Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.
Задачи работы:
Изучить феномен «материнство»;
Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.
Введение………………………………………………………………... 2
I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
Материнство как психологический феномен………………………... 4
II. Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста.
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8
2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие
в раннем возрасте………………………………………………………………11
2.3 Функции матери……………………………………………………………15
2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20
2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28
2.7. Влияние материнского отношения и стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37
Заключение…………………………………………………………………...…43
Список использованной литературы………………………………………..45
Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные изменения детских черт.
Родительский контроль: при высоком балле по этому параметpy родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и. норм.
Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.
Четвертый параметр — эмоциональная поддержка; родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведении в силу собственной эмоциональной незрелости.
Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются xopoшей адаптированностью к среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.
Изучение детей
с аномалиями развития и делинквентным
поведением также подтверждает решающую
роль воспитательных воздействий в
формировании характерологических
особенностей ребенка, в том числе
и аномальных. Достаточно продолжительное
пагубное влияние среды в виде семейной
дисгармонии и неправильного воспитании
способствует развитию личности ребенка
по психопатическому или невротическому
типу.
Заключение.
Особая
роль в развитии ребенка и его
эмоциональной сферы
Мать в свою очередь, является носителем традиционных норм и ценностей, присущих данному обществу и ей самой.
Таким образом,
стиль материнского отношения и
особенности собственного эмоционального
опыта матери являются, с одной
стороны, средой для формирования социально-приемлемых
в данной культуре способов эмоциональных
проявлений ребенка, а с другой -
предельными рамками для таких проявлений,
поскольку ребенок ограничен тем набором
возможностей эмоционального взаимодействия,
который предоставляет ему мать. Поэтому,
очень многое, в развитие ребенка и в его
дальнейшей жизни, зависит от матери. От
ее поведения, от ее отношения к малышу,
от того, сколько внимания мать уделяет
ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь.
В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы:
- особенности эмоционального и психического развития ребенка в раннем возрасте;
- роль матери в эмоциональном развитии ребенка;
-
привязанность ребенка раннего
возраста к матери.
Также был проведен
обзор библиографических
Список
использованной литературы:
Информация о работе Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста