Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.


Задачи работы:

Изучить феномен «материнство»;
Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 2


I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.


Материнство как психологический феномен………………………... 4


II. Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста.


2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8

2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие

в раннем возрасте………………………………………………………………11

2.3 Функции матери……………………………………………………………15

2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20

2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28

2.7. Влияние материнского отношения и стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37


Заключение…………………………………………………………………...…43

Список использованной литературы………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Автор выделил  также четыре параметра изменения  родительского поведения, ответственных за описанные изменения детских черт.

Родительский  контроль: при высоком балле по этому параметpy родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и. норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка; родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведении в силу собственной эмоциональной незрелости.

Из анализа  литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются xopoшей адаптированностью к среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Изучение детей  с аномалиями развития и делинквентным  поведением также подтверждает решающую роль воспитательных воздействий в  формировании характерологических  особенностей ребенка, в том числе  и аномальных. Достаточно продолжительное  пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитании способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Особая  роль в развитии ребенка и его  эмоциональной сферы традиционно  отводится фактору взаимодействия матери и ребенка. Ребенок – существо изначально социальное, совершенно не способное поддерживать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от ближайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребенка. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать помогает регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

     Мать  в свою очередь, является носителем  традиционных норм и ценностей, присущих данному обществу и ей самой.

Таким образом, стиль материнского отношения и  особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной  стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных  проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь. 

В данной курсовой работе были рассмотрены такие  вопросы:

     - особенности эмоционального и  психического развития ребенка  в раннем возрасте;

     - роль матери в эмоциональном развитии ребенка;

     - привязанность ребенка раннего  возраста к матери. 
 

Также был проведен обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства  и влиянию матери на эмоциональное  развитие ребенка. 
 

                 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.
  2. Боулби. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей//М.,2006.
  3. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
  4. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери – М., Класс, 1998.
  5. Винникотт Д.В. Разговор с родителями - М., «Класс», 1994.
  6. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
  7. Клауд Г, Дж. Таунсенд . Фактор матери. Как избежать типичных ошибок, которые делают матери - «Триада»,2007 г.
  8. Лисина М.И. формирование личности ребенка в общении - «Питер», 2009 г.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М., Педагогика,1986.
  10. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология - Высшее образование, 2008.
  11. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности – М., Мысль, 1987
  12. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М., Жизнь и мысль, 1999.
  13. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем                    детстве// Вопросы психологии. 1997, № 4.
  14. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. № 4.
  15. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери в раннем возрасте -http://www.portal-slovo.ru.
  16. Авдеева Н.Н. журнал «Дошкольное воспитание», №3, №5 2005 г.
  17. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психол. журн. 1999, № 1.
  18. Ивакина В. В. Функция матери как детерминанта развития ребенка//Гуманитарные науки, № 5 2007.
  19. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.

Информация о работе Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста