Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.
Задачи работы:
Изучить феномен «материнство»;
Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.
Введение………………………………………………………………... 2
I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
Материнство как психологический феномен………………………... 4
II. Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста.
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8
2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие
в раннем возрасте………………………………………………………………11
2.3 Функции матери……………………………………………………………15
2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20
2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28
2.7. Влияние материнского отношения и стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37
Заключение…………………………………………………………………...…43
Список использованной литературы………………………………………..45
б) формирование базовых конкретно-культурных и общечеловеческих ценностей; в) усвоение культурно-
типических образцов поведения; г) формирование культурной модели когнитивной и мотивационной сфер; д) обеспечение условий адекватной адаптации ребенка к социуму.
4. Функция эмоциональной
поддержки заключается в
5. Функция общения.
Выделяются следующие
6. Рекреативная
функция включает в себя
В связи с урбанизацией общества материнско-детские отношения детерминируются персонифицированной психотерапевтической функцией. Она обеспечивает ребенку чувство защищенности, чувство психологического комфорта, влияющего на психофизиологическое состояние, создает базу для самоактуализации ребенка и реализации его творческого потенциала.
7. Регулятивная
функция включает в себя
Основные функции
материнства, их вариабельность возможна
в зависимости от задач развития и потребностей
конкретного возраста ребенка. Дополнительные
материнские функции непосредственно
диктуют потребности ребенка, характерные
для определенного этапа развития. На
разных возрастных этапах основные функции
могут играть роль дополнительных или
вообще отсутствовать в связи с неактуальностью
обслуживаемых ими потребностей.
2.4.
Влияние матери
на эмоциональное
благополучие ребенка.
В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и
качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка.
Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Певроначально у ребенка возникает “любовь к заботе”, которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность ведет к нарастанию напряжения и нарушению эмоционального состояния ребенка.
Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях.
Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, страха, отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного устранения напряжения или несоответствия способов удовлетворения потребности, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально в лице родителей).
Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний
субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем.
Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление, и, соотвественно, устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему “побеждать” чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э.Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании “базовых
способов разрешения конфликтов” между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онгтогенеза.
К.Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога, как результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате родительского (в первую очередь материнского) поведения формируетсяъ индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой безопасности, определяющая стратегию развития личности.
Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери,
помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д.Винникотта о том, что “кормление без любви - деструктивно”. Мать является “идеальной средой” для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и
сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях
адекватного материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком по отдельности, впоследствии собираются в целостный образ матери. Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это значение мира и соотношение его “хороших” и “плохих” свойств, а также их предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком положительных качеств первичного объекта - матери.
В этологических исследованиях, начало которым было положено в экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающихся без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. Х.Харлоу сформулировал понятие об эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие “тела” (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально эмоциональный комфорт достигается именно засчет наличия самих стимулов, и только в дальнейшем они собираются в целостный объект. В нормальных условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации удалось разнести стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным объектам (два макета суррогатной матери с разным набором качеств).
Революционность этих исследований состоит не только в выделении
самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в
генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании стимулов,
обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем объекте.
Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического
развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых
образований личности
легли в основу теории привязанности.
Подробнее феномен
В гуманитарной психологии меньше внимания уделяется раннему
онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте
обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли,
гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня, и
должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей физиологических нужд. Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать.
В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство
безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку.
Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация
потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и
уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь -
матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией
ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.
В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные
переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально
рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение
потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери
(проявление
положительных эмоций во
Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и
искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, эмоционально-положительного состояния ребенка.
Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках двух направлений отечественной психологии.
В рамках первого направления исследований выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте. Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру, устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого
содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери,
которая помимо физиологических удовлетворения потребностей ребенка и
потребности в эмоциональном общении, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру, воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в эмоциональном взаимодействии со взрослым, к трем месяцам
Информация о работе Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста