работы, способов сотрудничества с родителями в организации процесса обучения.

        Анализ данных ответов позволяет нам отметить, что  80 % родителей считают необходимым проводить целенаправленную работу по подготовке детей к школе. Родители отметили, что сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Именно поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

        Обучение в школе может быть успешным в том случае, считают эти родители, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

      20% родителей считают такую подготовку необязательной мотивируя это тем, что когда ребенок пойдет в школу «его там всему научат» (см. рисунок 1).

      

      Рисунок 1 – Мнения родителей по поводу организации  предшкольного обучения

      Мнения  родителей по поводу того, кто должен  будущего ребенка – школьника разделились, т.к. 25 человек или 100 % родителей отметили, что   формировать у детей готовность к школе должны воспитатели, либо воспитатели и школьные учителя.  80% из них отметили, что этим должны заниматься    и родители, и   воспитатели в детском саду, 40 % отметили, что этим должны заниматься только педагоги в школе (см. рисунок 2).

      

      Рисунок 2 – Мнения родителей по поводу  формирования у детей  готовности к школе

      80% родителей считают, что они занимаются подготовкой детей к школе. Данная группа  родителей считает, что они обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые будут способствовать расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов своего ребенка.

        А 20% родителей, ответили, что не  считают необходимым это делать (см. рисунок 3). 

      

      Рисунок 3- Количество родителей, которые занимаются и не занимаются подготовкой ребенка к школе

        Некоторые родители очень своеобразно готовят ребенка к школе. 40% занимаются с детьми математикой: учат их считать, решать примеры в пределах первого десятка, покупают им диски и кассеты с различными занимательными играми,  48% родителей занимаются развитием речи детей: читают книги, заучивают короткие стихотворения, покупают диски и кассеты с различными сказками. Все родители (100%) отметили, что развивают мышление, воображение, восприятие и другие познавательные процессы, но лишь 5% из них смогли пояснить, как они это делают. Остальные ограничились тем, что отметили наличие в продаже различных развивающих игр и пособий. А также отметили то, что для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени.

      76% родителей указали на то, что,  например, помимо  занятий  математикой с ребенком, родители пытаются  сформировать у ребенка мотивационную готовность к школе, привить любовь, объяснить необходимость школьного обучения.  Однако ответить на вопрос о том, как они это делают родители не смогли.

Рисунок 4-  Формы и способы формирования родителями    готовности к  школьному обучению

      76% родителей отметили, что занимаются  с ребенком постоянно, 48% когда  есть время,  и 40% указали свой вариант: 20 из них ответили, что не занимаются совсем и 20% -  занимаются по выходным, т.е. 1или 2 раза в неделю(см. рисунок 5).

Рисунок 5 – Частота занятий с ребенком

      Только 28% родителей знают, что существуют группы предшкольной подготовки, 72%  не знают о таких группах (см. рисунок 6)

Рисунок 6 – Знания родителей о группах предшкольной подготовки

      40% родителей  узнали  случайно, узнавали  специально 48% родителей и 12% пытались узнать специально, но не получили информации, а спустя какое – то время узнали о таких группах случайно.

Рисунок  7 –Источники информации о группах  предшкольной подготовки

       72% родителей знают о том, что  существует литература, где даются рекомендации о том, как готовить детей к школе. 28% родителей не имеют таких сведений.

     

     Рисунок 8 – Осведомленность  родителей  о методических  источниках

     40% родителей ответили, что не располагают  информацией о том, какие методы и приемы помогают формировать у детей готовность к школе. Для 60% родителей  эта информация является доступной.

 

Рисунок  9 – Знания родителей о том, как  формировать готовность к школе

      Помощь  педагогов в формировании у детей любви к художественной литературе нужна 100% 

       32% родителей хотели бы получить  самую разнообразную помощь от  воспитателей или школьных учителей  о том, как формировать у  детей готовность к школе.  Это и советы, как правильно организовать процесс обучения , и как разобраться в потоке литературы и выбрать нужную и др. Остальные родители затрудняются сказать о том, какая помощь им нужна.

      Таким образом, проведенное исследование показало, что большая честь родителей  нуждается в том, чтобы получить квалифицированную помощь в процессе подготовки детей к школе.

      Вызывает  озабоченность неосведомленность  родителей о том, что существует специальная программа  подготовки детей к школе. Отсутствие информации – серьезная проблема в организации  предшкольного обучения. 
 

2.2. Выявление роли семьи в организации подготовки детей к школе

      по  мнению педагогов 

      Анкетирование педагогов показало следующее (см. приложение 3,4).

      Все педагоги единодушно ответили, что  участие родителей в подготовке детей к школе обязательно. 

       72% педагогов, оценили роль семьи,  дали оценку «хорошо» . 28% оценили  организацию учебного процесса  со стороны семьи   процесса  удовлетворительно (см. рисунок 10).

       

       Рисунок 10- Оценка организации учебно – воспитательного процесса семьей

       Отмечая недостатки в организации учебно –воспитательного процесса семьей  20% педагогов отметили, что   родители зачастую просто не знают чему учить  детей. У таких детей  не развита  свободная игровая деятельность, которая требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно и творчески любую задачу. Эта способность очень важна для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе. Однако, импровизации не получаются, у большинства детей имеются проблемы в общении. Такие игры как режиссерские, театрализованные, детям недоступны, игровая деятельность у них не сформирована, поэтому пройти всю программу не представляется возможным. 

       Еще 20% педагогов считают, что  у родителей  просто нет времени, чтобы заниматься этим вопросом, поэтому они время  от времени  пытаются что-то сделать  в этом направлении.

      28% педагогов считают, что необходимо  конкретизировать  те знания и  умения, которыми дети должны овладеть в процессе подготовки к школе. И для этого организовывать в школах консультации для родителей. В школу   приходит очень своеобразный контингент детей.

        У одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к учению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретения знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий. Четвертый не знает зачем он учится. Все эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых все в готовом виде. Но в программе отсутствует распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

        Итак, все педагоги считают, что  родители должны принимать участие   в педагогическом процессе подготовки детей к школе, поскольку  формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий школы и семьи.

        Но, исходя из собственного опыта,  педагоги  отмечают, что часто родители, даже уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития. В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. Но родители не понимают и не видят данных просчетов, поэтому необходимо наладить более тесное сотрудничество с родителями.

      Многие  родители считают, что занятия по предшкольной подготовке – это дело только педагогов и отказываются принимать участие в процессе.

      Таким образом, проведенное исследование показало, что имеются роль семьи  в подготовке детей  к школе  значительна, однако не все родители это понимают  либо просто не участвуют  в этом. 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     Проблема  готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.

    Традиционно выделяются три аспекта зрелости: интеллектуальный эмоциональный и социальный.

Информация о работе Роль семьи в интеллектуальной подготовке детей к школе