Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.


Задачи работы:

Изучить феномен «материнство»;
Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 2


I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.


Материнство как психологический феномен………………………... 4


II. Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста.


2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8

2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие

в раннем возрасте………………………………………………………………11

2.3 Функции матери……………………………………………………………15

2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20

2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28

2.7. Влияние материнского отношения и стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37


Заключение…………………………………………………………………...…43

Список использованной литературы………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

б) формирование базовых конкретно-культурных и  общечеловеческих ценностей; в) усвоение культурно-

типических образцов поведения; г) формирование культурной модели когнитивной и мотивационной  сфер; д) обеспечение условий адекватной адаптации ребенка к социуму.

4. Функция эмоциональной  поддержки заключается в чувственно-эмоциональном сопровождении и экспрессивном отклике матери на поведение ребенка в процессе взаимодействии с ним, в эмоциональном стимулировании и контроле развития ребенка. Выполнение этой функции в полном объеме значительно усиливает воспитательный потенциал материнства, состояние эмоционального комфорта, обеспеченное именно матерью, является детерминантой позитивного развития всех базовых структур личности ребенка и его психики.

5. Функция общения.  Выделяются следующие компоненты  данной функции: а) организация межличностного общения; б) влияние матери на многообразие связей ребенка с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; в) посредничество матери в контактах ребенка со средствами массовой информации, литературой и искусством.

6. Рекреативная  функция включает в себя восстановительный  и психотерапевтический аспекты.

В связи с  урбанизацией общества материнско-детские  отношения детерминируются персонифицированной психотерапевтической функцией. Она обеспечивает ребенку чувство защищенности, чувство психологического комфорта, влияющего на психофизиологическое состояние, создает базу для самоактуализации ребенка и реализации его творческого потенциала.

7. Регулятивная  функция включает в себя функцию  социального контроля как систему регуляции отношений с окружающим миром, с другими людьми. 

Основные функции  материнства, их вариабельность возможна в зависимости от задач развития и потребностей конкретного возраста ребенка. Дополнительные материнские функции непосредственно диктуют потребности ребенка, характерные для определенного этапа развития. На разных возрастных этапах основные функции могут играть роль дополнительных или вообще отсутствовать в связи с неактуальностью обслуживаемых ими потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Влияние матери  на эмоциональное  благополучие ребенка. 

 В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и

качественное  удовлетворение матерью биологических  потребностей ребенка.

Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Певроначально у ребенка возникает “любовь к заботе”, которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность ведет к нарастанию напряжения и нарушению эмоционального состояния ребенка.

   Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях.

Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, страха, отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного устранения напряжения или несоответствия способов удовлетворения потребности, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально в лице родителей).

Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний

субъекта - страдания  от напряжения потребностей и переживания  наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем.

Э.Эриксон принимает  за основу чувство базовой веры и  надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление, и, соотвественно, устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему “побеждать” чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э.Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании “базовых

способов разрешения конфликтов” между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онгтогенеза.

К.Хорни в  качестве базовой структуры выделяет потребность в безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога, как результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате родительского (в первую очередь материнского) поведения формируетсяъ индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой безопасности, определяющая стратегию развития личности.

Д. Винникотт  акцентирует свое внимание на критичности  для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери,

помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д.Винникотта о том, что “кормление без любви - деструктивно”. Мать является “идеальной средой” для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и

сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях

адекватного материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком по отдельности, впоследствии собираются в целостный образ матери. Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это значение мира и соотношение его “хороших” и “плохих” свойств, а также их предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком положительных качеств первичного объекта - матери.

В этологических  исследованиях, начало которым было положено в экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающихся без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. Х.Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие “тела” (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально эмоциональный комфорт достигается именно засчет наличия самих стимулов, и только в дальнейшем они собираются в целостный объект. В нормальных условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации удалось разнести стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным объектам (два макета суррогатной матери с разным набором качеств).

Революционность этих исследований состоит не только в выделении

самостоятельного  значения потребности в эмоциональном  комфорте, но и в

генезисе объекта  этой потребности, основанном на существовании стимулов,

обеспечивающих  этот комфорт, и прижизненном их объединении  на внешнем объекте.

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического

развития, наличие  потребности в безопасности и  роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых

образований личности легли в основу теории привязанности. Подробнее феномен привязанности  будет рассмотрен в следующей  главе работы.

В гуманитарной психологии меньше внимания уделяется раннему

онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте

обеспечивается  родителями. Это безопасность от страха, защита от боли,

 гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня, и

 должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей физиологических нужд. Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать.

В этом состоит  конструктивная роль зависимости в  раннем детстве. Чувство

безопасности  создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация

 потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и

 уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь -

 матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией

 ребенку своего  положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

В отечественной  психологии традиционно упор делался  на эмоциональные

переживания ребенка  во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально

рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение

потребности во впечатлениях. В первые недели жизни  поведение матери

(проявление  положительных эмоций во взаимодействии  с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия). М.И.Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной.

Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и

искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, эмоционально-положительного состояния ребенка.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках двух направлений отечественной психологии.

В рамках первого  направления исследований выделяется базовое отношение к миру, которое  формируется в раннем возрасте. Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру, устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого

содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери,

которая помимо физиологических удовлетворения потребностей ребенка и

потребности в  эмоциональном общении, обеспечивает поддержку его активного, инициативного  отношения к миру, воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в эмоциональном взаимодействии со взрослым, к трем месяцам

Информация о работе Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста